Первое послание апостола Павла к Тимофею. Глава 3, стихи 14-16. Глава 4 стихи 1-5.
Еще в первые годы существования христианства имелись целые группы людей, которые, объявляя себя последователями учения Христа, на самом деле таковыми не являлись. Эти лжехристиане, занимаясь активной проповеднической деятельностью, выдавали свои идеи и мысли за учение Церкви, чем очень смущали умы древних христиан. С ложными проповедниками приходилось бороться ученикам Христа, святым апостолам. Апостолы обличали неверные учения или лично, или при помощи посланий. Наиболее активно проявил себя в борьбе с лжепроповедниками апостол Павел. В течение своей жизни он совершил четыре многолетних миссионерских путешествия и написал четырнадцать посланий. Одно из Павловых посланий было адресовано ученику апостола - Тимофею, главе христианской общины города Эфес. В послании к Тимофею, которое Павел написал находясь в римской тюрьме, апостол призывает своего ученика храбро противостоять врагам христианства. Этой теме посвящен отрывок из текста послания, который читается сегодня во время утреннего богослужения.
Сын мой Тимофей, это пишу тебе, надеясь вскоре прийти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины. И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжецов, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.
Послание к Тимофею было написано апостолом Павлом примерно в 65 году. Этот год был ознаменован нараставшей напряженностью на Святой земле, где через год вспыхнет иудейское восстание. Любой общественный и, тем более, военный конфликт способен лишить человека ощущения твердой почвы под ногами. В такой ситуации человек особенно подвержен влиянию со стороны. В преддверии иудейской революции лжепроповедники попытались использовать сложившиеся условия и усилить свою деятельность, в том числе и в Эфесе, где имелась крупная еврейская диаспора. Апостол Павел в послании к Тимофею призывает своего ученика противостоять проповеди ложных христиан, которых он называет людьми, "сожженными в совести своей", "внимающими духам обольстителям и учениям бесовским". Павел напоминает Тимофею, что никто и ничто не способен повредить Церкви, которая хранится Самим Христом, но при этом Тимофею, как епископу Эфеса, нужно следить за тем, чтобы лжепроповедники не достигли успеха. В прозвучавшем отрывке Павел перечисляет, к чему, конкретно, призывали христиан ложные учителя. Среди прочего они внушали людям презрительное отношение к браку и к некоторым видам пищи. Свою позицию они аргументировали тем, что христианство призывает людей быть чистыми от грехов, а чистота эта, с их точки зрения, заключалась в том, чтобы чураться семейной жизни и некоторых видов еды – мяса, например. Апостол Павел в ответ на эти утверждения призывает вспомнить, что Бог еще в райском саду благословил людей жить в браке и это благословение продолжает действовать. По поводу пищи Павел также отмечает неправоту позиции лжепроповедников. Здесь апостол говорит так: «всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Актуальность послания к Тимофею не вызывает вопросов и сегодня. По-прежнему в церковной среде появляются люди, очень похожие в своей деятельности на лжепроповедников древности. Противостоять губительной позиции этих людей может вполне помочь первое послание к Тимофею.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер