«Помолитесь, оглашенные, Господу», – каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы – ектений – говорит: – «Оглашенные, изыдите!» Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятию «оглашенный» толкование «ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно». Разве место таким в храме?
Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол «оглашать» значил «изустно наставлять в первоначальных истинах веры», а прилагательное «оглашенный» имело смысл «желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам». Видимо, некоторые их этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова…
В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить к купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: «Веруешь ли Христу?» дать ответ: «Верую Ему, как царю и Богу!» Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения – Таинстве Евхаристии – вместе в верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее «литургия оглашенных».
Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный и страшный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.
Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Тайн становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почему же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
Дореволюционная «Настольная книга священнослужителя» говорит: «В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашенных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные… В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова».
Что же касается выхода из храма – здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти.
22 мая. О неверии и духовной слепоте фарисеев

В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, обращённые к фарисеям: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас».
О неверии и духовной слепоте фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Эти слова Господа перекликаются с другими Его наставлениями о том, что хулящий Духа Святого не имеет прощения ни в этом веке, ни в будущем, поскольку очевидно отрекается от истины и называет ложь правдой.
Если бы фарисеи не ведали, что творили, если бы очевидно не изобразился перед ними Христос в Божественном Его могуществе, то, может быть, и имели бы оправдание в своем неверии, но поскольку их неверие было в чистом виде свидетельством их злого расположения воли, отрицающим Божество, то и возвещает им Господь непростительность этого состояния и то, что грех их остаётся на них, ибо их слепота не физическая, но добровольная и сердечная.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. О подвиге преподобного Иосифа Оптинского

Сегодня 22 мая. День памяти преподобного Иосифа Оптинского, отошедшего ко Господу в 1911 году.
О его подвиге — священник Николай Яковлев.
Великая тайна промысла Божия приоткрывается нам, человекам, в частности, через святой ангельский образ иноческого жития — особого служения, когда в далёкой пещере или пустыни творится умно-сердечная молитва, и по этой молитве совершается чудо.
Несравненной жемчужиной монашеского подвига, без сомнения, является феномен оптинского старчества. XIX век. Свято-Введенская Оптина пустынь вписывает в свои недра ещё одного светоча для всей православной России — преподобного старца Иосифа.
Яркими качествами старца явились беспрекословное послушание, трудолюбие, молчаливость и беззлобие. Ни с кем батюшка не вёл длинных бесед. Он умел в нескольких словах выразить самое главное — наставить и утешить. Ведь сила его молитвы была выше и драгоценнее любых слов.
Старцу Иосифу часто задавали один и тот же вопрос: «Как же можно узнать прозорливого человека?» И ответ был просто поразителен: «Узнать такого человека нужно по смирению, потому что враг, то есть дьявол, может дать прозорливость человеку, а смирение никогда не даёт».
Помоги нам, Бог, теплить в наших сердцах сегодня дар смирения, так необходимого всем нам, по молитвам преподобного Иосифа, старца Оптинского!
Все выпуски программы Актуальная тема
22 мая. Об иконографии святителя Николая

Сегодня 22 мая. Церковь празднует Перенесение в 1087 году мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари.
Об иконографии святителя Николая — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Николай Чудотворец — один из самых почитаемых святых в Церкви, и существует множество его икон. Наиболее распространено поясное изображение святого с закрытым Евангелием в левой руке и благословляющей правой рукой. Иногда в правом и левом углу иконы можно увидеть фигуры Христа с Евангелием и Богородицы с омофором.
Это в память о чуде, случившемся во время работы Первого Вселенского Собора. Когда после пощёчины Николая еретику Арию, отцы Собора сочли этот поступок недостойным сана архиерея и сняли с него священный сан. Тогда многим участникам Собора во сне явился Господь и явилась Матерь Божия, восстанавливающими в сане святого епископа.
Поскольку память святого Николая совершается два раза в год, 19 декабря и 22 мая, в народе эти праздники называют Николой Зимним и Николой Летним. И это нашло отражение в иконах святого. Святителя изображают в головном уборе или без него.
Распространено также и ростовое изображение святого Николая, так называемый Никола Зарайский. Необычность этой иконы в том, что руки святого подняты выше, чем обычно на иконах святителей, где обычно локти святителей прижаты к телу.
Как развитие этого образа появилась икона Никола Можайский. Это список со статуи Николы Угодника, установленной когда-то над городскими воротами Можайска и спасшей жителей от вражеского набега. В правой руке святитель держит храм, а в левой руке — меч. Как пример, икона святого Николая на иконостасе в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, в Москве.
Все выпуски программы Актуальная тема