
Первым язычником, принявшим крещение, стал римский сотник Корнилий. Он не только сам встал на путь спасения, но смог повести за собой ко Христу множество других язычников, не побоявшись страданий и мучений.
Корнилий жил в первом веке. Язычник от рождения, он, сам того не осознавая, вел жизнь, близкую к христианской: отличался благочестием и стремлением к добрым делам. В житии описано, как Корнилию явился Ангел Божий и повелел послать людей в Иоппию за апостолом Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
В те времена жители Иудеи недолюбливали римлян. Петр получил в видении наставление от Господа идти на проповедь к язычникам, поэтому, когда к нему пришли люди от Корнилия, не раздумывая, пошел с ними. От Петра римский сотник услышал то, чего ждала его душа много лет: о земной жизни Христа, Его Распятии и Воскресении, о Царствии Небесном и пути спасения. Это была первая апостольская проповедь перед язычниками, и она достигла своей цели: в тот же день Корнилий крестился со всей своей семьей.
Став христианином, Корнилий жить прежней жизнью уже не мог. Он оставил свой дом и последовал за Петром. С евангельской проповедью они обходили разные страны и, как сказано в житии, бывший язычник «ревностно трудился, проповедуя о Христе».
Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа Кесарии Палестинской и позже направлен в город Скепсию, где было сильно идолопоклонство. Князь Димитрий, живший в этом городе, почитал греческих богов и ненавидел христианство. На его вопрос зачем он пришел, Корнилий ответил: «чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения». Но Димитрий не хотел и слушать об этом. Он потребовал, чтобы святой поклонился идолам, в противном случае грозя предать его тяжким мучениям. Корнилий просил показать ему богов, и когда его ввели в языческий храм, он, преклонив колена, произнес молитву к Господу. На глазах у собравшегося народа началось землетрясение, и храм, со всеми идолами в нем, разрушился. Князь Димитрий обозлился еще сильнее. По его приказу святого связали и подвесили на ночь в темнице, собираясь на следующий день казнить.
В то же время стало известно, что под обломками рухнувшего храма погибли жена и сын князя. Безутешный Димитрий оплакивал своё горе, когда к нему прибежал один из жрецов и сообщил о чуде: из-под развалин он слышал голоса, которые восклицали «Велик Бог христианский» и просили позвать святого Корнилия, чтобы он помог им выбраться из-под обломков. Князь Димитрий сам побежал в темницу и припал к ногам святого, восхваляя Бога. Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по его молитве пострадавшие были освобождены. Димитрий с женой, сыном и со всем своим домом приняли Крещение. «Крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан», добавляет житие.
Со временем епископ Корнилий обратил ко Христу всех жителей Скепсии и до своего последнего дня неустанно заботился о духовном просвещении новоначальных. Святой скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.
11 мая. Об истории и православных монастырях Константинополя

Сегодня 11 мая. В этот день в 330 году состоялось торжественное освящение Константинополя.
Об истории и православных монастырях города — священник Августин Соколовски.
Святой Константин основал город за 7 лет до своей кончины. Константинополь не был построен в чистом поле, ведь на его месте существовало древнее поселение, носившее название Византий. С самого начала правитель приложил огромные усилия для христианизации этой тихой языческой гавани. Доподлинно известно, что уже к моменту смерти императора в 337 году в городе существовало уже 15 монастырей. Спустя 200 лет после основания, к середине VI века, в Константинополе было около 70 обителей. Особенно были знамениты некоторые монастыри. Это монастырь Неусыпающих. Он был назван так, потому что в нем непрерывно совершалось богослужение. Братья поочередно сменяли друг друга, чтобы служба Богу никогда не прекращалась день и ночь. Другой жемчужиной монашеской жизни великого города была обитель Феодора Студита. В ней жили тысячи монахов. Общежитие было настолько строгим и последовательным, что братья не имели ничего своего. Одежды иноков были огромного размера, по форме напоминали собой мешки. После общей стирки монахи разбирали одежды без разбору, от самого игумена Феодора до самого младшего послушника. В свою очередь обитель святого Далмата прославилась тем, что в ней подвязался преподобный Исаакий. Именно он не побоялся лично обличить императора Валента в арианской ереси и предсказал ему погибель в битве с персами, что вскоре произошло. Многие столетия спустя, в день памяти Исаакия, родился русский царь Петр Великий, потому в Санкт-Петербурге был воздвигнут знаменитый Исаакиевский собор. Удивительное преемство православных столиц в истории, за которое в эти пасхальные дни мы призваны благодарить Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О духовном расслаблении

Сегодня 11 мая. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном.
О духовном расслаблении — священник Николай Конюхов.
Сегодня мы вспоминаем чудо исцеления расслабленного при Овчей купели. Удивительный эпизод. Человек 38 лет был расслабленным и не мог никаким образом исцелиться, имел одну надежду — окунуться в купель, которая таким чудесным образом возмущалась Ангелом Божиим. И человек дождался того, что пришел Христос и проявил к Нему такое милосердие и помог. Но вопрос тут в другом. А что такое расслабленность? Всегда ли это именно физическая расслабленность? Сейчас люди достаточно успешно передвигаются, у нас множество средств передвижений. Мы экономим время, ходим в спортзал, и достаточно многие ведут активный образ жизни. Но есть другая расслабленность, расслабленность духовная, когда человек ничего уже не хочет. Я сталкиваюсь иногда, что люди жалуются на исповеди в том числе, что нету какого-то движения, нету радости жизни, нету вкуса жизни, и нету красок, которые даровал нам Господь. Это в том числе связано с отсутствием такой духовной мотивации. И очень важно, чтобы мы ставили цели, которые выходят за рамки этой жизни. Тогда они нас будут сподвигать к тому, чтобы искать выходы, искать Бога и двигаться в нужном направлении. Подвижник — это от слова «двигаться». Если мы будем застаиваться, то будем, как, знаете, вода, которая где-то застоялась в канаве. Мимо нее неприятно проходить из-за резкого запаха. Вот также и человек, который не двигается вперед, не двигается к Богу, становится похожим на такую канаву.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 мая. О творчестве Григория Гагарина

Сегодня 11 мая. В этот день в 1810 году родился русский художник Григорий Гагарин.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Государственный деятель, принимавший участие в работе посольства России в Константинополе, портретист. А главное, последователь неовизантийского стиля. Именно задача преемства церковного искусства Византии была поставлена Григорию Григорьевичу еще Николаем Павловичем. Продолжал наш художник осуществлять этот проект в царствовании Александра II, когда православному Востоку было уделяемо особое внимание в связи с войнами с Османской империей. Мы можем судить о художественной одаренности князя Гагарина по росписям собора Сиони в Тбилиси. Художник не просто находился под влиянием византийской иконописи, но соотносил свое творчество с интерьером Великой Софии в Константинополе, где накануне он тщательно изучал шедевры ранневизантийского искусства. Благодаря Гагарину в Академии художеств был учрежден иконописный класс, где тщательнейшим образом наши академики, подвязавшиеся в религиозные живописи, изучали наследие Византии, а не только западноевропейского искусства.
Все выпуски программы Актуальная тема