
Фото: Andriy Nestruiev / Unsplash
Три года Христос проповедовал, исцелял, творил чудеса. Рядом были его преданные ученики. Спаситель дорожил теми, кого избрал и призвал на служение. Он ведал их помышления, но знал и о своём предначертании. Поэтому Сын Божий стремился подготовить учеников к предстоящей разлуке — и к Своей крестной смерти, и к Воскресению, и к грядущему Вознесению.
В последней беседе с апостолами, на Тайной вечере, Христос прозревал эту грядущую скорбь учеников. Он предчувствовал весь ужас и страдание, которые посеет в их сердцах Страстная пятница. Всё разочарование, пустоту и горечь неверия в день Великой субботы.
Как любящий отец, Христос заранее предупреждал их: «Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и,... куда Я иду, вы не можете прийти... Вы восплачете и возрыдаете...» Сын Божий чувствовал недоумение учеников и пытался объяснить: «Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу...» Но пока не произошло Воскресение, никто не в состоянии был расслышать истинный смысл слов Господа.
Христос ободрял апостолов: «вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет». И обещал им: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам».
Так и случилось. Пасхальная радость наполнила сердца апостолов и жен-мироносиц. А потом Спаситель в течение сорока дней являлся ученикам, то с помощью, то с наставлением. Господь готовил их к трудному и важному служению, ученикам предстояло продолжить начатое домостроительство спасения рода человеческого. Для этого Христос «отверз им ум к уразумению Писаний».
Но апостолам всё ещё не было ведомо — в чём их задача, что же им предстоит делать. Евангелист Лука рассказывает в книге «Деяния святых апостолов»: даже когда Спаситель собрал учеников вместе на горе Елеонской, за мгновение до Вознесения, раздались голоса «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» То есть не прямо ли сейчас, вот здесь, на земле, будет установлено обещанное новое Царство?!
Сын Божий ответил: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Господь поручал апостолом важнейшую часть Своей работы по преображению мира. Тем самым Христос свидетельствовал — без участия человека спасение невозможно.
Сын Божий вознёсся, благословляя апостолов обеими руками. Историки подчёркивают — это был особый жест, означающий напутствие и призыв к исполнению дела. И апостолы «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
Через десять дней пророчество Господне осуществилось, на апостолов сошёл Святой Дух, ученики вышли на проповедь благой вести — Евангелия. Они обошли весь свет и создали Церковь, в которой пребывает Господь.
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











