
Севак Мирабян
Меня неоднократно спрашивали: почему в Христианстве Бог явился людям так тихо и скромно? А когда люди Его хотели обидеть, Он не стал защищаться. Даже не позволил своим друзьям заступиться за Него перед врагами? И сам я неоднократно задумывался: ведь если речь идет о всемогущем Боге, а христиане верят, что во Христе к нам пришел сам Творец всемогущий, то рождество в хлеву и распятие, в буквальном смысле, для многих является безумием. Об этом говорят не просто какие-то атеисты и критики религии, а святой апостол Павел в своем первом послании к Коринфянам. Ну почему Бог сделал все так? Решил спасти человека таким вот способом?
Признаюсь, не сразу я стал понимать, да и сейчас есть над чем еще думать и думать. Однажды прочитал притчу, которая пролила свет на мои раздумья. Ее сочинил известный датский философ Сёрен Кьеркегор.
Молодой принц вступил на престол самого могущественного королевства своего времени. Несмотря на всю свою юность, он уже прославился большим умом, мудростью и великодушием. Все было хорошо, но одна беда все же была: король был холостой. Вся знать и приближенные искали ему будущую королеву. Выбирали самых знатных, богатых и красивых претенденток на его сердце и престол. Но все предложения король отверг, ошарашив знать тем, что ему хотелось жениться по любви.
Как-то раз после охоты, король и его свита решили отдохнуть у водопоя близ небольшого селения. Вечером девушки приходили с кувшинами за водой. Одна из них была необыкновенной красоты. Молодой король влюбился в красавицу. Он послал разведчиков узнать кто она. Вернувшись во дворец, король отдал последние распоряжения и заявил, что уходит от государственных дел до поры до времени и строго настрого под страхом смерти запретил кому-либо сообщать о нем и следить за ним. Под видом простого ремесленника он поселился в деревне, где жила его любимая. Жил с крестьянами, работал и общался с ними. Познакомился с родней девушки, общался с ней. И только когда любимая ответила ему взаимностью, нисколько не догадываясь, кто он на самом деле, молодой и уважаемый всеми ремесленник открылся.
Мудрый король жаждал настоящей любви и прекрасно понимал, чем бы все это закончилось, явись он к своей возлюбленной во всей славе своей и могуществе. Кому как не ему было знать, насколько люди слабы перед богатством, славой, властью и внешним блеском, способным затмить почти любого смертного. По его приказу девушку привели бы во дворец, обрядили бы как новогоднюю елку, обучили бы всем манерам и прочее. Но полюбила бы она его как человека, от души и от всего сердца, свободно? Ведь и наши отношения с Богом чем-то похожи на эту притчу. Гораздо легче любить Бога, Который внешне яркий, всесильный, особенно, когда мне это нужно.
И до меня стало понемногу доходить, что в христианстве Бог настолько уважает человеческую свободу, что часто, как говорят многие святые, скрывает Свою силу и мощь, дабы не подавить человека очевидностью Своего неопровержимого присутствия. Господь дает нам возможность самим искать Его. Он дал нам самый удивительный дар: свободу, верить или не верить, любить или не любить Его.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер