«Архимандрит Ипполит (Халин)». Григорий Пинкнович - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Архимандрит Ипполит (Халин)». Григорий Пинкнович

* Поделиться

У нас в гостях был журналист, гид по Святой Земле Григорий Пинкнович.

Наш гость поделился своими воспоминаниями о знакомстве и общении с архимандритом Ипполитом (Халиным), которого многие называют Серафимом Саровским 20 века.

Ведущий: Константин Мацан

К. Мацан

— Светлый вечер на радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. С радостью нашего гостя сегодняшнего приветствую — Григорий Пенкнович, журналист, гид по Святой Земле. Добрый вечер.

Г. Пенкнович

— Здравствуйте.

К. Мацан

— Много публикаций у вас в сети — в видео, в аудио, в текстах — вы очень много знаете и рассказываете об удивительном подвижнике XX века, о православном старце, которого зовут архимандрит Ипполит (Халин). Вы даже, наверное, не в прошедшем времени — были, а остаетесь его духовным чадом, потому что у Бога все живы, и это важный такой момент. И 17-го числа текущего месяца 20 лет со дня его преставления. И вот я бы хотел, чтобы вы сегодня нашим слушателям рассказали, напомнили (тем, кто не знает — рассказали, тем, кто знает — напомнили) об этом удивительном подвижнике, которого называли Серафимом Саровским XX века. Ну а вы с ним общались вблизи и, насколько я знаю, на ваш духовный путь он повлиял непосредственно. Ну вот давайте начнем, может быть, с самого начала. А вот первая встреча с отцом Ипполитом чем запомнилась?

Г. Пенкнович

— Меня привезла из Владикавказа в город Рыльск Курской области, в монастырь святителя Николая, подвижница благочестия нашего времени, Аза Георгиевна Осипова, которой в январе, дай Бог, исполнится 93 года. Я тогда был студентом факультета журналистики. И, конечно, мы вот поднимаемся вместе с ней на 2-й этаж, входим в его нищую келью, в предбанник точнее, не в саму еще келью, и слышим гомерический хохот, который раздается из-за двери.

К. Мацан

— Ничего себе.

Г. Пенкнович

— Я себе представлял старца, который должен глаза долу или глаза к небу устремить и говорить какие-то божественные глаголы обязательно при первой встрече. Нет, мы слышали живого человека, громко смеющегося. Дело в том, что этот человек обладал даром утешения. Мы будем с вами в ходе передачи говорить о тех духовных дарах, но вот это один из великих, как святые отцы говорят, что утешить ближнего есть дело доброе, притом великое. И это действительно так. Утешить в двух словах. Представляете, старец Ипполит, который никогда не говорил проповеди. Я такого священника вообще не знаю, который в течение своей жизни ни разу не сказал проповеди. Он говорит: а я не умею говорить. Но он говорил своими делами и говорил благодатью Духа Святого, которая жила в нем. Это совершенно удивительно. То есть никаких откровений мы, никакого грома и молний, ничего не видели при встрече со старцем. Но как апостолы, помните, видели Воскресшего Христа очень много раз, мы даже не знаем сколько раз, и всякий раз они ощущали внутреннюю радость. И вот при встрече с отцом Ипполитом, верным учеником и последователем Господа Иисуса, люди испытывали такую радость, даже ничего еще, ни слова от него не услышав, что они забывали скорбь. Даже скорбь о потере близкого человека на похоронах, на отпевании. Потому что он обошел все деревни Курской области — Перецелуево (такие смешные названия, простые русские названия), Боброво — обошел, где-то он освятил хатку, где-то отпевал покойника. И вот люди сегодня, спустя 20 лет, простые русские люди, как они говорят о нем: «Какой мужик был! Единственный человек!» Вот это, наверное, высшая оценка, которую простой, может быть, не очень образованный русский человек сегодня дает этому великому старцу.

К. Мацан

— А его судьба, его история? Ведь она у него тоже очень интересная, он на Афоне много лет подвизался.

Г. Пенкнович

— Интересная — не то слово. Он родился 18 апреля 1928 года, в 20 километрах от деревни Мошнино, от предполагаемой родины преподобного Прохора Мошнина, или Серафима Саровского. Естественно, они родились в разное время, но вот этот дух, дух любви Христовой, как преподобный Серафим, батюшка Ипполит был Богородичный подвижник, мы об этом сразу можем сказать, что он сподоблялся неоднократного посещения Пречистой Девы. Откуда мы это знаем? По опыту Церкви мы можем сказать, что для нас важно свидетельство признанных подвижников. И вот признанные подвижники благочестия XX века нам об этом свидетельствуют. В частности Любушка Сусанинская, которую саму называют Ксенией Петербургской XX века. Это великая подвижница, которая отправляла людей к батюшке Ипполиту в Рыльск и говорила: «Я вам не могу помочь, но вот в Рыльске живет второй Серафим, его зовут старец Ипполит». А еще второй подвижник, тоже очень известный в Русской Церкви, Алешенька его называли все или Алексей Астанин, из Старого Оскола, к помощи и совету которого обращались очень многие архиереи Русской Церкви, самые разные люди. Он был прикован к постели, нем, и через буквы алфавита пальчиком указывал на определенные слова. Из них переводчик — то есть келейник, который сидел, он исполнял роль переводчика, складывал слова. И вот две монахини из Рыльского монастыря, духовные чада отца Ипполита, приехали к нему за советом из Рыльска. И только они переступили порог, он пальчиком показывает следующие слова: «От Ипполита ко мне приехали. Убирайтесь отсюда. Он каждую ночь с Матерью Божией разговаривает». Ну они убежали, конечно, только пятки сверкали. Итак, этот человек родился в селении Субботино Курской области, Солнцевского района. Он был очень верующим, трудолюбивым. Я еще застал в Субботино бабушек, которые с ним в классе учились, говорили, что он учился очень хорошо, и курочку изображал в школьной самодеятельности. То есть вот он в течение всей своей будущей монашеской жизни, как курочка, защищал своих духовных чад. И я уверен, защищает сейчас страну нашу, матушку Россию. И вот после он служил в армии, был командиром пулеметного отделения, на Западной Украине, сержантом. А после в возрасте 28 лет ушел в знаменитую Глинскую пустынь, где застал живую старческую традицию, то есть кого — преподобных, ныне все его духовные отцы канонизированы, причислены к лику святых — преподобный Серафим (Романцов), преподобный Серафим (Амелин). Но там, в Глинской пустыни, самым близким человеком для него стал ныне канонизированный преподобный схиигумен Андроник (Лукаш). Мальчика, тогда послушника, звали Сережа Халин. И вот Сережа заболел крупозным воспалением легких и был при смерти, для него даже смастерили гроб. А старец Андроник затворился с ним в келье на три дня и вымолил его, сохранил ему жизнь. После закрытия в хрущевский период Глинской пустыни, будущий подвижник, Сергей Халин, пришел в Псково-Печерский монастырь, где стал монахом в честь святого Ипполита Римского, иеродиаконом, иеромонахом. И вот он очень тесно общался с оставшимися последними валаамскими старцами там. Особенно сблизился он с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем). Это батюшка часто его вспоминал, и всякий раз, вспоминая, осенял себя крестным знамением, говорил, что это святой человек. И он отца Ипполита учил: «Ипполитик, Ипполитик, не будь как петушок, а будь как курочка».

К. Мацан

— Такая тема курочки.

Г. Пенкнович

— Курочки, да. И батюшка Ипполит мне тоже говорил: «Ты, Григорий, тоже не будь как петушок».

К. Мацан

— А что это означало?

Г. Пенкнович

— Это означало смирение. Как Макарий Оптинский, да все говорят святые, что если у тебя есть смирение — у тебя есть все, если нет смирения — у тебя нет ничего. И вот этот иеросхимонах Михаил — это действительно святой жизни подвижник, который на протяжении более 40 лет ежедневно совершал литургию. Ну это святые люди. Потом преподобный Симеон (Желнин), он дольше всех жил в Псковском монастыре, вот батюшка его застал там. И преподобный Симеон предсказал батюшке Ипполиту, что он будет настоятелем когда-то, игуменом монастыря.

К. Мацан

— Ну и был он, я так понимаю, отец Ипполит, одним из первых, кого в советские годы отправили на Афон?

Г. Пенкнович

— Да, вот вы прямо с языка сняли. Точно. 1966 год, митрополит Никодим (Ротов), Ленинградский и Новгородский, председатель Отдела внешних церковных связей, самая яркая личность в истории Русской Церкви XX века, особенно в застойный период, он совершил чудо. Схиархимандрит Илиан — это старец, прозорливый старец Афонский, пишет письмо Алексию I (Симанскому) и копию митрополиту Никодиму: помогите, наш монастырь русский на Афоне, Пантелеимонов монастырь, находится в бедственном состоянии. До революции там был 2 тысячи монахов, а в 60-е годы — несколько человек, и средний возраст их составлял 85 лет. То есть, по существующему обычаю на Святой Горе, если каждый день не можешь совершать литургию — все, греки заберут навсегда, никогда уже не вернут. Поэтому была катастрофа. И Никодим совершил чудо в чем? Представьте: в капиталистическую Грецию из недружественного Советского Союза отправили первую партию, отправили четырех — один не выдержал, вернулся, остались трое человек — это псковские монахи, простые, то есть такие, совершенно с точки зрения советской власти не опасные, не способные ни на какие политические провокации, простые русские трудолюбивые люди. И вот архимандрит Досифей (Сороченков) — это замечательный, тоже он потом в Пскове известным старцем был, вот они были друзьями. И вот батюшка Ипполит приезжает туда, а через несколько лет приезжает, архимандрит Авель (Македонов), становится настоятелем Пантелеимонова монастыря, а старец Ипполит при нем экономом. И они стали близкими друзьями. Тяжело очень трудились — на себе таскали бревна, мешки с камнями — то есть представляете, а ночью, каждую ночь служить. Батюшка служил на греческом, которому пришлось выучиться очень быстро, выхода другого не было. И вот эти 17 долгих лет, о которых, естественно, мало известно. Ну монашеская жизнь закрытая. Мы знаем, что батюшка Ипполит общался с великими подвижниками того времени, там был с ними именно в духовном общении. Арсений Пещерник, которого вся Святая Гора почитает как святого — это грек, он знал русский язык, и они друг другу исповедовались. Потом Тихон, русский иеросхимонах, (Голенков) — это величайший подвижник, которого также почитают как угодника уже на Святой Горе. И, конечно, Паисий Святогорец. Вот с кем батюшка Ипполит был в постоянном общении.

К. Мацан

— Григорий Пенкнович, журналист и гид по Святой Земле, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер». Наш гость — духовное чадо архимандрита Ипполита (Халина), 20 лет преставления которого мы будем вспоминать 17 декабря — удивительный подвижник XX века, о котором мы сегодня беседуем. И вот мы идем так поступательно сейчас по биографии отца Ипполита, он сейчас на Афоне. А вот потом, когда он вернулся с Афона, в чем, скажем так, проявился уже дальше этот афонский опыт, афонская школа? Вот у нас как-то любят вообще Афон, и считается таким каким-то признаком качества: человек на Афоне побывал. Что он привнес, что он принес с собой обратно, когда уже вернулся в Псково-Печерский монастырь, когда потом стал настоятелем Рыльского монастыря в Курской области?

Г. Пенкнович

— Ну да, на Афоне можно по-разному побывать. Мне отец Ипполит при жизни говорил: а вы были на Афоне? Я говорю: нет. А он говорит: а я был. Он был большой шутник, понимаете. Так что я тоже был на Афоне потом один раз. Но что такое отец Ипполит на Афоне — это тяжелейший труд, это молитва, это слезы. И представляете, вот я добавлю, он говорит (представляете, вот тихим голосом, без всякого пафоса, на ушко, он говорил очень тихо, таким тенорком): «Нет сил дойти до кельи, прикорнешь где-то под деревом или под кустом, закроешь глаза — и Матерь Божия является и благословляет». Представляете, какие слова? Это от человека немногословного. Какую ценность имеют эти слова. Который не написал ни одной строчки никаких проповедей, никаких книг не писал. Это поразительно совершенно. Он вернулся через эти 17 лет в Псковский монастырь, где стал архимандритом. А позже переехал, вернулся на родину, в родную Курскую землю, где его переводили из храма в храм, он восстановил 15 храмов. Спал под дырявой крышей, всегда начинал восстанавливать храм, а не дом священника. Он никогда не думал о себе. И когда прихожане, которые всегда бегали за ним (ну афонский батюшка — конечно, люди все стремились к нему всегда), они видели, в каких условиях он живет страшных — зимой под дождем, под снегом. Они плакали. А батюшка говорит: «А что вы плачете? Я привык». Много он скорбей перенес в своей жизни, как любой подвижник, наверное, в любом житии. А жизнь отца Ипполита — это житие. То есть могу рассказать удивительные, просто житийного, более того, евангельского характера истории.

К. Мацан

— Расскажите.

Г. Пенкнович

— Отец Ипполит (как консолидированное мнение отцов Церкви, что самая высшая добродетель — это тайная), он делал тайную, творил тайную милостыню. Мне приходились разбирать мешки писем после его кончины, которые остались. Раньше же не было ни интернета, ни эсэмэсочек никаких, и люди писали из мест заключения, с какой благодарностью люди писали за ту помощь, которую он оказал. Это может быть благодарность за исцеление или благодарность за материальную помощь. Он щедрой рукой раздавал деньги, даже не считая. Это в тот монастырь, монастырю Рыльскому больше 600 лет. И отец Ипполит — это последнее место его подвигов, мы уже забегаем тогда с вами вперед, но это место, где 11 лет последних своей жизни он принимал тысячи людей со всех стран, и городов, и весей России и зарубежья. И он раздавал милостыню, не успев восстановить монастырь. Он, конечно, очень много сделал, восстановил корпуса — игуменский, братский. Но главное для него было — это утешать, в том числе и материально помогать. Он везде, где жил, разводил коров. И даже не Афоне хотел, но афониты сказали: нет уж, не пойдет, женского пола какую-то корову мы здесь не потерпим. Поэтому это не удалось. Но в остальных местах везде разводил. В Рыльске, как в настоящем огромном, крепком колхозе было двести с лишним. Местные жители неверующие, иногда бессовестные совершенно, без стыда и совести, приводили ему больное животное — он платил вдвое дороже, чем они продали бы где-либо. И вот монахиня Анна (Мануйлова), его духовное чадо, художник-модельер, которую он исцелил от беснования по собственному ее признанию, она говорит: я его отвожу в сторону, говорю: «Батюшка, что ты делаешь? Посмотри на эту корову — она без вымени, она „литровая“. (Вот у русских людей как говорят: „ведерная“ — это много молока, а „литровая“ — мало.) Она „литровая“, она полуживая». А он ней на ушко говорит: «Матушка, ты не понимаешь. Я вот сейчас у нее куплю коровку дороже, чем дадут ей на мясокомбинате, и у нее умягчится сердце». Вы только задумайтесь над этими словами: старец, которому надо восстанавливать разрушенный монастырь, думает о том, чтобы какая-то женщина хитрая, лукавая, которая храм не знает, Христа не знает, с пригородной слободки, чтобы у нее умягчилось сердце — вот о чем. Что это за человек? Это всечеловек. Это тот человек, который при жизни сподобился преображения, как Господь две тысячи лет назад на Фаворе. Он любит всех, его любовь уподобляется любови Христовой, она распространяется на все творение. Не только на людей, но даже на животных. Он своему келейнику говорил про собственного кота, притом он никогда не сюсюкал...

К. Мацан

— Про кота?

Г. Пенкнович

— Про кота, котика. Он никогда не сюсюкал, ни с животными, ни с детьми — ой, ути-пуси-пуси. Никогда этого не было. Он был добрейший, но не добренький. И он говорил про кота: «Называйте котика на вы: котик, что вы желаете?» Понимаете, это не внешняя доброта, это доброта Христова. Это доброта Святого Духа.

К. Мацан

— Есть это выражение: блажен, кто и скоты милует, да, библейское.

Г. Пенкнович

— Блажен, кто и коты милует.

К. Мацан

— Вот да. А православные хозяева котов говорят: блажен, кто и коты милует.

Г. Пенкнович

— А, правда? Я думал, это я придумал. Ну извините. И понимаете, вот это вот отношение не столько к коровам — коровы приходили, они исцелялись у него, они оживали. Но самое главное, оживали не коровы, оживали мертвые души, которые приходили к нему. Представляете, из мест заключения освободившиеся люди. 20 лет человек сидел, убил своего брата — дядя Миша. Так этот дядя Миша изменился совершенно, он стал человеком в Рыльском монастыре, чистил картошку с утра до вечера, понимаете. То есть люди, которые ну не то, что Христа не знали, это социопаты, которые просто не могут жить с соседями своими. Вот, например, человек, который ни одного дня не работал, его работа была (ну у него в трудовой книжке, наверное, было записано как-нибудь — ну разбойник, я не знаю, как пишут в этом случае), но во всяком случае он в Европе воровал машины и продавал в СССР. Вот ну это тоже же работа, сложная довольно. И он священников считал бездельниками: ну что, это аферисты какие-то, — ну так и говорил. А жена уже была знакома со старцем Ипполитом. Они подъезжают к монастырю, он говорит: ты со своим стариком делай что хочешь, а я вот откину сиденье и у святых врат (святых врат — это я говорю, для него они не святые) посижу здесь, в машине. Она подговорила осетинских борцов — ну он осетин по национальности, чтобы они его хитростью заманили в монастырь. «Ну что ты, как ты, по-братски, заходи, давай в монастырь, что ты один здесь сидишь? Пообщайся с нами». Завели его на второй этаж Никольского храма, где принимал старец, и толкнули его к старцу. И когда он посмотрел в голубые глаза отца Ипполита, ни одного слова, не услышав от человека — вот вы представляете такое? — он упал на колени, обнял ноги старца и зарыдал. И сказал: «Батюшка, я хочу здесь быть монахом». А батюшка говорит: «Ну у тебя вообще-то жена и дети есть, какой монах?» То есть в одни момент. Как в сказке, как угодно, как в житии — можете называть это, интерпретировать как угодно, — человек изменил свою жизнь. И вот на моих глазах вот чудо вот этого преображения — это самое главное чудо, происходило очень часто. То есть что такое отец Ипполит чудотворец? Любовь как чудо. Вот главное чудо Христовой любви. Именно поэтому, вот есть хорошая книга, Володя Савочкин написал: «Самый добрый батюшка на земле» — про батюшку Ипполита. Это не пустые слова, это сказал о нем архимандрит Кирилл (Павлов), известный русский старец. Это действительно так, понимаете. Вот доброта, которая распространяется, то есть вот не сюсюкать там с человеком, не гладить его внешне по головке, проявляя какие-то внешние — мы же внешне, мы только все у нас обрядоверие: у нас яичко покрасить на Пасху там, 15 свечек поставить там и так далее. На записке надо крестик нарисовать восьмиконечный — тогда ты православный. Ничего подобного у старца не было. Это подлинная, никакая не внешняя духовность.

К. Мацан

— На могиле у него написано, да: «Любовь долготерпит, милосердствует».

Г. Пенкнович

— Абсолютно. Это такие правильные слова.

К. Мацан

— Из Послания апостола Павла к Коринфянам.

Г. Пенкнович

— Это самое главное. Он обладал от Господа, помимо всех остальных даров, о которых я сказал, утешения, он обладал даром терпения. А терпение святые отцы ставят на высоту добродетелей, наравне с любовью и смирением.

К. Мацан

— А как это проявлялось?

Г. Пенкнович

— Это проявлялось так, что он годами терпел около себя людей опустившихся и падших, и бессовестных, в прямом смысле слова. Каких? Трудники или послушники — как угодно их, ну, конечно, не монахи — воровали телят, резали и ели. Напивались, утром приходили к отцу Ипполиту и просили деньги опохмелиться. И он давал. Я такого терпения, таких примеров не знаю в современном мире.

К. Мацан

— А плоды были какие-то у этого терпения?

Г. Пенкнович

— Да, эти люди...

К. Мацан

— Ведь можно же расценить как такое попустительство.

Г. Пенкнович

— Нет, эти люди потом становились монахами. Эти люди — священники. Я их по фамилии не буду называть, потому что неудобно. Но эти люди абсолютно преображались. И таких примеров масса. Вот есть Марк Цекоев — я могу назвать, я крестный отец его сына. У него родился вот позже сын, и батюшка сказал: «Родится сын — назовешь Ипполит». Вот родился сын, назвали Ипполит, я крестный папа.

К. Мацан

— Вот вы в одном интервью, где рассказывали о старце Серафиме, такую деталь привели, что он мог, по крайней мере на словах так разделить священников на тех, которые про любовь, и тех, которые про закон. Вот законники и не законники — что это за разница, как это на практике проявлялось, что здесь имел в виду отец Ипполит?

Г. Пенкнович

— Отец Ипполит никогда ни о ком не говорил плохо. Никогда такого мы не слышали, что этот человек плохой. Да, действительно он мог так сказать, в том числе и мне он говорил: «Ты знаешь, вот этот человек (батюшка какой-то либо) — он не моего духа, он законник». Закон, ну что такое законники? Ну вот мы ходим с паломниками по Святой Земле и часто вспоминаем «прушим» на иврите — это фарисеи. А на иврите «прушим». Это люди были очень благочестивые, многим из нас до них как до луны. И они постились, они выполняли закон строго. И среди «прушим» у Христа было очень много учеников, между прочим. Не только Никодим. Но внешнее исполнение закона, внешнее следование каким-то писанным правилам, оно само по себе не спасает человека, если он не стремится к внутреннему преображению. Поэтому отец Ипполит, то чего он сподобился, вот этим светом преображения, он щедро делился. Я вам скажу конкретно. Вот некий Сергей, протестантский пастор, представляете, приезжает к нему, потому что много слышал о христианском православном священнике, находит отца Ипполита сидящим в старом тракторе за монастырем, на лугу. И когда он приблизился к этому трактору, он увидел свет, исходящий от старца. Он не видит очертания, только глаза. Представляете? И пытается подойти, и какая-то неведомая сила, рассказывает Сергей, останавливает, я не могу двинуться. И, говорит, при этом смотрю на свои руки — они черные. Представляете? А батюшка во свете, слепящем свете, представляете. И наконец старец говорит: «Ну подойди, подойди ко мне». Подошел и кем? И стал глубоко верующим православным человеком. А еще один случай, когда в келью к батюшке родители привел мальчика маленького. И, выйдя из кельи, они спрашивают у сына: «Как тебе, понравился батюшка?» Он говорит: «Я не видел батюшку, я видел только свет».

К. Мацан

— Григорий Пенкнович, журналист, гид по Святой Земле, сегодня рассказывает нам о своем духовном отце, выдающемся православном подвижнике XX века, об архимандрите Ипполите (Халине). И мы вернемся к этому разговору после небольшой паузы. Не переключайтесь.

К. Мацан

— «Светлый вечер» на радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. Григорий Пенкнович, журналист и гид по Святой Земле, сегодня наш гость и рассказывает о своем духовном отце, об архимандрите Ипполите (Халине), 20-летие преставления которого мы будем вспоминать буквально через два дня, 17 декабря. И вот о какой еще стороне служения, на самом деле не укладывающейся в голову в каком-то смысле, я хотел бы вас попросить рассказать — это то, что его называют, отца Ипполита, апостолом Алании. Вы сами с Северного Кавказа, из Осетии, это вообще ваш родной регион, и тема, надо полагать, для вас особенно близкая. Но парадокс в том, что человек, благодаря которому Алания расцвела как церковное сообщество, монастыри появились, ни разу в Алании не был — как так?

Г. Пенкнович

— Это чудо, которое не совершали даже святые апостолы. Поразительно, вот как Господь в Евангелии сказал, что Мои ученики и последователи сделают то, что Я сотворил и больше сотворят. Вот на отце Ипполите это исполнилось, действительно так. В 98-м году, в лесочке за Рыльским монастырем, тихонечко, шепотом, отец Ипполит сказал мне: «Воля Божией Матери, чтобы в Осетии были монастыри». Воля Божией Матери, не его воля. Я еду к митрополиту Ставропольскому и Владикавказскому Гедеону (Докукину) — выдающемуся церковному деятелю XX века, миротворцу. Он управлял самыми крупными в истории Русской Церкви епархиями — Новосибирской, сибирским архиереем был 17 лет, а потом Ставропольской и Бакинской, она раньше называлась именно так. Это первый человек в истории современной, который привез Благодатный огонь в Советский Союз из Святой Земли. И митрополит Гедеон (Докукин), проявив истинную христианскую веру, апостольское доверие Богу, никогда не видя старца Ипполита и не будучи с ним знакомым, поверил и принял все благословения отца Ипполита. И, по благословению великого курского старца, владыка Гедеон поддержал возведение монастырей там, где их никогда, конечно, не было. В этом году на федеральном уровне мы отметили торжество — 1100-летие крещения Алании. На самом деле Алания крестилась на несколько веков ранее, просто письменных источников — это патриарх Николай Мистик, византийский, у него много писем — то есть свидетельств о Крещении Алании письменных больше, чем о Крещении Руси. Вот это известный факт. Но на самом деле это событие произошло раньше. И вот я вам хочу сказать, что действительно были воздвигнуты монастыри. Отец Ипполит — то есть я свидетель этому, я сам это слышал из уст старца, после этого я познакомился с Натальей Федоровной Носовой, руководителем фонда «Успение», — отец Ипполит сам благословил создание этого фонда. Не просто благословил, это его идея, дал имя фонду — «Успение». Он говорит: «Для неверующих — это успеть сделать добро, а для верующих — это Успение Божией Матери». И вот Наталья Федоровна Носова, которая только что потеряла сына, я ее привез в Рыльск, и при первой встрече с отцом Ипполитом, еще года не прошло со смерти сына, она была утешена, после первой встречи горечь утраты куда-то ушла. И она сказала: все, я посвящаю свою жизнь строительству монастырей в Алании. Я их познакомил с митрополитом Ставропольским Гедеоном, и они, объединив усилия, выполнили благословение рыльского старца. И действительно, батюшка Ипполит с точностью до километра указал — на расстоянии полторы тысячи километров, — с точностью до километра место строительства монастыря. В предгорье — это ныне Богоявленский Аланский женский монастырь. А в горах — самый высокогорный в России — Аланский Свято-Успенский мужской. И сейчас идет строительство активно третьего монастыря — у поселка Кобан, в горах Северной Осетии. Третьего женского монастыря.

К. Мацан

— Ну вот сам старец в Алании, в Осетии не был. Надо полагать, что Осетия была у старца чуть ли не в полном составе. Вот как это было?

Г. Пенкнович

— Ну это поразительно, действительно. Вдруг поехали. Вот я только что упомянул Азу Георгиевну Осипову — она уроженка Владикавказа, оттуда меня и привезла туда. А после нее поехали тысячи, и никто не понимает, как это, по сарафанному радио — то есть опять же неверующему человеку это трудно понять. Это воля Пречистой Девы. Это не просто так, это очень серьезно, понимаете. То есть Господь, по молитвам древних аланских святых, решил спасти этот народ. Потому что вокруг, конечно же, есть представители соседней республики, других авраамических религий. Осетия — маленькая страна, раньше Аланское государство было намного больше, понимаете, там много подвижников было в свое время. И, действительно, вот приезжает к отцу Ипполиту — вот на моих глазах это было опять же, — Наташа Багаева, которую я хорошо знаю, режиссер Северо-Осетинского телевидения. Взять интервью у старца. Потому что она слышит, а не может понять, что осетины делают у какого-то старика за полторы тысячи километров. Приходит к нему, с оператором приезжает и говорит: я хочу у вас взять интервью. Он говорит: а что такое интервью? И она думает, что старец — он же был шутник, а она же не понимает этого, она 15 минут объясняет ему, что такое интервью: я буду вам задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. А он говорит: а я не умею разговаривать. А она, раздраженная, уже хочет встать: ну что это, издевательство какое-то. Тут он ее берет за руку и говорит: «А ты знаешь, что ты монахиня?» Она рассердилась. «Батюшка, зачем вы такие ярлыки на меня навешиваете, я вообще не по этому вопросу». Он говорит: «Ну у монахов же крестики на лбу светятся». Так вот и кто она теперь? Она игумения Аланского Богоявленского монастыря. Вот что делал отец Ипполит с людьми. Это не единственная игумения. Есть еще игумения Марфа (Лоджанская) — настоятельница монастыря святой Марии Магдалины, Ливенской епархии, Орловской митрополии. Она была директором очень крупного обувного магазина итальянской обуви. Алла Пугачева и другие селебрити покупали обувь в Москве у нее, она была бизнзесвумен или бизнесмен — как лучше сказать сейчас?

К. Мацан

— Business person.

Г. Пенкнович

— Business person, да. Так вот, понимаете, она после встречи с отцом Ипполитом резко изменила свою жизнь. Абсолютно резко. И никаких поучений, и нотаций — обратите внимание, — нравственное богословие, ничего такого не было от отца Ипполита слышно. Просто были два глаза, два голубых глаза. И слова: «Спаси тебя Господи». «Дай Бог вам здоровья». Или песни, которые он пел: «Виновата ли я», «Шумел камыш» — в этих песнях иногда был дар прозорливости, а иногда это просто утешение. Вот одна девочка хочет к нему подойти, сказать: «Батюшка, я так вас люблю». Вот захотелось ей подойти. Она не успела рот открыть, он ей говорит: «Не надо так сильно влюбляться, не надо так сильно любить. Любовь не умеет смеяться, любовь не умеет шутить». И вообще вот, понимаете, масштаб личности отца Ипполита, он не может уместиться в рамки передачи или документального фильма, который вот выйдет 16 декабря в 22 часа на канале «Спас», а 17-го будет повторен днем. Не укладывается. Вот представляете, как относятся к спонсорам, например? Батюшка говорил: «понсор». Он же был простой русский человек. «Понсоры». Значит, ну любой настоятель: ну спонсор — надо отбросить все дела. Ну а как иначе, а кто же будет восстанавливать? Значит, приезжает там большой начальник из Москвы. Я ему говорю: «Батюшка, приехал вот такой-то. — Ой, отец, скажи, что меня нет». Ну кто так будет к спонсорам относиться, понимаете? Или еще приезжает начальство там другое. По монастырю батюшка их водит. А рядом с храмом лежат двое выпивших — они еще не преобразились, потому что это не по щелчку пальца делалось в монастыре. Это делалось, но это был процесс. И батюшка на них указывает: «А вот наши пьяницы». Представляете? То есть вот это, это любовь Христова.

К. Мацан

— А вы когда приехали к нему, вот если возвращаться к вашей с ним встрече, потом остались в монастыре. Как это произошло, что заставило вас, тогда журналиста, работающего по профессии, так тоже круто изменить свою жизнь?

Г. Пенкнович

— Ну да, я был собкором по Северному Кавказу, информационного агентства, занимался политическими новостями. Но отец Ипполит, понимаете, его сила благодати Божией, которая в нем жила, она настолько привлекала. Вот что заставляло апостолов быть со Христом, вот что их заставляло, какая сила? Сила Господня, понимаете, то есть когда человек... Вот отец Ипполит говорил, что на молитву надо стремиться, как на свидание с любимой. Вот представляешь, как ты хочешь встретиться, идешь на свидание, опаздываешь, пробки, представляешь? Ну ты не можешь дождаться, когда встретишься и соединишься с человеком, которого любишь. Вот так надо стремиться на молитву. Вот так мы стремились на встречу с нашим батюшкой и просто подержать его за руку, просто прикоснуться к нему. А вы знаете, вот эти прикосновения батюшки — это совершенно поразительно. После этих прикосновений происходили чудеса. Он крест большим пальцем правой руки ставил на животе или на груди. Или вот так вот меня на живот щипает, говорит: «Отец Григорий...» Он всех «отцами» называл. Бомжа любого. У нас был Степа бомж, и все с подачи старца его называли «отец». Понимаете, уважение ко всем — к животным, к людям, к любому. Отец Стефан. И вот мне говорит: «Отец Григорий, отъел ты пузо, на монастырских харчах отъел». Понимаете, вроде просто потрогал, да, — приступа гастрита как не бывало. А еще покруче, посерьезней. Женщина, Анна Савельева —это организатор регулярных паломнических поездок Москва — Рыльск на протяжении 30 лет, привозит мальчика больного СПИДом. То есть все в автобусе паломническом знают, что у мальчика за диагноз — он на протяжении трех с лишним лет многократно подтверждался, и они анонимно мальчика лечили. Но уже он в такой терминальной стадии был, невозможно было вылечиться. И мать с сыном подходят к старцу на прием, на левом клиросе, в храме. Батюшка вот так вот благословил, перекрестил его вдоль всего его, значит, груди. И говорит: «Езжайте, у него ничего нет». Мать разоралась прямо в храме: «Мы зря 500 километров из Москвы проехали, батюшка ничего не знает, поставил неправильный диагноз». Значит, всю дорогу вопила обратно, из Рыльска в Москву. Анна, руководитель поездок, еле успокоила ее и говорит: «Ну слушай, ну хотя бы ну попробуй сделать повторный анализ. — Мы уже четыре года почти лечимся! Какие повторные?» Сделали повторные анализы — ничего нет. Он жив и здоров до сегодняшнего дня. А это было свыше 20 лет назад. Вот что такое отец Ипполит.

К. Мацан

— Григорий Пенкнович, журналист, гид по Святой Земле, сегодня рассказывает нам о своем духовном отце, архимандрите Ипполите (Халине). И вот о чем не могу вас не спросить — уже, может быть, переходя от рассказа о самом отце Ипполите к размышлениям вообще о духовной жизни, о церковной жизни. Поездки к старцам популярны — именно это слово используют люди, часто знакомясь с православием только, считают, что хорошо бы найти хорошего какого-нибудь духоносного старца, подальше желательно. А вот просто священник в храме — это все не то, это какой-то рядовой случай. А вот если бы найти какого-нибудь настоящего такого, духоносного подвижника, вот он точно скажет мне волю Божию обо мне. При этом опытные духовники как бы предостерегают от такой мании искать везде старцев. И к этому надо очень ответственно относиться. И ответственно относиться к тому, к кому ты едешь и у кого духовного совета спрашиваешь. В конце концов есть такая вещь как младостарчество — когда еще неопытные духовные люди по каким-то внутренним, может быть, не вполне обоснованным причинам, считают, что могут раздавать радикальные советы направо и налево. Понятно, что то, о чем мы говорим, когда вы рассказываете об отце Ипполите, это совсем другой случай. Это реально человек святой жизни, и это видно просто видно, это не надо никак подтверждать или доказывать. Но как он выстраивал отношения со своими духовными чадами? Вот мы часто слышим, что опытный, по-настоящему опытный духовник всегда оставляет своему духовному чаду пространство свободы. Он никогда не превращается в диктатора и в воспитателя. Как это было в случае отца Ипполита?

Г. Пенкнович

— Вы сказали золотые слова. Дай Бог вам за это здоровья.

К. Мацан

— Спасибо.

Г. Пенкнович

— Это самое главное в духовничестве и в духовной жизни. И вот Алексий II очень часто повторял такие слова: не господствуйте над наследием Божиим. На всех епархиальных собраниях. Это так важно. И вот митрополит Антоний Сурожский вторил ему и говорил, что священник, духовник должен быть как прозрачное стекло, через которое верующий должен видеть Христа. Вот отец Ипполит — это классический пример вот именно такого духовничества. Никогда, ни на йоту не загораживать собой образ Учителя Божественного нашего. Нет, он приводил ко Христу и отходил в сторону. Он никому ничего не навязывал. Не говорил: тебе надо жениться, тебе надо батюшкой быть. «А не хотите ли вы?» «А может быть, вы согласитесь?» И это было таким тонким голосом. Вот я себе представляю, наверное, вот это глас хлада тонка — это вот так Святой Дух, это смиренные повеления Господа Святого Духа. Господь не вламывается в сердце мое. Он смиренно, как нищий странник, ходил по Израилю. Вот так же Он стучится в дверь моего сердца — не открою ли я. Мы не должны Библией бить человека по башке. Это не христианство.

К. Мацан

— А вот как это выглядело на практике, помимо формы обращения «не хотите ли вы». Вот вы привели пример, когда отец Ипполит сказал женщине: да ты же монахиня. Ну чем не такое на самом деле, может быть, в вежливой форме, но достаточно радикальное благословение? А человек может отказаться или согласиться. Вот как в этом смысле он выстраивал отношения с тем, кому что-то советовал?

Г. Пенкнович

— Ну вот так вот, он тихо советовал. Он ни на чем не настаивал, понимаете. Она, Наталья Багаева, которая ныне игумения Нонна, она сама приняла решение, понимаете. То есть никакого давления, никакого насилия. Насилие, оно противно христианству, любая форма насилия. Поэтому вот как отличить подлинного духовника от ложного? Который тебя бьет какой-нибудь святой книгой по каким-нибудь местам — это ложный духовник. Который тебе предлагает путь, скромно предлагает: вот есть такой путь, а есть вот более правильный, может быть, ты выберешь более правильный? И не настаивает, и не кричит. И не цитирует тебе Библию, не обещает тебе адских мук. Вот который духовник так себя ведет — это правильный духовник. А волю Божию и от осла можно узнать, от Валаамовой ослицы — помните, в Ветхом Завете? Поэтому не обязательно бегать по старцам. Это модно. Моды такой быть не должно. И старцев почему очень мало реальных — потому что нет послушников, никто не хочет выполнять. Модно: я съездила к старцу. А толку? А ты осталась баобабом или ты приехала с какой-то духовной пользой обратно? Вот этот вопрос надо себе задавать.

К. Мацан

— Мы говорим о том, что 20 лет со дня преставления архимандрита Ипполита. Как за эти 20 лет хранится его память?

Г. Пенкнович

— Да, множится число чудес и исцелений на могилке старца. Игумен Роман (Архипов), бывший московский стоматолог, который собирался в Канаду и открыть свою клинику. Но после встречи со старцем Ипполитом, поглядев в его глаза, ничего особенного от него не услышав, он стал кем? Он стал сейчас настоятелем того же самого монастыря, который возглавлял до него батюшка Ипполит. И собирается огромное количество свидетельств, причем поразительных, то есть о которых я даже ничего не читал, например, исцеление от аутизма. Представляете? Я, например, никогда не сталкивался с подобным. Виталий Макеев привез своего сына Руслана на могилку к старцу Ипполиту. Мальчик был в психиатрическом диспансере московском на учете, ходил в детский садик для детей с задержкой речевого и психического развития — то есть он не мог никаким образом поступить в обычную школу. Он мычал, он орал, он мог прыгнуть в лужу и лежать в луже. Их высаживали из общественного транспорта и из такси, потому что настолько неадекватно себя вел ребенок. Милиция даже останавливала, думала, что это не их ребенок, вот на улице родителей задерживала. Значит, и его привезли, причем жена была неверующая, мать ребенка была неверующая, некрещеная. Но услышав о чудесах старца Ипполита, положили на могилку ребенка, головкой прямо на могилку — ничего не произошло. На следующее утро они уезжают на поезде в Москву, и в поезде мальчик сказал первое слово. Произнес первое слово в поезде, на пути из Рыльска в Москву. Через несколько месяцев он полностью стал общаться, адекватно себя вести. И когда к психиатру перед школой, перед поступлением в обычную школу, они привели к врачу, психиатр говорит: а зачем вы нам привели другого мальчика? Эта карта не этого мальчика. Он полностью снят с учета. Вот это православное чудо XXI века, которое произошло несколько лет назад на могилке старца Ипполита. Поэтому мы верим, что за чрезвычайное смирение, которое он имел, за милосердие, за какое-то христоподражательное терпение, которое батюшка имел, за любовь Христову, которая жила в его сердце, Всемилостивый Судия, Господь Иисус, уже удостоил старца Ипполита венца бессмертия.

К. Мацан

— А вот нас слушают люди, наверное, подавляющее большинство которых никогда не будет монахами, никогда не уйдут из мира в этом смысле. И каждый раз, когда мы сталкиваемся с такими потрясающими, поражающими фигурами, как архимандрит Ипполит, задаешься вопросом: а как его духовный опыт, его советы, то, чем он даже без слов делится с человеком, может быть применимо в обычной жизни? Ну кто-то скажет: ну хорошо тебе там быть смиренным — ты вот в монастыре живешь, отдельно от всех, как-то там у тебя семьи нет, ежедневных нет там, не знаю, борщей, и там пеленок, и домашних заданий. А вот ты попробуй, поживи обычной жизнью и сохрани такое смирение и такие голубые глаза. Вот что вы об этом думаете?

Г. Пенкнович

— Ну в монастыре тоже попробуй, поживи. Одно и то же, однообразие, одни и те же братия — тоже иногда хочется перекусать друг друга... Знаете, это очень, тут непонятно, что легче. Конечно, семейная жизнь, она очень тяжелая, наверное. Да все тяжело, тяжело терпеть. Вот именно, понимаете, терпеть ближнего. Это только молитва, только благодать Господня удерживает нас от того, чтобы мы не переубивали друг друга. Поэтому я могу сказать, что люди, которые вот батюшку при жизни не знали, а прочли книгу, фильм посмотрели, приобрели его фотографию, они такой к нему любовью проникаются, что получают скорую помощь, понимаете. И эта помощь не просто в житейских каких-то проблемах — это само собой, это очень часто происходит. Но они какую-то незримо получают благодатную помощь Христову, которая укрепляет их на жизненном пути. Главное, что делал батюшка, это приводил людей ко Христу — через многочисленные чудеса, через свои вот эти прикосновения любовные рукой к груди. То есть ну вот это, вот эти фотографии, они распространяются по всему миру, как иконки. И вы знаете, вот даже я хочу еще раз рассказать. Вот Италия, вот у меня паломники есть из Италии православной, вот там есть русский храм святителя Николая, во Флоренции — православный, наш храм, Московской Патриархии. И приехали оттуда люди, я им подарил икону — фотографию батюшки Ипполита, которую сам сделал, батюшка с цветами. И возвращается во Флоренцию женщина русская, Маша Милюкова, попадает в больницу по скорой помощи. И не успевает иконок с собой взять, взяла только фотографию батюшки. И на МРТ, на все исследования ее возили на каталочке, а она держала батюшкину фотографию, и очень быстро пришла в себя. Но так как коечный фонд был переполнен, то к ней в палату попал мужчина, итальянец, и он на ее глазах стал умирать, задыхаться — у него тяжелейшая форма воспаления легких, гнойная. И она к нему подскочила и говорит по-итальянски: «Могу ли я тебе приложить фотографию святого человека?» Он говорит: «Si» — да. Она приложила и крестообразно перекрестила область груди и лба. В течение нескольких часов температура нормализовалась, так же и дыхание. И заведующий этой больницей пришел и сказал: «E successo miracolo» («Здесь произошло чудо»).

К. Мацан

— А я знаю, что есть памятник отцу Ипполиту, да, скульптора Клыкова. Где он стоит?

Г. Пенкнович

— Да, Вячеслав Клыков называл отца Ипполита святым человеком. Я с ним беседовал незадолго до его кончины. Стоит на территории санатория «Марьино», управления администрации делами президента. В Курской области, в Рыльском районе, недалеко от монастыря Рыльского, замечательный памятник — батюшка кормит белочку, добрый такой памятник. Освятил этот памятник духовный сын отца Ипполита, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов). Иоанн (Попов) очень почитает старца Ипполита. И вот он говорил о том на открытии памятника, что батюшка был встроен во все связи этого мира. Вот это очень правильные слова, понимаете. То есть вот то, о чем я говорю — всечеловек. То есть вот он плоть от плоти русский человек, но вот это планетарное сознание, понимаете. Он, подражая любви Христовой, любить всех и молиться об о всем мире, как Силуан. Я вот не сказал о том, что батюшка Ипполит на Афоне занимал должность Силуана Афонского, и жил в его келье, и носил при себе его ключики. Вот эта любовь Силуанова, такая любовь, который говорит, что как я могу наслаждаться раем, если знаю, что кто-то в аду, понимаете. Молился даже о сущих во аде, понимаете, — вот эта вот любовь. И митрополит Иоанн Белгородский, вот он часто об этом очень хорошо говорит. А есть и второй памятник — на территории Богоявленского женского Аланского монастыря. Создал его гениальный российский скульптор Владимир Соскиев, народный художник, очень известный человек. Это просто памятник высочайшего уровня. И к нему приходят, к батюшке Ипполиту, осетины и паломники, как к живому. Целуют его ручку и чувствуют благодать.

К. Мацан

— Есть ли у вас лично какая-то, может быть, фраза, которая была вам сказана, именно вам, отцом Ипполитом, и которая так в сердце отпечаталась и, что называется, каждый день с вами? Вот по которой вы как-то так живете, свою жизнь выстраиваете?

Г. Пенкнович

— Выстраиваю. За живот ущипнул: «Терпи, отец, терпи». Вот что еще надо?

К. Мацан

— Ну вот мы уже сказали о том, что на могиле отца Ипполита слова из Первого Послания к Коринфянам святого апостола Павла: «Любовь долготерпит и милосердствует». Это знаменитый гимн любви апостола Павла из 13-й главы Первого Послания к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». А вот из этих определений, характеристик любви, каждой из которых можно было посвятить цикл отдельных программ или тома богословской литературы, вот чему еще можно было учиться у отца Ипполита?

Г. Пенкнович

— Ну принимать каждого. Принимать каждого человека. Вот у нас иногда соседка — сплетница, да, в такси водитель отказался мне повышать температуру, я заболел из-за этого, понимаете, мне холодно было. Вот простить и принять. Это очень тяжело. Понимаете, легче всего человека объявить врагом и стукнуть его, чем вот это переносить. Но отец Ипполит вот показывает нам такой пример приятия и терпения. Если у нас еще есть время, вот я хочу поразительное качество еще отца Ипполита упомянуть — вездесущие. Это, может быть, вам очень странно покажется. Но, подражая угоднику Николаю — а отец Ипполит всех призывал молиться угоднику Николаю, в каком бы тяжелом состоянии к нему человек бы ни приходил, я сам слышал, он говорил: «Молитесь угоднику Николаю, читайте ему акафист по четвергам или когда вам удобно». И сам, подражая ему, он был скорый помощник и обладал вот таким поразительным качеством великих святых, как вездесущие — он одновременно мог перемещаться в пространстве и одновременно находиться в разных местах. По свидетельству игумении Марфы (Лоджанской), она была директором фирмы, заместитель фирмы женщина у нее, муж которой попал в тюрьму. И этот муж в течение месяца ничего не пишет ей. Когда интернета еще не было. Она очень переживала и написала письмо отцу Ипполиту. И в тот момент, когда отец Ипполит уже получил ее письмо и держит его в руках, в далекой тюрьме что произошло: этот мужик хотел покончить с собой. И уже приготовился повеситься — и что он видит? На своей «шконке» — это воровским языком называется кровать, — появляется дедушка, гладит его по спине, говорит: «Не делай этого, у тебя все будет хорошо». Через полгода его освобождают по УДО — условно-досрочное освобождение, он заходит в коридор своей квартиры, смотрит вперед, падает на колени и рыдает. Потому что на столе у жены увидел фотографию деда, который явился ему. Представляете? Отец Ипполит, подражая угоднику Николаю, при своей жизни помогал людям, которые даже его не знали и не призывали на помощь.

К. Мацан

— Потрясающий пример и потрясающий облик. И «потрясающее» — в данном случае слово такое, не фигура речи, а то, что это действительно потрясает воображение, что такое бывает. Но по вере людей такое, наверное, Господь творит. И уж тем более по вере таких подвижников, как отец Ипполит. Такие вещи реально случаются, об этом просто говорят свидетели, одним из которых является наш сегодняшний гость, Григорий Пенкнович, журналист и гид по Святой Земле. Я вас благодарю за этот разговор. Напомню, что 17 декабря можно вспомнить — это 20-летие кончины архимандрита Ипполита (Халина), которому мы сегодня наш «Светлый вечер» и посвятили. Спасибо огромное. В студии у микрофона был Константин Мацан. До свидания.

Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем