
Фото: Piqsels
«Есть ли среди привязанностей наших чувство более святое, более сильное и бескорыстное, чем любовь матери?» — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный и почитаемый старец ХХ века, духовный наставник сотен тысяч людей. Его собственная мать, Елизавета Илларионовна, была примером именно такого родительского чувства.
Архимандрит Иоанн, вспоминая о матери, рассказывал, что она одаривала любовью всех, кто оказывался с нею рядом. Ване, как нарекли будущего старца при рождении, не исполнилось и двух лет, когда скончался его отец, Михаил Дмитриевич. Овдовевшая Елизавета Илларионовна стала главой, кормилицей и воспитательницей большой семьи. По праздникам в доме Крестьянкиных собирался народ. Радушная хозяйка приглашала к скромному столу нищих, богомольцев и странников. Частыми гостями были монахи. Их маленький Ваня особенно любил, и, пока те пили с матерью чай, примерял в прихожей их монашеские рясы.
Мальчик рос слабым и часто болел. Однажды, когда Ваня особенно тяжело занедужил, Елизавета Илларионовна сидела возле его кроватки и молилась. Она не заметила, как задремала, и увидела чудесный сон. Ей явилась девушка неземной красоты, которая протянула к спящему Ванечке руки. Сердцем Елизавета Илларионовна поняла, что перед ней — святая великомученица Варвара, и ... очнулась. Ваня тихо и спокойно спал. С этой самой ночи он стал выздоравливать и крепнуть. Мальчик повеселел, стал играть. А Елизавета Илларионовна, несмотря на постоянные хлопоты по хозяйству, всегда находила время поучаствовать в играх сына. Самой любимой у Вани была игра, в которой он подражал увиденному в храме. С самого раннего возраста мальчик посещал церковные богослужения, и всем сердцем их любил. Дома он воображал себя священником и важно размахивал кадилом, которое смастерил из консервной банки. А Елизавета Илларионовна была в этой игре прихожанкой.
Когда Ваня подрос, он стал интересоваться музыкой. Один хороший знакомый подарил мальчику скрипку, и он, выучившись на ней играть, долгое время не расставался с инструментом. Окончив школу, Иван отучился на бухгалтера и устроился на работу. Из-за постоянных авралов начальство требовало задерживаться допоздна, и у молодого человека не оставалось времени, чтобы ходить в храм. Такое положение дел Ивана не устраивало, и он открыто выразил недовольство. А на следующее утро увидел приказ о своём увольнении. Елизавета Илларионовна в то время начала сильно болеть, и сын боялся огорчить её плохой новостью. Он ничего не сказал матери и каждое утро продолжал уходить из дома как будто бы на работу. А когда пришла пора принести зарплату, Иван продал свою скрипку — дорогой его сердцу подарок. Мама так и не узнала, что на стене продолжал висеть пустой футляр.
Вскоре из родного города Орла Иван переехал в Москву. Там он получил хорошую должность. Но, как только позволяли дела, приезжал домой проведать любимую маму. И она, как в детстве, садилась у кровати засыпающего сына, и не могла на него наглядеться.
Елизавета Илларионовна Крестьянкина ушла из жизни в 1936 году. Она не увидела, как её любимый Ванечка стал сначала священником, а потом — монахом, архимандритом Иоанном. Как со всех концов страны к нему, мудрому старцу, за духовным советом съезжались люди. Однако внутренняя связь матери и сына не прерывалась. Отец Иоанн всю жизнь хранил в душе образ Елизаветы Илларионовны и говорил, что именно ей обязан своим духовным воспитанием. Когда уже 94-летнему архимандриту Иоанну (Крестьянкину) привезли единственную уцелевшую фотографию его мамы, он принял её дрожащими от волнения руками и со слезами на глазах.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело