Помните, у Александра Блока:
«Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм»?
В интернет-дискуссиях на тему покаяния часто вспоминают эти строки и с упреком ставят верующим на вид подобную практику: преспокойно грешить, зная, что потом можно покаяться. Недавно один собеседник написал мне буквально следующее — цитирую: «Это заставляет думать о столь распространенном типаже человека, который сначала грешит безудержно, а потом идет на исповедь и как бы все нормально, потому что главное - что он верит "правильно", и вера эта его спасет». Конец цитаты.
И я уже готов был дать оценку поведению приведенного в пример человека. Сказать, что если он живет так, то это факт его биографии и вопрос его совести, но никак не тот опыт, который христианство предлагает взять за образец. Я был готов сказать еще много красивых слов, но вдруг подумал, что такого человека — которого мой собеседник назвал «типажом столь распространенным» — я лично никогда не встречал. Я только о нем слышал в дискуссиях — как об абстрактном примере. Будто этот бедняга — не человек вовсе, а лишь полемический прием. Хватит ли у кого-нибудь смелости указать на своего конкретного знакомого и сказать: «Вот — он, фамилия-имя, лицемер, преспокойно который грешит и кается, грешит и кается»?
Думаю, не хватит — стыдно напрямую заниматься осуждением. А раз не хватит — то, может оставить этого условного грешника в покое?
Вспоминается история, как Льва Толстого, проповедника непротивления злу силой, спрашивали: «А если на Вас нападет тигр, Вы тоже не будете драться и дадите себя съесть?» А писатель отвечал: «Сколько живу в Тульской губернии — ни разу не встречал тигра. Но на основании того, что какой-то тигр теоретически может на меня напасть, люди считают нормальным друг друга убивать».
И все же предположу — в качестве эксперимента — что среди моих знакомых есть человек, который — повторю цитату — «грешит безудержно, а потом идет на исповедь и типа все нормально, потому что главное, что он верит "правильно", и вера эта его спасет». Если даже означенный тип существует, то — какое мне, собственно, дело до его грехов? Мне бы со своими разобраться… И в этом, по моим ощущениям, корень обсуждаемой проблемы. Вера и вправду спасет того, кто грешит и кается. Но из этого вовсе не следует, что грешить — можно. Грешить — нельзя. Точка. Бог прощает грехи. Точка. Эти два тезиса находятся в некой взаимосвязи. В какой? Человек может постичь только в категориях «я грешу — меня прощают», только изнутри собственного сокровенного опыта покаяния. Но не на примере какого угодно абстрактного типа.
И когда мне говорят об условном человеке, который «безудержно грешит, а потом идет на исповедь и типа все нормально», мне в подтексте слышится, скорее, вопрос: «А может быть, тогда и каяться не нужно? Может, и смысла в исповеди нет?» То есть, речь идет о самой идее покаяния в христианстве. И при такой постановке вопроса на него не может быть ответа. Потому что в качестве, скажем так, «материала исследования» предлагается смотреть на чей-то чужой опыт — на каких-то «распространенных типажей», реальных или условных. Но это бесполезно, когда речь идет о тайне личного богообщения.
Напоследок скажу, что и вправду встречал в жизни людей, которые безудержно грешили. Но потом — столь же безудержно каялись. И менялись после этого на всю жизнь. Бывало, что потом снова срывались на старые рельсы. И снова столь же искренне каялись. Мне неизвестна тайна их покаяния, но со стороны я видел, что они снова менялись. И в этом не было никакого формализма — опять же, вопрос совести. Тот, кто пробовал себя менять, знает, как это тяжело и какова цена прощения грехов. Но знает и то, что всё это — реально. Но не потому что на исповеди правильно каешься или просто правильно веришь. А потому что Бог — есть, и Он Живой. По-моему, разница очевидна.
«Почему молиться трудно?». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о том, что такое молитва, какие виды молитвы бывают и почему молиться не всегда легко.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Непонятливый котёнок

Жила-была кошка с котёнком. Малыш недавно родился на свет, и всё для него вокруг было в новинку. Однажды он увидел на крыше луч солнца.
— Должно быть, это какое-нибудь очень вкусное лакомство, — подумал котёнок и полез на крышу.
Он уже добрался до чердака, как вдруг из его угла в окошко выпорхнул воробей.
— Нет, лучше я сначала его поймаю, а потом дальше полезу, — сказал сам себе котёнок и кинулся за воробьем. Он тоже высоко подпрыгнул, стал махать в воздухе лапками —в точности как воробей крыльями! — но, конечно же, шлёпнулся за землю. Хорошо, что в том месте росла густая трава, и котёнок не ушибся, но сильно обиделся.
Побежал он к маме-кошке жаловаться на воробья. Та выслушала его, погладила и стала утешать.
— Милый мой малыш, — ласково сказала она. — Запомни хорошенько: кошки не летают как птицы. Зачем ты погнался за воробьём? Твое дело — мышей ловить.
Через какое-то время котёнок отправился погулять к пруду и увидел, как щука в воде гоняется за мальками. Ему тоже захотелось поймать хотя бы одну рыбку. Прыгнул он в пруд, и стал вилять хвостом, как это делает щука, но только вымок от ушей до кончика хвоста и всю стаю в воде распугал.
Выбрался котёнок на берег и побежал к маме на рыбок жаловаться. Та приласкала его, утешила, и снова стала учить уму-разуму:
— Какой же непонятливый! Зачем ты полез в пруд? Кошки не умеет плавать как рыбы. Запомни хорошенько: твое дело — мышей ловить.
Котёнок выслушал наставление матери и обещал никогда его не забывать.
Вскоре малыш отправился в лес на охоту. Поймал он там мышку и понёс во рту показать свою добычу матери. По пути ему надо было переходить через ручей по жердочке. И когда котёнок переправлялся на другой берег, он вдруг заметил в воде своё отражение.
— Кто-то другой тоже поймал мышь, — подумал он. — Отниму-ка я у него добычу! Тогда у меня будет сразу две мыши, и мама меня ещё больше похвалит.
С громким мяуканьем котёнок кинулся в воду, выпустив изо рта мышку. Никого он, конечно, не поймал, хоть из ручья живым выбрался. Мокрый, грязный, побежал малыш к маме, чтобы она его утешила.
Выслушала его мама-кошка, нахмурилась и сказала строго:
— Прежде я тебя учила, а теперь надо как следует проучить.
— Но почему? — удивился котёнок. — Я же как раз занимался своим делом — поймал мышку.
— Хорошо, что ты ловил мышей, — сказала мама. — Но завидовать, жадничать и отнимать у других ты не должен! Этому ты сам где-то научился, и впредь больше так не поступай.
На всю жизнь запомнил котёнок мамин урок. Надеюсь, и вы тоже.
(по мотивам удмуртской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Корпус императора Николая II

«Ошибка тех, кто думает, что образование — это в плане идей. Нет — это передача опыта» — писал известный богослов русской эмиграции — священник Александр Шмеман. В 1938 году он окончил кадетский Корпус-лицей императора Николая II во Франции.
Идея создания этого корпуса принадлежала русским эмигрантам — выпускникам кадетских корпусов императорской России. Многие из них покинули Родину из-за событий революции 1917 года, но увезли с собою за рубеж память об утраченном доме и хотели воспитать новое поколение русских детей, рождённых уже в эмиграции, в дореволюционных традициях.
В 1930 году «Русский комитет» по организации учебных заведений открыл Корпус-лицей императора Николая II в местечке Виллье-ле-Бэль под Парижем. Из-за того, что французские власти не позволяли открывать иностранные военные учебные заведения, кадетский корпус сначала официально именовался «Корпусом-лицеем», а в последствии «Русской школой». Но внутри всё было устроено в лучших традициях кадетских корпусов императорской России: мальчики носили кадетскую форму и делились на военные подразделения, а воспитателями в классах назначались офицеры императорской армии.
Классы в корпусе были немногочисленны. При поступлении преимущество отдавалось сыновьям выпускников кадетских корпусов. За 8 лет обучения новоиспеченные кадеты должны были освоить программу французского лицея, адаптированную для русских детей, и такие предметы как русский язык, литературу, Закон Божий, русскую историю и географию. Большинство уроков вели русские эмигранты.
Первым директором корпуса-лицея стал генерал-лейтенант Владимир Римский-Корсаков. Он считал, что именно через корпус мальчики, не видевшие Родины, узнают и полюбят Россию. Генерал пользовался большим уважением среди своих учеников и ласково именовался кадетами «дедушкой». Именно его стараниями при корпусе была открыта церковь Николая Чудотворца. Так учебное заведение стало маленьким уголком России на французской земле: стены классов украшали портреты членов императорского дома, репродукции картин и изображения Москвы.
В 1937 году кадеты переехали в новое здание в городе Версаль, недалеко от Парижа. Там корпус располагался в течение последующих двух десятилетий. На протяжении долгих лет обучение в заведении происходило на взносы от родителей кадет и пожертвования благотворителей, но к 1959 году финансовых средств перестало хватать на оплату аренды здания. Корпус был вынужден переехать в город Дьепп, где просуществовал до своего закрытия в 1964 году.
За долгие годы работы через стены Корпуса-лицея императора Николая II прошло более пятисот кадет, получивших русское образование за рубежом. Годы, проведенные в корпусе, помогли молодым людям, рожденным вне Отечества, сохранить свою культуру и не забыть о том, что они русские. После выпуска кадеты помнили о родном корпусе и в течении долгих лет продолжали встречаться на общекадетских съездах.
Все выпуски программы Открываем историю