Москва - 100,9 FM

«Авторалли „Батя“». Светлый вечер с о.Дмитрием Березиным и Сергеем Ушановым

* Поделиться

Фото: Ольга Бакуменко

У нас в гостях были благочинный Видновского округа Московской епархии, руководитель интернет-журнала «Батя» священник Дмитрий Березин и мастер спорта СССР по авторалли Сергей Ушанов.

Разговор шёл про необычное мероприятие — семейное авторалли «Батя», которое уже в 7-й раз прошло в Москве и ближнем Подмосковье в начале января, и о том, зачем православные приходы организуют подобные внебогослужебные мероприятия.

Ведущий: Алексей Пичугин


А. Пичугин 

— «Светлый вечер» на светлом радио. Здравствуйте, дорогие слушатели. Здесь в этой студии приветствую вас я, Алексей Пичугин. И у нас в гостях сегодня, вместе с нами и с вами этот «Светлый вечер» проведут: священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково Московской области и благочинный Видновского округа Московской епархии, основатель и руководитель интернет-журнала для пап «Батя». Здравствуйте. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Здравствуйте. 

А. Пичугин 

— И также в нашей студии Сергей Ушанов, мастер спорта СССР по авторалли, пятикратный чемпион Москвы и чемпион ЦК ДОСААФ России по авторалли. Здравствуйте. 

С. Ушанов 

— Добрый вечер. 

А. Пичугин 

— Мы будем про очень интересное мероприятие говорить, которое проводит журнал «Батя», проводят отец Дмитрий и Сергей, наши гости сегодняшние, да и не только они. Мы выходим накануне Крещения — большого праздника, значимого праздника. И поэтому буквально в нескольких словах в начале программы, отец Дмитрий — про сам праздник, про его значимость, про то, что надо и не надо делать в этот день. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, конечно, праздник Крещения всегда очень радостный, мы всегда его ждем. Каждый храм всегда особым образом готовится к этому празднику. Традиционно, когда говорят о Крещении, вспоминают о том, что надо прийти за святой водой в храм и надо или не надо окунуться в прорубь. Конечно же, самое главное в празднике — это богослужение, которое совершается в сегодняшний день, в Сочельник и которое будет совершаться завтра, праздничное богослужение в честь Крещения Господня. Сам праздник — про освящение всего земного. Когда Господь погружается в воды, Он освящает «вод естество» и через это освящает Своим явлением и Своим погружением весь наш мир. И поэтому мы освящаем воду, окропляем ей жилища и вообще всех, кто попадается под руку. И также у нас есть такая традиция погружения в прорубь. Для кого-то это экстремальный вид времяпрепровождения, но это, конечно же, неправильно. Это не является обязательным, но погружение в прорубь достаточно интересно. Я каждый год освящаю воду и первым погружаюсь в прорубь, это уже много лет традиция. Я думаю, что и сегодня ночью это тоже произойдет. Так что поздравляю вас с наступающим праздником. И помните, конечно, что главное в этот день — это быть в храме и на молитве. 

А. Пичугин 

— А откуда сам праздник произошел, откуда его корни? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— О самом событии мы читаем в Евангелии, где Христос приходит на воды Иордана, где в это время крестит Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча. Слово «крещение» это наше современное слово, а вообще это было — «погружение», «омовение». Он совершает это омовение над многими приходящими людьми «во оставление грехов». То есть, как мы знаем из Священного Писания, что люди заходили в воды Иордана, раскаивались в своих грехах и после этого он их погружал в воды. А Спаситель, как человек безгрешный, не имел необходимости в очищении от грехов, поэтому Он зашел и сразу же был погружен в воду — то есть для людей это было очищение, а для Христа это было освящение самих вод. И, соответственно, уже наше Крещение христианское, оно тоже совершается водой — но совершается не только водой, а совершается и Святым Духом также «во оставление грехов». Поэтому во многом Таинство Крещения, Таинство вхождения человека в Церковь, связано с этим праздником. 

А. Пичугин 

— И мы, дорогие слушатели, вас поздравляем с его наступлением. И переходим к нашей основной теме сегодняшней программы — это авторалли. Как я понимаю, оно прошло в этом году в седьмой раз, правильно? 

Свящ. Дмитрий Березин  

— Да, 3-го января традиционно мы проводим это ралли.  

А. Пичугин 

— Кто начнет рассказывать про его суть, саму идею, замысел? Как это вообще зародилось — мысль такая, проводить авторалли из центра Москвы… Нет, я не буду рассказывать. Просто я в первый раз в этом году посмотрел, правда, не участвуя, но посмотрел со стороны, как это происходит. По ходу программы, может быть, я какими-то наблюдениями и впечатлениями поделюсь. А пока — Сергей Ушанов, мастер спорта Советского Союза по авторалли. Вы главный судья на этом мероприятии, правильно? 

С. Ушанов 

— Главный судья, и всё, что касается дистанции, спорта, результатов, судейства, согласований — всё это я с удовольствием делаю уже в седьмой раз. 

А. Пичугин 

— И с удовольствием расскажите нам о том, как пришла в голову эта идея и как это проходит и проводится? 

С. Ушанов 

— Идея родилась совершенно удивительнейшим образом, потому что у нас с отцом Дмитрием есть общий знакомый, он альпинист в прошлом. Я с ним долгие годы ходил в одной связке. Сейчас он служит в храме в селе Молоково. И он обратился ко мне с такой просьбой: нельзя ли что-нибудь придумать такое, чтобы дети с родителями — что-нибудь на машинах. А я до этого раз в году проводил для инвалидов такое общероссийское ралли, с традициями в 30 лет, раз в году летом проводилось это ралли «Надежда». Я подумал: а нельзя ли соединить приятное с полезным? И мы обсудили это с отцом Дмитрием. Встретились и подумали: а вот неплохо было бы, наверное, в таком формате что-нибудь попробовать. Ралли было очень короткое. Я прекрасно помню, как я переживал, а будут ли вообще участники? Потому что в сознании нормального человека ралли — это рев двигателей, это шлемы, это аварии… 

А. Пичугин 

— Каркасы. 

С. Ушанов 

— Каркасы безопасности, совершенно точно. 

А. Пичугин 

— А тут — на своих машинах людей приглашают тоже поучаствовать в ралли.  

С. Ушанов 

— Да. Получилось очень удачно, потому что было… 7 лет прошло, а я помню — было ровно 27 экипажей.  

А. Пичугин 

— А где вы их находили? 

С. Ушанов 

— Находил отец Дмитрий. 

А. Пичугин 

— Отец Дмитрий, где? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Через журнал — в основном, это читатели журнала «Батя». И по-моему, если я не ошибаюсь, тогда наши прихожане даже особо и не участвовали.  

А. Пичугин 

— А вы участвовали? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, я участвовал во всех, я ветеран. 

С. Ушанов 

— Надо сказать, что отец Дмитрий ветеран движения ралли «Батя». И я думаю, что ближайшие 10 лет мы будем встречаться именно в качестве участников.  

А. Пичугин 

— Итак, 27 экипажей. 

С. Ушанов 

— Старт был на Поклонной горе. 

А. Пичугин 

— Как и сейчас. 

С. Ушанов 

— Как и сейчас. И финиш был там же — на Поклонной горе. И, конечно, я понимал, что надо максимально облегчить задачу участников, потому что очень сложно людям совершенно неподготовленным что-то понять, хотя правила были максимально упрощены. Судьи были в основном мои друзья. Я объяснил им задачу, что «вы лицо этого мероприятия, крайне необычного, и вы должны быть максимально доброжелательны». И всё получилось. Я помню, что на финише не хватало стульев в центре «Журавлик», что все участники… Там были замечательные чаепития, конфеты, ватрушки для детей и взрослых. 27 экипажей — это как минимум 50 человек, плюс 15 судей. Мы сидели в теплом центре «Журавлик» на полу и наслаждались процедурой награждения. И я понимал, что прекрасно всё прошло и вряд ли когда-нибудь это повторится. Я понимал, что это разовое необычное мероприятие. Но жизнь распорядилась по-другому. 

А. Пичугин 

— Прошло 7 лет. И в этом году участвовали, если не ошибаюсь, 59 или 60 экипажей. Я на финише стоял и смотрел, как люди подъезжают — в каждой машине минимум трое: папа, мама и ребенок. А были минивэны, микроавтобус небольшой, заполненный радостными — папа, мама, дядя, тетя, бабушка, пятеро детей и собака. Были такие машины, подъезжали родители с детьми и собаки. Но чем все-таки ралли «Батя» отличается от классического? Сергей, вы правильно описали, что в представлении обывателя, в моем представлении авторалли — у меня картинка сейчас прямо всплывает в памяти, что обычное ралли — это пересеченная местность, машины могут столкнуться, все едут, все пытаются скорее добраться до финиша. У вас же всё выглядит немного по-другому. Люди на своих машинах — конечно же, они не будут царапать, бить. Они соревнуются по-другому, это можно назвать даже такими интеллектуальными соревнованиями.  

С. Ушанов 

— Ну, интеллект никогда не помешает, в любом виде… 

А. Пичугин 

— Безусловно. Я не хочу сказать, что обычное авторалли — это «а, давайте еще капотами столкнемся»… 

С. Ушанов 

— Только что в Чили прошло ежегодное ралли «Дакар». Дело в том, что автоспорт так много направлений в составе себя имеет. Вот, скажем… 

А. Пичугин 

— Я помню, что наша команда была, к сожалению, на один день дисквалифицирована. 

С. Ушанов 

— Не команда, а только один экипаж. Несчастный случай, которого раньше себе никто даже представить не мог. 

А. Пичугин 

— Они не были виноваты, это зритель… 

С. Ушанов 

— Да, это именно несчастный случай, мы все понимаем. Но, возвращаясь к ралли «Батя», — это самый настоящий автоспорт. Без приукрас, без каких-то облегчений: поиграем в ралли, дорогие дети. Нет, это хорошее, правильно организованное любительское соревнование на личных машинах. Отличается от всяких квестов, которые в Москве очень и очень распространены тем, что здесь действуют настоящие, утвержденные Федерацией автомобильного спорта России, правила. Есть судейские пункты, есть… 

А. Пичугин 

— Простите, что я вас перебиваю. Кстати, я сам до конца и не понял — мне сказали все судьи, и отец Дмитрий тоже говорил… Чтобы разобраться во всех хитросплетениях — вот подъезжает машина… Было 60 экипажей, я посмотрел, как все приехали — я так до конца и не понял, как это было организовано с точки зрения прохождения каких-то пит-стопов, мест, где надо отмечаться, куда надо заезжать. Это всё очень сложно. Почему люди, которые приехали первыми, в итоге могут и не оказаться в числе победителей? Я помню, что подъехала первая машина, на которой был третий номер, оттуда вышла счастливая семья — начали их поздравлять, а выясняется, что далеко не факт, что они станут победителями. И вот это всё я до конца так и не понял. Мне сказали, что надо принять участие, и «вот тогда ты поймешь».  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Мы приглашаем вас в 2020 году. 

А. Пичугин 

— Я с удовольствием. 

С. Ушанов 

— В качестве участника.  

А. Пичугин 

— Я вас перебил, вы начали рассказывать про правила. 

С. Ушанов 

— Мы поняли с отцом Дмитрием в 2013 году, что в следующем году недостаточно устно объяснить упрощенные правила ралли для участников, а нужно постараться это включить адаптировано, не более трех страниц, прямо в дорожную книгу — что такое ралли. Сейчас для вас, уважаемые радиослушатели. Ралли — это не кто быстрее из пункта «а» в пункт «б». Ралли — это математика, интеллект, внимательность, слаженность и очень дружные действия экипажа в различных непростых ситуациях. Первое. Средняя скорость по ралли на нашем ралли «Батя» — 25 км/час. Казалось бы, очень просто выполнить. Старт с интервалом в одну минуту. По традиции первый экипаж стартует в 12.01, соответственно, скажем, 17-й — в 12.17 и так далее. 

А. Пичугин 

— То есть в течение часа, в этом году люди стартовали в течение часа. 

С. Ушанов 

— Да. Далее. Ралли состоит из этапов. Мы пришли плавно к такому формату, что наше ралли состоит из трех последовательных этапов. И если на первый этап каждый экипаж получает задание прибыть на следующий судейский пункт ровно через час — он должен подать там свою контрольную карту для отметки судей ровно через час, ни минутой раньше, ни минутой позже. Это всё в Москве — есть светофоры, пробок 3-го января нету, Москва пустая. Но каждая минута отклонения в ту или иную сторону от заданного норматива — это штрафные очки. 

А. Пичугин 

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня: священник Дмитрий Березин, благочинный Видновского округа Московской епархии, основатель и руководитель интернет-журнала для пап «Батя», настоятель Казанского храма села Молоково Московской области; Сергей Ушанов, мастер спорта СССР по авторалли, пятикратный чемпион Москвы, чемпион ЦК ДОСААФ России по авторалли. Мы говорим про ралли «Батя», которое прошло 3-го января, сразу после Нового года, уже в седьмой раз в Москве. Это очень интересно. И вот отбивочка небольшая прервала Сергея, когда он рассказывал про правила и про то, как это авторалли проходит с точки зрения организации, и что должны делать участники. Пожалуйста. 

С. Ушанов 

— Экипаж не получает карту местности — он получает за 2 часа до старта, пройдя регистрацию, и обклеив свой автомобиль очень красивыми наклейками на капот… 

А. Пичугин 

— Радио «Вера» один из спонсоров, я там видел.  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да. И кстати, многие автомобили с этими наклейками и ездят. Я потом на Поклонной горе, когда приехал на шоу «Ледовая Москва», встретил семью участников, и уже выезжая, смотрю: стоит машина с номером 12, если не ошибаюсь. Так что они легко узнаются в городе.   

А. Пичугин 

— А в течение года на улицах не видите с вашими номерами? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Иногда встречаются. 

А. Пичугин 

— Просто я видел, там приезжают машины, которые обклеены… То есть видимо, люди участвуют во многих подобных, похожих мероприятиях разного рода на автомобилях. И там наклейки не только на внедорожниках, например, «Чухлома 2013» или что-то внедорожное, а вполне себе гражданскими соревнованиями. Да, это здорово, как мне кажется. А как, если они не получают карту, по которой они должны двигаться, за 2 часа до начала они узнают, где будет финиш? Или просто какие-то координаты у них есть? 

С. Ушанов 

— Никаких координат, и они не знают, пока не доехали до финиша, а где же их ждет последний судейский пункт. В дорожной книге нарисованы перекрестки и куда на них поворачивать, а также расстояние между ближайшими перекрестками. Плюс действуют некоторые правила — если вы подъезжаете и видите перекресток, не обозначенный в дорожной книге, притормозите и немножко подумайте: а куда же вам ехать? Либо прямо, либо есть знак «главная дорога» налево или «главная дорога» направо, просто по этому знаку. Всё.  

А. Пичугин 

— То есть не просто прямо, а если «главная дорога» нарисована, то мы обязательно двигаемся по «главной».  

С. Ушанов 

— Да, совершенно верно. И это такой тест на внимательность пилота и штурмана. 

А. Пичугин 

— Вот это интересно. Тогда я уже начинаю понимать, каким образом люди, которые стартовали последними, спустя час после того, как отправились первые, могут при хороших раскладах даже выиграть.  

С. Ушанов 

— Экипаж по мере продвижения по дистанции получает, либо не получает, штрафные очки. Одно очко — это одна секунда. Соответственно, чемпионом станет тот, кто получил минимальное количество штрафных очков в сумме. 

А. Пичугин 

— А есть люди, которые не получают? 

С. Ушанов 

— Нет, конечно, таких нету. Потому что ралли состоит из дорожных соревнований, и вот там можно получить ноль штрафных очков — если вы нигде не заблудились, прошли в строго заданное время и отдали свою карту для отметки судьям, тогда у вас ноль штрафных очков. Есть еще дополнительные соревнования. По традиции, у нас это слалом на красивой безопасной, заснеженной, а иногда ледовой площадке. И там нужно проехать по нарисованной схеме. И там, кто проехал за 44 секунды, тот получит 44 секунды штрафа. А тот, кто за минуту и 5 секунд, значит 65 секунд штрафа.  

А. Пичугин 

— Причем что важно — если первое ралли в 2013 году проходило в Москве: начиналось на Поклонной горе и заканчивалось на Поклонной горе, то уже несколько лет оно завершается в Подмосковье. Каждый раз место финиша держится организаторами в секрете. В этот раз это была Рыболовная усадьба «Остров», если не ошибаюсь, так она называется — Видновское благочиние, Видновский район Московской области. С одной стороны, недалеко от МКАД, с другой стороны, как я потом выяснил, туда вела асфальтовая дорога. Потому что я ехал по навигатору, а навигатор меня вел, вел, вел с МКАДа, я поехал какими-то коттеджными поселками. А везде указатели висят Рыболовная усадьба «Остров» — ну, значит, еду я правильно. И в итоге я оказываюсь на заснеженном поле, через которое напрямую накатана колея. Я думаю: интересно. У меня довольно высокая машина. Если бы я ехал на обычной низкой легковой, я бы, наверное, метров через 50-100 точно бы где-то встал. Я еду, еду-еду, смотрю — вдруг резкое падение вниз, а там уже внизу видна усадьба «Остров», пруд, где люди должны рыбу ловить. И вот финиш-то, я знаю это. Но понимаю, что спускаться по этому — там обрыв и колея уходит вниз. Ну, кто-то, наверное, там съезжал, но мне, честно говоря, страшно. И я понимаю, что если я сейчас начну съезжать, то саночки сработают, тормоза уже перестанут держать и она покатится вниз. Я звоню организаторам, организаторы мне говорят: «Ты чего? К нам сюда асфальт вообще-то ведет. И все приедут по асфальту». Я начинаю разворачиваться. У меня, как назло, незадолго до этого сломался полный привод, надо было чинить, но как бы можно и на заднем ехать. Я рискнул и поехал. Но развернуться по снегу я уже не могу. И я понимаю, что надо ехать вниз по накатанной дороге, по этой колее практически в обрыв. Я чуть притормаживаю, начинаю спускаться, спускаться, спускаться. Спускаюсь, и в какой-то момент срабатывают саночки и машину начинает нести на другую машину, которая пытается подняться вверх по этой дороге. И буквально в десяти метрах я останавливаюсь, как вкопанный, потому что он пытается куда-то свернуть, у меня не получается, я уже думаю, что я сейчас в какой-то обрыв уеду, но всё хорошо заканчивается. Руки дрожат, я уже подъезжаю туда, где меня ждут организаторы и спрашиваю первым делом: «Все участники так же поедут?»  Ну, как бы в моем представлении, для классического ралли это вполне нормальная дорога. Но когда люди на своих машинах едут, это довольно опасно. Нет, оказывается, если они ехали правильно, если они придерживались всех советов организаторов, они приехали бы по асфальту. Но несколько человек приехали тем же путем, что и я, как выяснилось.  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Это как раз та самая ситуация, когда навигатор не друг, он не помогает. 

А. Пичугин 

— Наличие навигатора в машине совершенно не обязательное условие. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, конечно. По нему удобно иногда смотреть в процессе езды, но по большому счету, дорожной книги достаточно. И она как раз подразумевает безопасную трассу. 

А. Пичугин 

— Я так понимаю, что последние несколько лет ралли заканчивалось в этой усадьбе «Остров». Если я участвовал в нескольких ралли, могу ли я понять, что финиш будет именно там? И уже дальше постараться приехать туда известными мне маршрутами? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— В принципе, да. Я скажу, как постоянный участник, я знаю, где финиш, потому что я его же и организую. Но я не знаю, где нужно проехать.  

А. Пичугин 

— А вам, естественно, не сообщают? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Нет, естественно, не сообщают. И я думаю, что я, как ветеран, сейчас я легко всё проеду, и потом спокойненько, чтобы дать другим возможность выиграть, где-нибудь отстоюсь и какие-нибудь штрафные баллы себе придумаю. В итоге на втором или третьем этапе мы стабильно уже не первый год сбиваемся, начинаем судорожно искать, где же мы ошиблись. И мы совершенно естественным образом получаем различные штрафные баллы. 

А. Пичугин 

— Это потому, что вы знаете, где финиш. И пытаетесь ответ подгадать под… 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Нет-нет. Дело в том, что там даже на финише есть разные улочки, где стоят пункты внезапного контроля времени. То есть ты знаешь, где финиш, но тебе надо еще две петли сделать по селу, например, и на одной из этих петель будет стоять судейская машина, которую ты обязан проехать. Поэтому если ты поторопился и приехал на финиш, ты скорее всего, эту машину пропустишь. А в этом году организаторы устроили нам очень коварную неожиданную такую штуку. Была судейская машина, которая стояла не на той дороге, по которой мы должны были проехать, но ее было видно. Она стояла в стороне, но не по нашему направлению. И мы подумали, что, наверное, мы что-то перепутали — подъезжаем к этой машине, регистрируемся и едем дальше на финиш. То есть нарушаем дорожную книгу. И оказывается, что к ней не надо было подъезжать, потому что это уже штрафные баллы, что мы ее посетили.  

А. Пичугин 

— К судейским машинам нужно подъезжать и что-то им отдавать, они фиксируют… 

Свящ. Дмитрий Березин 

— К любой машине судейской, которая по ходу движения справа, мы должны подъехать, даже если она не отмечена нигде.  

А. Пичугин 

— И сколько таких машин? 

С. Ушанов 

— Каждый раз по-разному. Я на брифинге за полчаса до старта всегда вслух говорю о том, чем отличается судейская машина. А) Вы ее видите — мы ее не прячем никуда. Б) Она справа от вас и всегда перед ней стоит большой щит метр на метр. В следующем году я специально этот щит на брифинг принесу и покажу участникам, как этот щит выглядит. Это либо большой циферблат — часы, пункт контроля времени. Либо это может быть знак «стоп» — значит, там надо просто остановиться. Каждый экипаж до старта получает свою контрольную карту со своим номером, и на каждой судейской машине он должен остановиться, контрольную карту отдать, судьи там записывают их время, себе в протокол время и номер экипажа. Возвращают карту в экипаж и говорят: «Желаем вам счастливого пути». В этот раз мне было очень интересно. Не скрою, я получаю огромное удовольствие, составляя дистанцию. Труд колоссальный. Декабрь месяц весь у меня проходит в приятном труде написания дистанции. В этот раз мне было очень интересно — половина участников знают, что финиш будет в «Острове». Откуда они могут знать, даже если они в первый раз едут? Открыли последнюю страницу дорожной книги, там было 16 страниц. А там мной, специально для облегчения жизни участников, есть подсказочка — вы едете и видите, что есть дорога, нарисован перекресток:  прямо и налево. И налево у меня — въезд в населенный пункт «Остров», и до финиша полтора километра. Поэтому экипаж понимает, что, открыв последнюю страницу, даже еще до старта можно это сделать: ага, финиш будет там же, где был в прошлом году.  

А. Пичугин 

— То есть тут может показаться проще кому-то из тех, кто уже участвовал и уже приезжал в «Остров», по отношению к тем, кто в первый раз едут эту дистанцию и не знают, как я не знал. Я прекрасно знаю, где «Беседа», где «Остров» находится, с детства висела большая карта Москвы, а это прямо сразу за МКАДом. А по факту получается — как туда въехать, как туда проехать, где это находится конкретно относительно местности? Это уже непонятно. Мы продолжим через минуту. Я напомню, что в гостях у нас в этой студии: мастер спорта СССР по авторалли, пятикратный чемпион Москвы, чемпион ЦК ДОСААФ России по авторалли  Сергей Ушанов; благочинный Видновского округа Московской епархии, настоятель Казанского храма села Молоково Московской области, основатель и руководитель интернет-журнала «Батя», священник Дмитрий Березин. Мы через минуту снова в этой студии. 

А. Пичугин 

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня мы говорим про авторалли «Батя», которое в начале месяца, 3-го января, прошло в Москве и ближнем Подмосковье уже в седьмой раз. Организаторы этого авторалли сегодня в студии: священник Дмитрий Березин, настоятель Казанского храма села Молоково, благочинный Видновского округа Московской епархии, основатель и руководитель интернет-журнала для пап «Батя»; Сергей Ушанов, мастер спорта СССР по авторалли, пятикратный чемпион Москвы, чемпион ЦК ДОСААФ России по авторалли. Мы говорим про то, как всё это происходило. Как организаторы продумывают маршрут. Кстати говоря, жителям Москвы, которым может показаться, что им-то проще будет доехать, будет совсем непросто, потому что непонятно, как туда заезжать. Но что меня приятно удивило — огромное количество людей, из 60 экипажей, наверное, треть, это не москвичи и не жители Московской области, а были люди, мы их спрашивали на финише: «Неужели вы приехали аж из Краснодара или Краснодарского края специально, чтобы участвовать в авторалли?» Они говорят: «А почему нет-то?» Краснодарский край, Орловская область, Ярославская область, Кировская область, еще несколько регионов, которые не граничат напрямую с Московской. И приехать после Нового года сюда в Москву просто, чтобы поучаствовать один день в авторалли — это своеобразный подвиг.  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Но надо сказать, что, во-первых, такое ралли уже проводилось в Волгограде, оно называлось «”Батя” на Волге». 

А. Пичугин 

— Летом? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, летом. Я думаю, что сейчас Сергей подробнее про него расскажет. Но я еще хотел сказать, что помимо самого ралли, очень интересно проводится финиш. После финиша семьи с детьми, голодные, собираются в этой прекрасной усадьбе, там большое теплое помещение и там организуются, уже традиции какие-то появляются, участники выступают со своими творческими номерами. Организуется конкурс художников для детей и победитель получает автомобиль сладкий. Потом, у нас проводятся курсы по первой медицинской помощи. Были в этом году гонки роботов, которых папы вместе с детьми собирали тут же. То есть это время, пока судьи подсчитывают результаты и финишируют участники, оно проходит с семьей очень активно и интересно. Там есть каток, есть горки. То есть семья, попадая на финиш, она не просто сидит в ожидании, она очень насыщенно и активно проводит время.  

А. Пичугин 

— А важно, что участвуют именно семьи с детьми? Или если компания друзей соберется и решит поехать, тоже можно?  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Нет, обязательное условие — наличие в автомобиле ребенка и родителя.  

А. Пичугин 

— То есть, к примеру, можно взять — нас слушают люди, у которых нет детей — есть какой-то друг или подруга с ребенком, их можно взять? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, можно «арендовать» семью и их покатать. У нас был рекордный экипаж — 2 семьи собрались, их было 17 человек. 

А. Пичугин 

— В одном автомобиле? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— В одном автобусе. И даже они заняли призовое место, как самый большой экипаж и, по-моему, даже место они завоевали. 

С. Ушанов 

— Да. 

А. Пичугин 

— Про Волгоград вы начали рассказывать, то есть по стране уже расходится эта идея. Организовываете тоже вы? 

С. Ушанов 

— Ну да. Потому что это мероприятие не имеет аналогов ни в России, ни в мире — это уникальное, хорошее спортивное, легкое, яркое соревнование. И когда два с лишним года назад со мной связались, благодаря отцу Дмитрию, многодетные семьи из Волгограда, они сказали, что «мы бы хотели — мы посмотрели на сайте журнала «Батя», посмотрели отзывы, фотографии, телевизионные новостные передачи. Нам захотелось что-нибудь такое, только летом. Только понимаете, у нас Волга, лето, тучи мелкой мошкары — не помешает ли это нам?» 

А. Пичугин 

— Ну, это все-таки не север. Если вы поехали на юг, в Волгоград, то там не так, как если бы вы отправились в Архангельск. 

С. Ушанов 

— Но я надеюсь, что Архангельск тоже когда-нибудь захочет провести. Конечно, с удовольствием проведем. 

А. Пичугин 

— У вас есть такая задумка, да? Летом проводить не в Москве, а в каком-нибудь из регионов? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Задумки такой до пятого ралли «Батя» не было совершенно. Но сейчас, конечно, появилась задумка, что как-то попробовать включить мероприятие в планы регионов заранее. Потому что ралли — это не просто приключение на один день, это настоящая важная и нужная работа для укрепления семьи, для поднятия престижа родителей в семье. Дети потом в школах, в детских садах, в институтах рассказывают, что они целый день с отцом и с мамой провели, и это было так ярко, так классно, так интересно. И дети, которые участвуют у нас в соревнованиях, они никогда не будут курить по подъездам, интересоваться запрещенными веществами — они будут читать правильную литературу. У них формируется правильное представление о жизни и о своем месте в жизни. 

А. Пичугин 

— А все-таки, если вернуться к организации. Радио «Вера» сейчас достаточно активно развивается в разных регионах, и слушают наши программы тоже во многих городах и областях нашей страны. Что нужно сделать, если вас заинтересовало? Я уверен, что должно было заинтересовать, потому что такая интересная история, мне кажется, никого не может оставить равнодушным. Если вы умеете водить машину — как вот я теперь после того, что я сам увидел своими глазами, я жду следующего января, чтобы поучаствовать. Если вы не умеете водить машину или нет машины, вы как-то можете… Даже если нет детей, можете найти друзей, скооперироваться и все равно принять участие. Но если вы в другом регионе — что нужно сделать, если вы хотите, чтобы это прошло у вас? 

С. Ушанов 

— Мне кажется, нужно очень простую вещь — открыть сайт журнала «Батя» и связаться со священником отцом Дмитрием, начать с этого. Всё остальное мы вам поможем — и организационно и по-другому. Плюс, конечно, нужно на месте некоторое финансирование. Авторалли «Батя» отличается от всех других соревнований тем, что каждый экипаж, доехавший до финиша, а у нас доезжают все, получает ценнейшие подарки с символикой ралли «Батя». Это посуда, это кружки, это какие-то красивые вещи. И это эксклюзивно, потому что изготовили их 100 экземпляров — всё, такого больше ни у кого никогда не будет. Каждый экипаж, независимо от занятого места. Плюс нам нужно всех накормить.  

А. Пичугин 

— Это тоже непросто. Еда, на всех распределенная, это не только пирожки, чай и кофе, там была еще гречневая каша из таких походных больших кухонь. Еще что-то, еще и еще.  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Конечно, когда приезжает 250 голодных человек, из которых 150 голодных детей, их надо кормить, чтобы они были добрыми.  

С. Ушанов 

— Мне понравилось, что в этом году отец Дмитрий заказал 810 разнообразных пирожков, которые всех ждали на финише. Это было просто замечательно. Далее. Кроме первого, второго и третьего места, как на обычных соревнованиях по авторалли, у нас придумано 15 кубков в 15 разных номинациях. Вот такого нету точно нигде в мире. У нас есть хороший большой кубок «Лучшая мама-пилот ралли “Батя”». И такой же кубок «Лучший папа-пилот ралли “Батя”».  

А. Пичугин 

— Много девушек было за рулем, прямо очень много, я обратил внимание. 

С. Ушанов 

— Да. 

А. Пичугин 

— Это здорово, очень здорово. Каждый год бывает что-то новое? Ну, понятно, что пускай несколько лет финиш проходит в одном месте, старт тоже в одном — на Поклонной горе, но я так понимаю, что маршрут составляется по-разному. Те, кто хорошо представляют Москву: как можно проехать от Поклонной горы до усадьбы «Остров»? По-разному можно. Я могу сейчас вспомнить как минимум 5 или 6 разнообразных маршрутов. Кстати, если я уже подъехал к МКАДу — понятно, что и за МКАДом меня тоже ждут судейские бригады, на въезде, в деревне самой, которые мне не миновать, если я хочу выиграть. Но вы будете что-то новое продумывать к следующему году? 

С. Ушанов 

— С годами задача по прокладыванию красивого маршрута становится все сложнее, и оттого всё интереснее для меня. Все 7 лет маршруты абсолютно разные, принципиально разные. 

А. Пичугин 

— А принципиально что-то новое в самом авторалли? 

С. Ушанов 

— Да. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Второй год мы проводим интеллектуальный конкурс. Потому что заметили, что дети, которые сидят на заднем сидении, они не очень активно вовлечены в процесс руления. У них внимания надолго не хватает и они в большинстве своем погружаются в гаджеты различные. И сам накал ралли для них теряется. Но поскольку у них всех в руках есть гаджеты, для них придуман интеллектуальный конкурс по маршруту, который, надо сказать, всегда прокладывается через удивительные места в Москве. Я вот считаю, что я Москву достаточно хорошо знаю, но я в таких местах никогда не был и даже не представлял, что они есть в этом городе. И когда мы проезжаем, то в дорожной книге отмечены определенные точки. Эта точка должна быть визуально видна — какое-то известное место. В частности, у нас первое место в этом году было — Бородинская панорама. Но она была отмечена с метражом, поэтому некоторые экипажи не обратили внимания на метраж и отметили Триумфальную арку, которая рядом расположена. 

А. Пичугин 

— Как понять «с метражом»? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— То есть было понятно, через сколько метров после предыдущего пункта находится эта достопримечательность. 

А. Пичугин 

— Это мне надо на одометр смотреть и считывать там стометровки? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Одометры мы смотрим постоянно — именно благодаря одометру мы все повороты и вычисляем. И когда мы проезжаем мимо той или иной достопримечательности, есть ряд вопросов. Например, про Бородинскую панораму было: длина полотна, как это называется и так далее. Ответы дети разного возраста могут найти в интернете. 

А. Пичугин 

— Можно залезать в интернет? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, можно залезать, но при этом дети — у них же там много точек — они должны успеть всё это сделать. Они должны скооперироваться, и это тоже интересная составляющая конкурса. И это отдельная номинация. 

А. Пичугин 

— Я сейчас открыл материал в журнале «Батя» про авторалли. Вспомнил, при мне это говорилось — действительно, замечательные ребята приехали специально из Краснодара на это ралли. Узнали о нем не просто из журнала «Батя», а от своих друзей из Владимира. То есть настолько это уже не просто московская история, а такая общероссийская. Радио «Вера» же есть за Уралом, возможно, что кто-то и из-за Урала захочет организовать у себя. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, организовать его можно и нужно. И мы готовы любую помощь оказывать, подсказывать, делиться наработками с большой радостью. 

А. Пичугин 

— Но вы пока не знаете, будет ли этим летом или нет? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Это уже зависит не от нас. Каждый регион, который хочет провести ралли, он сам инициирует, сам проводит. Мы им готовы только содействовать и помогать.  

А. Пичугин 

— Можно сказать, что это инициатива не только Сергея Ушанова, отца Дмитрия, но и в какой-то мере вашего прихода?  

Свящ. Дмитрий Березин 

— На самом деле, со временем, не сразу приход очень втянулся. И уже последние годы у нас есть команда, которая помогает на старте — там же нужно чай приготовить и так далее, стартовую арку. И есть команда, которая помогает на финише. Это наше прихожане, они некоторые поучаствовали несколько раз, сейчас помогают. Некоторые пока не участвовали, но просто приходят помогать. Действительно, можно сказать, что приход уже втянулся. 

А. Пичугин 

— Я долго думал, как должна выглядеть книга… Мне очень часто попадаются книги, которые издают разные храмы о своей жизни — исторические справки, что было сделано и как это всё устанавливалось, что было в советские годы, что было за те 20-25 лет, что прошли с момента передачи храма верующим. Это не то что какой-то комплимент или лесть. Я увидел то, как это должно выглядеть, с моей точки зрения — после авторалли «Батя» мне вручили книжечку про Казанский храм села Молоково. Там исторические документы выложены, фотографии, вся история, найдены те священнослужители, которые в нем служили. И про первого священника уже после советских лет. Про отца Дмитрия, про то, что происходит сейчас. Это настолько грамотно всё расписано, что я так понимаю, что у вас в храме — мы с вами уже неоднократно в студии встречались, про журнал «Батя» говорили — но у вас в храме тоже есть интересные мероприятия, приходская активность, которой, наверное, стоило бы поделиться. Интересно было бы узнать, что происходит. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Мероприятий много разных, кружков. Какие-то новые появляются, какие-то затихают, потому что всё же зависит от людей. Кстати, один из авторов этой книги, основных авторов, тот самый Сергей Терёшин, который нас и познакомил с Сергеем Ушановым, и благодаря которому появилось ралли «Батя». Он писал в ПСТГУ дипломную работу по нашему храму, поэтому вся архивная деятельность легла на его плечи. Во-первых, в этой книге есть такой разворотик — мы долго думали над ним — называется «Лица прихода». Мы постарались собрать фотографии, портреты наших прихожан. Время прошло, некоторых уже с нами нет. Но там стоит ссылка на сайт, где собраны портреты — там больше портретов и более современные, прихожан: можно всегда посмотреть на людей, которые приходят в храм. Конечно, действует и воскресная школа и английский клуб, была секция (сейчас пока не действует) практической стрельбы, была секция борьбы. Много разного — велопробеги организовываются. То есть то, что, наверное, должно быть тогда, когда приход живет полноценной жизнью, когда прихожанам интересно это всё, и когда есть люди, которые это организовывают и в этом участвуют. 

А. Пичугин 

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня: благочинный Видновского округа Московской епархии, настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала для пап «Батя», священник Дмитрий Березин; Сергей Ушанов, мастер спорта СССР по авторалли, пятикратный чемпион Москвы, чемпион ЦК ДОСААФ. И мы говорим про авторалли «Батя», которое прошло в Москве и ближайшем Подмосковье 3-го января, совсем недавно. Мы подводим итоги и говорим о заделах на будущее. Сергей, я вас представляю уже в который раз как пятикратного чемпиона Москвы, чемпиона ЦК ДОСААФ, хотя не очень представляю, что это такое. Вы сказали, что это редкое достижение. А как вы из альпинизма, из многолетнего увлечения альпинизмом, оказались в автоспорте?  

С. Ушанов 

— Абсолютно чудесным образом. Я начинал свой путь в альпинизме в школе в 9-м классе, здесь рядом с вами, с Андреевским монастырем — во Дворце пионеров и школьников.  

А. Пичугин 

— Совсем рядом. 

С. Ушанов 

— И здесь 7 лет два раза в неделю, зимой в пургу, летом в хорошую погоду, я сюда приезжал. Шли годы. Я попал в сборную Москвы по альпинизму — альпинист, радист, гитарист, повар. Такие люди приветствуются в командах. И мы заявлялись на чемпионаты СССР. И три чемпионата СССР за плечами. А дальше — тишина, потому что выше чемпионата СССР в те годы никуда не прыгнешь, выше ничего не было. Погранзона с Китаем, Памир, Тянь-Шань, Кавказ, и всё. Выезд за рубеж — это спустя десятилетия.  

А. Пичугин 

— Как у Высоцкого — «вершины, которые ты не покорил». 

С. Ушанов 

— Ну, на территории нашей Родины достаточно много вершин — я думаю, несколько тысяч, которые я не покорил. Но вот возникла некоторая пауза. И один из моих близких друзей, выпускник МГУ, мы до сих пор с ним дружим, он все 7 лет работает судьей на ралли «Батя» — Константин Константинович Крупников, известный довольно физик. Я очень уважаю людей, у которых в трудовой книжке одна запись — «Физфак МГУ», и всё. Один штампик «НИИ ядерной физики МГУ». 

А. Пичугин 

— Это такие профессии — там редко когда люди куда-то переходят.  

С. Ушанов 

— А он к тому времени уже был кандидатом в мастера спорта по авторалли, он постоянно меня приглашал: «Давай попробуй». Я говорил: «Да много чего уже было в жизни, чего я попробовал. Посмотреть, поболеть — да». Но однажды я сел со своим другом в экипаж, это было больше 30 лет назад — мы участвовали в ралли, которое по количеству экипажей попало официально в «Книгу рекордов Гиннеса», потому что проводило ралли Федерации автоспорта СССР. У меня был стартовый номер 563.  

А. Пичугин 

— А за вами еще стартовали? 

С. Ушанов 

— Экипажей двадцать. Старт был в Сокольниках, там, где сейчас гигантский каток. Это означает, что судья на старте 5 декабря, мороз градусов 20, он в тулупе десять часов без остановки раз в минуту выпускал. Ралли было уникальным, потому что ехала вся сборная СССР и такие новички, как я, по этой же дистанции.  

А. Пичугин 

— А финиш? 

С. Ушанов 

— Ралли было двухдневное. 500 км первый круг, 400 второй. Мы на финише первого круга недалеко от пионерского лагеря Зои Космодемьянской упали в овраг на крышу. И поскольку у нас не было каркаса… 

А. Пичугин 

— А где это было? 

С. Ушанов 

— Можайский район Московской области. 

А. Пичугин 

— То есть по Подмосковью. 

С. Ушанов 

— И уже первые чемпионы и мастера спорта международного класса уже финишировали, а мы в овраге на крыше и не можем перевернуться. Мы пролежали на крыше несколько часов, выливался бензин, другие жидкости, присутствовавшие в автомобиле. И дальше нас спасли. 

А. Пичугин 

— Естественно, никаких мест вы не заняли? 

С. Ушанов 

— Нет. Машину мой друг восстанавливал некоторое время, купил новый кузов. Но он переклеил стартовые номера «563» и с гордостью — как наши участники ралли «Батя», с гордостью они не отклеивают номера ралли «Батя», — вот так же мы с ним года два ездили. 

А. Пичугин 

— И с этого всё началось? 

С. Ушанов 

— Да, с этого всё началось. 

А. Пичугин 

— Если вы мастер спорта еще Советского Союза, это было в середине 80-х (если вы говорите, что это было более 30 лет назад), то за 6 лет вы успели до мастера спорта дорасти.  

С. Ушанов 

— Нет, побольше, конечно, немножечко. Но да, где-то так. Если занимаешься любимым делом, то приезжаешь на все ралли — маленькие, большие, опасные, безопасные.   

А. Пичугин 

— А что такое ЦК ДОСААФ России? Вы говорите, что это редкое очень звание. 

С. Ушанов 

— Центральный комитет ДОСААФ России, находится на Волоколамском шоссе. Он занимается оборонно-массовыми видами спорта: парашютизм, автоспорт, авиаспорт и так далее. 

А. Пичугин 

— Но это общие для ДОСААФ направления. 

С. Ушанов 

— Вот у них было колоссальное направление — это ралли. Они были сложные, обычно зимние и обычно несколько гонок за год. И вот мы с моим другом, с которым выступаем на спортивных соревнованиях, мы с ним постоянно были в призерах. И даже одну гонку, ралли «Память» — по местам боев 1941 года под Москвой — мы выиграли. И по сумме успехов за год с ним вдвоем стали чемпионами страны. 

А. Пичугин 

— Отец Дмитрий, мы говорили про авторалли. Планируете ли вы или проводите какие-то еще мероприятия? Можно же сказать, что авторалли «Батя» оно и для укрепления и для создания еще более сплоченной семьи. Что-то такое планируете еще, не связанное с автомобилями? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Ну, глобально, наверное, нет. Если говорить о приходских мероприятиях, у нас есть велопробеги — там участвуют семьи. И мы по воскресеньям, летом в основном, после службы… Мы формируем маршрут, обычно я его прокладываю. Это уже с 2009 года, то есть уже 10 лет будет в этом году. Мы объезжаем все окрестные храмы, монастыри. Мы заранее договариваемся, нас там ждут, кормят, пускают на колокольню. И в этих велопробегах уже поучаствовало очень много людей, уже многие выросли, у них свои семьи созданы. Семьи целиком участвуют, и это не всегда просто, потому что иногда было, что мы попадали в ливни и все полностью были мокрые. В том числе и дети проявляли чудеса стойкости и героизма, или наоборот. То есть это тоже вполне семейное мероприятие. В этом году мы хотим попробовать, пока еще это на стадии обсуждения. Это, скорее, не совсем семейное — приходской триатлон. То есть прихожане, которые бы соревновались (ну, не обязательно прихожане) в беге, велосипеде и плавании. Мы пока думаем, как это провести. Понятно, что это не профессионально будет — не для профессионалов, а для любителей. Разные задумки есть. 

А. Пичугин 

— А на велосипедах вы катаетесь где-то в окрестностях Видного? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да. Всё, что было доступно на велосипеде. Сейчас стало сложнее ездить, потому что вдоль дорог мы стараемся не ездить… 

А. Пичугин 

— Сложнее? 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да. Ехать вдоль дороги опасно и неприятно…. 

А. Пичугин 

— Просто сейчас столько велосипедистов, это так популярно, что кажется, уже карты можно составлять, как люди передвигаются, сами для себя маршруты вырабатывают. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— В нашем районе очень много сейчас новостроек и строек как таковых. И стало сложнее прокладывать маршруты по полям, а мы все-таки предпочитали поля. Но мы нашли другой способ: мы берем грузовой автомобиль, загружаем туда велосипеды и едем в Коломенский парк, у нас он рядом находится. Остальные доезжают на своих машинах. И уже с этой точки по набережной Москвы можно попасть в любую точку города, очень быстро можно доехать до Красной площади. И мы уже многократно ездили по Москве. 

А. Пичугин 

— Там уже велодорожки проложены. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Да, там очень удобно сейчас, и это всё безопасно. То есть мы открыли для себя Москву и думаю, что пока еще долго не исчерпаем. 

А. Пичугин 

— А нет желания организовать какой-нибудь значимый велопоход? Я велосипедист со стажем большим, но стараюсь ездить больше летом по Москве и в Подмосковье. Читаешь форумы — люди собираются и ездят (опять же, они стараются миновать какие-то большие трассы) из Москвы в Суздаль, например, во Владимир. И подверстать такие приходские истории под дальние маршруты. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— Есть идея проехать тропой преподобного Сергия. 

А. Пичугин 

— Вот, кстати говоря, до лавры. 

Свящ. Дмитрий Березин 

— У нас также есть традиция — мы ежегодно делаем двухдневный велопоход. Обычно в Николо-Радовицкий монастырь. Но здесь есть сложность, что в выходные мы не можем поехать, потому что службы, а в будние многие работают. Поэтому два дня выбрать очень бывает непросто. Но я думаю, что мы что-то такое сделаем. 

А. Пичугин 

— До лавры, мне кажется, можно же? Или это сложно — один день туда, один обратно? Скажем, приезжаете вечером поздно, служба, и потом обратно.  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Надо посмотреть, мы пока предметно не прорабатывали, но что-то такое уже назревает. 

А. Пичугин 

— Ну, и мы тоже очень хотели бы надеяться. Экипаж радио «Вера» в следующий раз к вам приедет, я надеюсь. Если уж висит там наш логотип, то мы тоже должны принять участие. 

С. Ушанов 

— Мы вас приглашаем, но только с детьми.  

А. Пичугин 

— Детей мы найдем. (Смеются.) У нас много здесь многодетных родителей, детишек приводят постоянно. Найдем большую машину, всех загрузим. Спасибо вам большое за то, что сегодня пришли к нам. Я напомню, что мы говорили про авторалли «Батя», оно прошло совсем недавно, в начале этого месяца, уже в 7-й раз. Оно всегда проходит 3 января?  

Свящ. Дмитрий Березин 

— Один раз было 4 января. Мы обычно 15 декабря вывешиваем на сайте журнала «Батя» заявку, которую может любой желающий скачать, заполнить и прислать. И тогда мы его включаем в число участников. 

А. Пичугин 

— Священник Дмитрий Березин, благочинный Видновского округа, настоятель Казанского храма села Молоково, руководитель интернет-журнала «Батя»; Сергей Ушанов, мастер спорта Советского Союза по авторалли, пятикратный чемпион Москвы, чемпион ЦК ДОСААФ России по авторалли сегодня были гостями программы «Светлый вечер». Мне кажется, что это настолько классное интересное мероприятие — это авторалли. Я действительно уже жду следующего года, чтобы самому принять участие. Не знаю, в составе команды радио «Вера» или самому за рулем, посмотрим. Было бы здорово. Спасибо вам огромное. Я — Алексей Пичугин, прощаемся с вами. И до новых встреч. 

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Родники небесные
Родники небесные
Архивные записи бесед митрополита Антония Сурожского, епископа Василия Родзянко, протопресвитера Александра Шмемана и других духовно опытных пастырей. Советы праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Силуана Афонского, святителя Николая Сербского и других святых. Парадоксы Гилберта Честертона и Клайва Льюиса, размышления Сергея Фуделя и Николая Бердяева. Вопросы о Боге, о вере и о жизни — живыми голосами и во фрагментах аудиокниг.
Крестный ход сквозь века
Крестный ход сквозь века
Голоса Времени
Голоса Времени
Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.
Прогулки по Москве
Прогулки по Москве
Программа «Прогулки по Москве» реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы. Каждая программа – это новый маршрут, открывающий перед жителями столицы и ее гостями определенный уголок Москвы через рассказ о ее достопримечательностях и людях, событиях и традициях, связанных с выбранным для рассказа местом.

Также рекомендуем