
«Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писания?» — так описал свое отношение к встрече со Спасителем врач, философ и ученик Господа Лука. Сердце его всегда горело Божественной любовью. Главной чертой этого человека, пожалуй, была верность. Он следовал за Иисусом Христом в Его земной жизни, не оставил Его и в тяжкое время крестных страданий: по преданию, Лука стоял невдалеке от места Распятия Спасителя, всей душой сострадая Его боли. Так же верно он нес миру благую весть воскресения — с момента избрания его в число семидесяти апостолов до самой своей мученической кончины, когда язычники, за неимением креста, распяли его на оливковом дереве.
Лука послужил Благовестию и пером, написав одно из четырех Евангелий а также книгу Деяний апостолов, где показал с добросовестностью профессионального историка, как провинциальное религиозное учение победно достигло сердца империи — Рима. Эти книги Лука и написал здесь же, в столице, под руководством своего друга апостола Павла, которого он сопровождал, начиная со второго его миссионерского путешествия.
Лука служил Павлу как врач, как секретарь, как друг и собеседник. Это было общение двух выдающихся интеллектуалов того времени, ведь Апостол Павел имел великолепное иудейское образование, а Лука эллинистическое, языческое. Он был с Павлом и тогда, когда того оставили все и, видимо, присутствовал при его казни.
Но история знает апостола Луку отнюдь не как фигуру заднего плана в тени выдающихся личностей. Этот человек проповедовал и основывал церкви в Далмации, Италии, Галлии, Македонии, Ахайе.
Церковный историк 4-го века Феодор Анагност свидетельствует, что апостол Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы. Матерь Божия была им изображена с Предвечным Младенцем на руках. По преданию, Пресвятая Дева благословила этот образ, сказав: «Благодать Моя и Моего сына да пребудет с этим изображением!»
Около десяти образов Божией Матери, принадлежавших кисти апостола Луки, находились в Русской Церкви. Такие знаменитые иконы, как Владимирская, Тихвинская, являют удивительное благовестие в красках, где гармония живописная соединилась с непостижимой высотой созерцания.
Апостол Лука оставил миру не только изображения Пресвятой Богородицы, но и апостолов Петра и Павла. Всего на Востоке и Западе сохранилось около тридцати образов, написанных этим замечательным мастером.
В глубокой старости апостол обошел с проповедью Слова Божия всю Ливию и направился в Египет. Здесь он многих обратил ко Христу, особенно потрудившись в Фиваиде. Прибыв в Александрию, он обнаружил, что местный епископ Анниан, рукоположенный апостолом Марком, отошел ко Господу. Апостол Лука рукоположил александрийцам нового иерарха. Из Египта путь его лежал в Грецию, в Беотию. Последние годы своей жизни он трудился там, благовествуя и основывая церкви.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема