Библия настолько многогранная книга, что может считаться, в том числе, и учебником по педагогике. Примеров этому предостаточно. Наиболее ярким из них является эпизод, связанный с личностью апостола Павла. Павел, совершая свое второе миссионерское путешествие по городам Римской империи, прибыл в город Афины. Там он выступил перед членами Ареопага – верховного суда и наиболее авторитетного органа управления Афинами. Павел начал свою речь с того, что похвалил афинян за их набожность. Это, конечно, было педагогическим приемом и, по большому счету, преувеличением. Афиняне были закостенелыми язычниками - они почитали множество богов, каждому из которых поставили по жертвеннику. Греческие язычники были настолько суеверны, что боялись кого-то из своих богов обидеть. Поэтому афиняне, на всякий случай, воздвигли жертвенник в честь «неведомого бога», то есть того, имя которого им еще не известно. Апостол Павел, встав перед членами Ареопага, похвалил афинян за такой поступок и сказал, что пришел открыть им имя того самого неведомого Бога – Бога христиан. Ареопагиты вначале с интересом слушали Павла, но затем, отвергли его проповедь по причине своего неверия в воскресение мертвых. Несмотря на постигшую его в Афинах неудачу, апостол не отказался о своей миссии. В дальнейшем его педагогический талант принес значительные плоды. Путешествуя по империи, Павел многих евреев и язычников обратил в христианство. Он находил те аргументы, которые помогали человеку убедиться в истинности и спасительности учения Иисуса Христа. Впрочем, не все слушатели Павла принимали христианство – в некоторых городах империи его проповедь даже встречала агрессию. Например, в Филиппах апостол Павел за свою миссию был избит палками. Проповедь апостола была не только устной, но нашла отражение и в его посланиях. Отрывок одного из них, послания к Римлянам, читается сегодня во время утреннего богослужения.
Братья, 2.10 слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! 2.11 Ибо нет лицеприятия у Бога. 2.12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся 2.13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, 2.14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: 2.15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) 2.16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Прозвучавший отрывок из послания к римлянам является еще одним примером педагогической мудрости апостола Павла. Павел понимал, что христианская Церковь состоит из представителей различных национальностей и культур. Соседство которых не всегда было мирным. Некоторые евреи, к примеру, были убеждены, что являются христианами «высшего сорта», а бывшие язычники должны во всем к ним прислушиваться. Апостол Павел пытался всячески примирить христиан и показать им, что перед Христом все люди, с одной стороны, равны, но при этом несут по отношению к Богу различную ответственность. С точки зрения святого Павла, евреи, безусловно, занимают в Церкви особое место. В том смысле, что народ Израильский был в древности избран Богом. Господь через пророка Моисея дал евреям закон, который охранял их от влияния язычников. Но ко времени рождения Иисуса Христа иудеи исказили правильное понимание закона Моисея – вместо того, чтобы воспринимать закон как средство для достижения спасения, они стали считать его некоей привилегией, знаком собственной исключительности. Апостол Павел спускает евреев с небес на землю, прямо заявляя, что каждый человек даст ответ Богу за прожитую жизнь. Причем народу избранному в этом аспекте будет даже сложнее, чем прочим народам. Ведь закон Моисея – это великий дар от Господа и большая ответственность. Народ, имеющий закон, будет судиться по всей строгости закона. Тот, кто закона не знает, по мысли апостола Павла, тоже предстанет перед Богом, но будет отвечать не за исполнение закона, а за то – жил по ли он по совести или против нее. Таким образом, резюмирует апостол Павел, чем больше благодатных даров имеет человек – тем большую ответственность несет он за них перед Богом.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 92 зач., VI, 11-17.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как известно, во время крещения священник погружает крещаемого в воду, и делается это вовсе не с целью ритуального омовения от грехов. Вода во время крещения символизирует землю, из которой человек был сотворён, и в которую человек возвращается после своей кончины. Но какая связь между землёй и водой? Ответ очень простой: вода, по мнению наших предшественников, наиболее близкая к земле стихия, потому-то она и выбрана в качестве символа. Погружение в воду крещения символизирует смерть, а выход из воды — воскресение из мёртвых. У крещения есть и свои следствия, о которых, к сожалению, мы часто забываем, но, к счастью, Церковь не оставляет нас своей заботой и непрестанно напоминает нам о том, как должен думать, чувствовать и жить крещёный человек. Делает Церковь это и сегодня, предлагая во время литургии нашему вниманию отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.
Логика только что прозвучавшего отрывка Послания к Римлянам очень проста: если мы крещены, то есть если мы в крещении умерли и воскресли, то мы должны думать о себе совершенно особенным образом — как умершие для греха. С чем можно сравнить такое самоощущение? Ну, пожалуй, в качестве примера можно привести мысли взрослого человека при виде детской песочницы или же детской карусели: тот, у кого есть дети, подумает о них, тот, у кого детей нет, и вовсе не заметит ни первого, ни второго, но никакому психически здоровому взрослому человеку не придёт в голову взять совочек и самозабвенно начать строить песчаные замки, сливаясь в своём порыве с компанией четырёхлеток. Подобное можно сказать и про детские карусели. Идея апостола Павла состоит в том, чтобы таким же образом мы относились ко греху: он — не наша стихия, он был, но теперь в прошлом, и он не может быть привлекательным для христиан, ведь мы для него мертвы точно так же, как взрослый человек мёртв для детской песочницы.
Апостол Павел прекрасно понимал, что крещение не лишает нас свободы воли, чувств, мыслей и желаний, а потому здесь же апостол дал рекомендации относительно того, каким образом восполнить ту пустоту, которая образуется при отказе от греха. Всё очень просто: умерев для греха, необходимо поработить себя праведности. Продолжая начатую ранее аналогию, можно сказать, что речь здесь идёт о той взрослой жизни, в которой мы делаем то, что должны делать. О жизни, в которой мы не задаём себе вопрос, хотим ли мы идти сегодня на работу и хотим ли заниматься своими детьми, взрослые просто делают это, ну а возникающие время от времени вопросы, сомнения и недоумения мы научились попросту игнорировать.
Апостол Павел призывает нас быть взрослыми в высшем смысле — в смысле нашего отношения к Богу и к своей вечной участи. Дай Бог, чтобы слова святого апостола были нами услышаны и поняты!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудеса и знамения». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из главы «О чудесах и знамениях» книги святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетическая проповедь», посвященные значению чудес и знамений в жизни христианина.
Разговор шел о том, почему мы зачастую ищем чудес и знамений для подтверждения нашей веры, в чем опасность такого подхода к духовной жизни, а также как отличить совершенное Богом чудо от тех, которые могут совершаться магами и остальными далекими от веры людьми, и в чем особенность тех чудес, которые совершал во время Своей земной жизни Спаситель.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Восстановительное лечение для Марины из Приморского края

15-летняя Марина Майорова из Приморского края несколько лет борется с последствиями тяжёлой болезни — опухоли головного мозга. После длительного лечения и операции организм девушки сильно ослаб. Сегодня она передвигается на инвалидной коляске. Однако Марина не теряет пульс жизни. Попав в больницу, она не забросила учёбу и самостоятельно продолжала изучать школьную программу. А в свободное от занятий и процедур время вязала себе одежду, игрушки и брелоки из пряжи, которые потом дарила врачам и детям.
Сейчас Марина дома. Недавно девушка успешно сдала экзамены и перешла в 10-й класс. Её увлекают технические науки и 3D-моделирование. Она сама разрабатывает проект железной дороги. Ещё Марина по-прежнему вяжет и пробует готовить простые блюда.
Конечно, в полном смысле быть активной девушка всё ещё не может. Но Марина очень хочет скорее вернуться к привычной жизни подростка, и для этого ей необходима длительная реабилитация.
Собрать средства на курс восстановительного лечения семье Майоровых, проживающей на Дальнем Востоке, помогает благотворительный фонд «Кораблик». Поддержать семью можете и вы. И тем самым подарить Марине возможность снова ходить, полноценно учиться и строить будущее. Ссылка на сбор фонда «Кораблик» опубликована на сайте Радио ВЕРА.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов