Мог ли священник рязанского села Дубровка Михаил Палицын предположить, какая непростая судьба выпадет его сыну Василию, родившемуся в благополучном 1881 году? Да и сам Василий Михайлович, будущий архиепископ Куйбышевский и Сызранский, едва ли представлял в юности, какая миссия ляжет на его плечи в тревожном двадцатом веке.
Дети священников в дореволюционной России, как правило, шли по стопам своих отцов. Вот и Василий Палицын к двадцати четырем годам уже закончил семинарию. Правда, он успел получить еще и светское образование в Харьковском ветеринарном институте, прежде чем окончательно определился с жизненным выбором – стал послушником, а затем и монахом в одном из Киевских монастырей. В постриге он получил имя Алекси́й. В Киеве будущий святитель принял и священнический сан.
В 1922 году, уже будучи архимандритом, Алексий Палицын стал настоятелем Московского Данилова монастыря. А еще через два года он отправился в ссылку, в Сибирь. Едва освободившись, вновь был сослан – на этот раз на Соловки. Между арестами принял сан епископа. Затем снова Сибирь – вплоть до начала Великой Отечественной войны. Это были непростые годы. 800 архиереев, священников, монахов и мирян жили в глуши, где не было ни дорог, ни жилья. От холода спасались в землянках, голодали. В рукотворных пещерах совершали богослужения. Говорят, что именно в то время святитель стяжал дар непрестанной молитвы.
В 1942 году архиепископа Алексия Палицына поставили руководить Куйбышевской епархией. Наш город в буквальном смысле ковал победу в тылу, снабжая фронт самолетами и боеприпасами. В этом подвиге приняла участие и Русская православная церковь. Святитель Алексий Палицын вдохновлял верующих не жалеть ни сил, ни средств. Всего за годы войны Куйбышевская епархия собрала на нужды фронта двенадцать миллионов рублей.
В отличие от зримого, материального, духовный, молитвенный вклад в победу невозможно измерить и оценить. Усилиями владыки Алексия в епархии один за другим открывались храмы. Если до 1943 года во всей области было всего две действующих церкви, то вскоре их стало уже девятнадцать. Правительство не могло не понимать, что вера способствует объединению людей в тылу, сплачивает их. Так или иначе, деятельность архиепископа Алексия Палицына была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». И не стоит утверждать, что эта награда вручена владыке за лояльность к власти. Вскоре после войны он был включен в особый черный список – за то, что не прислал поздравительную телеграмму к 30-летию Октябрьской революции.
В Куйбышеве архиепископ Алексий и закончил свой трудный путь в 1952 году. Похоронен он в притворе Покровского кафедрального собора. Стоит лишний раз прийти сюда и поклониться его могиле. Думается, нам всем есть за что быть ему благодарными.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»