Помните, у Александра Блока:
«Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм»?
В интернет-дискуссиях на тему покаяния часто вспоминают эти строки и с упреком ставят верующим на вид подобную практику: преспокойно грешить, зная, что потом можно покаяться. Недавно один собеседник написал мне буквально следующее — цитирую: «Это заставляет думать о столь распространенном типаже человека, который сначала грешит безудержно, а потом идет на исповедь и как бы все нормально, потому что главное - что он верит "правильно", и вера эта его спасет». Конец цитаты.
И я уже готов был дать оценку поведению приведенного в пример человека. Сказать, что если он живет так, то это факт его биографии и вопрос его совести, но никак не тот опыт, который христианство предлагает взять за образец. Я был готов сказать еще много красивых слов, но вдруг подумал, что такого человека — которого мой собеседник назвал «типажом столь распространенным» — я лично никогда не встречал. Я только о нем слышал в дискуссиях — как об абстрактном примере. Будто этот бедняга — не человек вовсе, а лишь полемический прием. Хватит ли у кого-нибудь смелости указать на своего конкретного знакомого и сказать: «Вот — он, фамилия-имя, лицемер, преспокойно который грешит и кается, грешит и кается»?
Думаю, не хватит — стыдно напрямую заниматься осуждением. А раз не хватит — то, может оставить этого условного грешника в покое?
Вспоминается история, как Льва Толстого, проповедника непротивления злу силой, спрашивали: «А если на Вас нападет тигр, Вы тоже не будете драться и дадите себя съесть?» А писатель отвечал: «Сколько живу в Тульской губернии — ни разу не встречал тигра. Но на основании того, что какой-то тигр теоретически может на меня напасть, люди считают нормальным друг друга убивать».
И все же предположу — в качестве эксперимента — что среди моих знакомых есть человек, который — повторю цитату — «грешит безудержно, а потом идет на исповедь и типа все нормально, потому что главное, что он верит "правильно", и вера эта его спасет». Если даже означенный тип существует, то — какое мне, собственно, дело до его грехов? Мне бы со своими разобраться… И в этом, по моим ощущениям, корень обсуждаемой проблемы. Вера и вправду спасет того, кто грешит и кается. Но из этого вовсе не следует, что грешить — можно. Грешить — нельзя. Точка. Бог прощает грехи. Точка. Эти два тезиса находятся в некой взаимосвязи. В какой? Человек может постичь только в категориях «я грешу — меня прощают», только изнутри собственного сокровенного опыта покаяния. Но не на примере какого угодно абстрактного типа.
И когда мне говорят об условном человеке, который «безудержно грешит, а потом идет на исповедь и типа все нормально», мне в подтексте слышится, скорее, вопрос: «А может быть, тогда и каяться не нужно? Может, и смысла в исповеди нет?» То есть, речь идет о самой идее покаяния в христианстве. И при такой постановке вопроса на него не может быть ответа. Потому что в качестве, скажем так, «материала исследования» предлагается смотреть на чей-то чужой опыт — на каких-то «распространенных типажей», реальных или условных. Но это бесполезно, когда речь идет о тайне личного богообщения.
Напоследок скажу, что и вправду встречал в жизни людей, которые безудержно грешили. Но потом — столь же безудержно каялись. И менялись после этого на всю жизнь. Бывало, что потом снова срывались на старые рельсы. И снова столь же искренне каялись. Мне неизвестна тайна их покаяния, но со стороны я видел, что они снова менялись. И в этом не было никакого формализма — опять же, вопрос совести. Тот, кто пробовал себя менять, знает, как это тяжело и какова цена прощения грехов. Но знает и то, что всё это — реально. Но не потому что на исповеди правильно каешься или просто правильно веришь. А потому что Бог — есть, и Он Живой. По-моему, разница очевидна.
Пусть в школах и ВУЗах звучат важные слова о семье, браке, любви и верности
Елена Бородина много лет работает с молодёжью — готовит будущих педагогов в одном из ВУЗов Екатеринбурга. Часто она сталкивается с серьёзной проблемой. Когда на лекциях или в беседах Елена затрагивает тему ценности семьи и брака, у студентов это вызывает непонимание, насмешки и отторжение. Многие ребята вообще не хотят создавать семью. Поэтому выстроить добрый диалог, который затронет и смягчит сердца молодых людей — одна из важных и в то же время сложных задач для Елены. В поисках лучших решений и практик она обратилась в образовательно-просветительский проект «Клевер Лаборатория».
Этой осенью он запустил первый онлайн-курс повышения квалификации для педагогов по программе: «Семьеведение: формирование семейных ценностей у детей и подростков». Серию вебинаров ведут кандидаты педагогических и юридических наук, священники Русской Православной Церкви, эксперты крупнейшего родительского движения в России «Общественный уполномоченный по защите семьи», лучшие методисты и психологи. «Этот курс помогает выстроить общение с ребятами, найти к ним подход. Считаю, что он необходим для всех, кто работает с детьми и молодыми людьми», — отмечает педагог Елена Бородина. Сегодня, опираясь на материалы и рекомендации «Клевер Лаборатории», она продолжает говорить со студентами о семье и браке, о любви и верности и сеять добрые зёрна в их сердцах.
Вы можете поддержать дальнейшее развитие программы. Пусть как можно больше ребят в школах и ВУЗах страны услышат важные и нужные слова о семье — самом дорогом и ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Встреча античной культуры и христианства». Диакон Николай Антонов
У нас в гостях был кандидат теологии, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета диакон Николай Антонов.
Разговор шел о встрече античного мира с проповедью о Христе, какое влияние на развитие европейской культуры оказало распространение христианства, как философы античного мира приняли христианское богословие, что христианская богословская мысль приняла от античности, а что внесла нового.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о том, что нового христианство сказало о человеке, Боге и мире по сравнению с античностью.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Основа отношений в семье». Татьяна Воробьева
Гостьей программы «Светлый вечер» была Заслуженный учитель России, детский психолог высшей категории Татьяна Воробьева.
Разговор шел о том, что должно лежать в основе доверительных отношений между родителями и детьми и почему опасно обсуждать недостатки своих близких с посторонними.
Часто возникает желание пожаловаться на детей, обсудить мужа или жену, найти поддержку своим обидам и раздражению. Наша гостья объясняет, почему это опасно и разрушительно, что можно выносить из семьи во вне, а что нельзя, какие слова и обсуждения семью укрепляют, а какие разрушают.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер












