Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей Борисович, что за чудеса? Я точно помню, что картина Аркадия Пластова «Ужин трактористов» выставляется в Третьяковской галерее. И вдруг я вижу её здесь, в Иркутском художественном музее! Неужели я что-то перепутала?
— Никакой путаницы, Маргарита Константиновна! Полотно «Ужин трактористов» действительно, представлено в двух экспозициях!
— Ах, да! Кажется, копия картины была создана при каких-то необычных обстоятельствах? Вы помните подробности этой истории?
— Помню, и с удовольствием поделюсь! Аркадий Пластов создал свою работу в 1951 году. Он запечатлел короткий вечерний отдых крестьян во время весенней страды. Тракторист и двое его детей, сын и дочь, ужинают прямо на поле. Трапеза проста — хлеб да молоко.
— Тёплый, сердечный живописный рассказ о трудных сельских буднях.
— Однако, на Всесоюзной выставке в Москве полотно попало под удар критики. Художника обвинили в мелкотемье в эпоху, цитирую, «великих свершений строителей коммунизма». И хотя Пластов к этому времени уже был академиком живописи, лауреатом Государственной премии, столичные музеи отказались от его работы. Картину отправили сюда, в Иркутск.
— И что же было дальше?
— А дальше к власти пришёл Хрущев, и в истории отечественного искусства настала так называемая оттепель. Власть позволила творческой интеллигенции обратиться к теме простого человека. На этой волне картина «Ужин трактористов» была экспонирована в Лондоне и имела успех. После международной выставки её поместили в Третьяковку.
— Прямо детектив, Андрей Борисович!
— С неожиданными поворотами! Несколько лет иркутская общественность добивалась возвращения полотна. В 1961 году оно вновь стало экспонатом музея, в котором мы сейчас находимся. А для Третьяковской галереи Аркадий Пластов повторил работу «Ужин трактористов».
— Чему я несказанно рада. Произведение великолепное!
— У этого произведения множество неоспоримых достоинств! Глядя на полотно, трудно остаться равнодушным. Почти физически ощущаешь запах земли, свежей травы, молока и хлеба. А в этих ароматах заключено дыхание самой жизни. Невольно вспоминается заповедь возделывать Рай, полученная Адамом от Бога при сотворении мира.
— Какая неожиданная мысль!
— Мне она кажется очевидной. Я полагаю, Аркадий Пластов осознанно стремился придать своей работе библейское звучание. Этому замыслу служит и закатное солнце, подсветившее пейзаж почти иконописной позолотой, и центральная фигура девушки в ослепительно белой, словно ангельской, одежде.
— И кувшин с молоком в её руках! Мальчик пристально смотрит, как сестра наливает в плошку питательную влагу, и как будто изумляется. Ты разделяешь его восторг, и вот уже происходящее предстаёт тебе чем-то невероятным, выходящим за рамки обыденности.
— Чудом! И ведь, по сути, так и есть. Пятидесятивосьмилетний Аркадий Пластов, переживший войну и сталинские застенки, осознавал, что мирный погожий день, молоко и хлеб — это бесценные Божии дары. «Ужин трактористов» — картина-благодарение.
— И так радостно разделить с художником эту благодарность!
Картину Аркадия Пластова «Ужин трактористов» можно увидеть в Иркутском художественном музее имени Владимира Сукачёва
Все выпуски программы: Краски России
«Просто любовь»
Попадаешь в некоторые греческие монастыри, как в бочку с мёдом, настолько в них чувствуется дух любви, царящий там. Нелицемерной любви и заботы. Где сама любовь и есть общая цель, не какое-то там «подвижничество», а просто любовь. Она отражается, как в зеркале, в душах и увеличивается этим отражением и отдачей. И как всё, кажется, просто, что цель оказывается — не ведение монастырского хозяйства и не благоустройство территории, и не тщательное выполнение всех предписаний, устава и правил (список бесконечен), а возделывание в себе любви нелицемерной, доброты. А что ещё нужно человеку, кроме вот такого простого, доброго к себе отношения? И заживают раны, и врачуются души многих приходящих.
Все выпуски программы Утро в прозе
«Поливалка»
У нас по двору на «поливалке» ездит лихой водитель, создавая ливни и стены воды. А потом на кустах, на серебряных ниточках паутины переливаются сверкающие капельки жемчужин, самых натуральных. И кто-то, когда видит их, мысленно падает на колени и рыдает, закрыв лицо руками.
Люди гонятся за жемчугом и алмазами, но разве они не видят это сокровище вокруг себя?
Все выпуски программы Утро в прозе
«Мягкая осень»
Жизнь, вот она, началась и продолжилась здесь, в этой мягкой осени, тёплых красках, лёгкости, чёткости и ясности, в каждом вздохе полной грудью либо, наоборот, в затаённом дыхании. Она вбирает всем своим существом суть, эссенцию, наполненность, замирает взглядом на каждой вычерченной красной веточке, каждом оставшемся жёлтом листике, погружается в прозрачную палитру осени: лазурь, небеса, купола...
Все выпуски программы Утро в прозе