
Фото: Piqsels
«Есть ли среди привязанностей наших чувство более святое, более сильное и бескорыстное, чем любовь матери?» — говорил архимандрит Иоанн (Крестьянкин), известный и почитаемый старец ХХ века, духовный наставник сотен тысяч людей. Его собственная мать, Елизавета Илларионовна, была примером именно такого родительского чувства.
Архимандрит Иоанн, вспоминая о матери, рассказывал, что она одаривала любовью всех, кто оказывался с нею рядом. Ване, как нарекли будущего старца при рождении, не исполнилось и двух лет, когда скончался его отец, Михаил Дмитриевич. Овдовевшая Елизавета Илларионовна стала главой, кормилицей и воспитательницей большой семьи. По праздникам в доме Крестьянкиных собирался народ. Радушная хозяйка приглашала к скромному столу нищих, богомольцев и странников. Частыми гостями были монахи. Их маленький Ваня особенно любил, и, пока те пили с матерью чай, примерял в прихожей их монашеские рясы.
Мальчик рос слабым и часто болел. Однажды, когда Ваня особенно тяжело занедужил, Елизавета Илларионовна сидела возле его кроватки и молилась. Она не заметила, как задремала, и увидела чудесный сон. Ей явилась девушка неземной красоты, которая протянула к спящему Ванечке руки. Сердцем Елизавета Илларионовна поняла, что перед ней — святая великомученица Варвара, и ... очнулась. Ваня тихо и спокойно спал. С этой самой ночи он стал выздоравливать и крепнуть. Мальчик повеселел, стал играть. А Елизавета Илларионовна, несмотря на постоянные хлопоты по хозяйству, всегда находила время поучаствовать в играх сына. Самой любимой у Вани была игра, в которой он подражал увиденному в храме. С самого раннего возраста мальчик посещал церковные богослужения, и всем сердцем их любил. Дома он воображал себя священником и важно размахивал кадилом, которое смастерил из консервной банки. А Елизавета Илларионовна была в этой игре прихожанкой.
Когда Ваня подрос, он стал интересоваться музыкой. Один хороший знакомый подарил мальчику скрипку, и он, выучившись на ней играть, долгое время не расставался с инструментом. Окончив школу, Иван отучился на бухгалтера и устроился на работу. Из-за постоянных авралов начальство требовало задерживаться допоздна, и у молодого человека не оставалось времени, чтобы ходить в храм. Такое положение дел Ивана не устраивало, и он открыто выразил недовольство. А на следующее утро увидел приказ о своём увольнении. Елизавета Илларионовна в то время начала сильно болеть, и сын боялся огорчить её плохой новостью. Он ничего не сказал матери и каждое утро продолжал уходить из дома как будто бы на работу. А когда пришла пора принести зарплату, Иван продал свою скрипку — дорогой его сердцу подарок. Мама так и не узнала, что на стене продолжал висеть пустой футляр.
Вскоре из родного города Орла Иван переехал в Москву. Там он получил хорошую должность. Но, как только позволяли дела, приезжал домой проведать любимую маму. И она, как в детстве, садилась у кровати засыпающего сына, и не могла на него наглядеться.
Елизавета Илларионовна Крестьянкина ушла из жизни в 1936 году. Она не увидела, как её любимый Ванечка стал сначала священником, а потом — монахом, архимандритом Иоанном. Как со всех концов страны к нему, мудрому старцу, за духовным советом съезжались люди. Однако внутренняя связь матери и сына не прерывалась. Отец Иоанн всю жизнь хранил в душе образ Елизаветы Илларионовны и говорил, что именно ей обязан своим духовным воспитанием. Когда уже 94-летнему архимандриту Иоанну (Крестьянкину) привезли единственную уцелевшую фотографию его мамы, он принял её дрожащими от волнения руками и со слезами на глазах.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер