Чингиз-хан покорил Китай и разгромил столицу его Пекин. Заключив с китайским императором мир, он двинулся на запад, против могущественной державы Ховарезмийской, объединявшей собой владения Хивинские, Бухарские и большую часть Персидских.
Здесь, в густонаселенной и высокообразованной стране, покрытой цветущими городами, произошел ряд кровопролитных сражений. Страна эта уже никогда впоследствии не могла достигнуть своего былого цветущего состояния.
Чингиз-хан, по обыкновению, двинулся на Ховарезмию с огромными полчищами своих Татар. Когда он подошел к городу Самарканду, в котором находилось одних войск до 100 тысяч человек, то жители хотели соорудить вокруг него новые рвы. Но их повелитель, храбрый султан ХоварезмИйский, послал им сказать, чтобы они избавили себя от напрасного труда, так как Монголов столько, что они одними своими кнутами наполнят все рвы. Скоро Самарканд, Хива, Термез, Балх обратились в груды трупов и развалин. А города эти были по своим размерам таковы, что в одном только Балхе было двести бань для странников и 1200 мечетей.
Через три года Ховарезмия была окончательно покорена и опустошена до берегов Каспийского и Аральского морей. Все это было совершено полководцами Чингиз-хана. Сам же он оставался большею частью в Самарканде и устраивал в его окрестностях замечательные охоты. Целые народы были сбираемы для того, чтобы сгонять сотни тысяч диких зверей, которых убивал Чингиз-хан со своими придворными. Он усердно знакомился с бытом покоренных им народов и часто беседовал с их учеными и мудрецами.
Покорив Ховарезмию, Чингиз-хан собрал большой курултай, на котором показался во всем блеске своей славы. Торжество происходило на громадной равнине, и хотя местность имела 49 верст в окружности, но едва могла вместить одни только шатры всех прибывавших князей.
Во время описанных охот и торжеств, Чингиз-хан не переставал деятельно готовиться и к дальнейшим своим походам.
Еще в 1220 году он послал своих полководцев Чжебе и Субутая захватить бежавшего Ховарезмийского султана Магомета, который, после многих бедствий и скитаний, укрылся на одном из островов Каспийского моря, где и умер.
Преследуя несчастного Магомета, Чжебе и Субутай, обогнув с юга Каспийское море и не отыскав его, двинулись через Персию в Грузию, разоряя все по пути. Храбрые Грузины смело встретили врага, но были наголову разбиты под Тифлисом. Затем они вышли еще раз против Татар и были еще раз разбиты. После этого Татары стали переходить через Кавказский хребет, для дальнейшего движения к северу. Это было в 1223 году.
Здесь Татары были встречены местными воинственными горскими племенами, пригласившими себе в союзники Половцев. Положение Татар, окруженных со всех сторон неприятелем в неприступных горах, стало отчаянным. Но им пришла на выручку обычная бесчестность Половцев. Они жадно склонились на дары, предложенные им Татарами, и вероломно покинули своих союзников, после чего Татары разбили последних, а затем двинулись и вслед за Половцами, расходившимися безо всяких предосторожностей по своим кочевьям.
И тоже наголову разгромили их.
Половцы, в ужасе уходя от шедших за ними следом Татар, кинулись за помощью к Русским.
И вот к Мстиславу Удалому, сидевшему в это время в Галиче, неожиданно прибежал тесть, Половецкий хан Ктян и стал усиленно просить о помощи против Татар, о которых никто ничего не знал на Руси.
Мстислав Удалой согласился, и скоро по его приглашению в Киеве состоялся большой княжеский съезд для решения вопроса об общем походе. Половцы усиленно задаривали князей конями, верблюдами, буйволами и невольницами. Они говорили: «Если не поможете нам, то сегодня мы будем иссечены, а завтра вы».
После продолжительного обсуждения, съезд постановил: «Лучше нам принять Татар на чужой Земле, чем на своей». Затем все стали деятельно готовиться к большому общему походу.
Мстислав Удалой перешел Днепр и обратил в бегство Татарских сторожей. После этого все князья переправились через Днепр. Ободренные успехом Русские продвигались все дальше и дальше вперед и, наконец, дошли до реки Калки, впадающей в Азовское море. Не успел Мстислав Удалой с Даниилом Романовичем перейти реку, как сейчас же появилось огромное количество Татар, готовых к бою.
Это было 16 июня 1224 года.
Победа могла склониться на нашу сторону. Но вдруг побежали презренные Половцы и стали топтать станы остальных князей, которые не успели еще построить полки для боя. Это решило дело в пользу Татар.
Поражение Русских было такое, какого не бывало еще от начала Русской Земли. Мстислав Удалой, Даниил Романович и немногие из бывших в сечи успели бежать в направлении к западу. Доблестные же наши богатыри все до единого сложили свои головы.
Князь Мстислав Киевский, с зятем своим Андреем и князем Александром Дубровицким сдались и были задавлены: Татары подложили их под доски, на которые сели обедать.
Шестеро других князей погибло во время бегства к Днепру.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема