
Первым язычником, принявшим крещение, стал римский сотник Корнилий. Он не только сам встал на путь спасения, но смог повести за собой ко Христу множество других язычников, не побоявшись страданий и мучений.
Корнилий жил в первом веке. Язычник от рождения, он, сам того не осознавая, вел жизнь, близкую к христианской: отличался благочестием и стремлением к добрым делам. В житии описано, как Корнилию явился Ангел Божий и повелел послать людей в Иоппию за апостолом Петром: «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
В те времена жители Иудеи недолюбливали римлян. Петр получил в видении наставление от Господа идти на проповедь к язычникам, поэтому, когда к нему пришли люди от Корнилия, не раздумывая, пошел с ними. От Петра римский сотник услышал то, чего ждала его душа много лет: о земной жизни Христа, Его Распятии и Воскресении, о Царствии Небесном и пути спасения. Это была первая апостольская проповедь перед язычниками, и она достигла своей цели: в тот же день Корнилий крестился со всей своей семьей.
Став христианином, Корнилий жить прежней жизнью уже не мог. Он оставил свой дом и последовал за Петром. С евангельской проповедью они обходили разные страны и, как сказано в житии, бывший язычник «ревностно трудился, проповедуя о Христе».
Согласно церковному преданию, Корнилий был рукоположен Петром в епископа Кесарии Палестинской и позже направлен в город Скепсию, где было сильно идолопоклонство. Князь Димитрий, живший в этом городе, почитал греческих богов и ненавидел христианство. На его вопрос зачем он пришел, Корнилий ответил: «чтобы вызвать тебя из глубочайшего мрака неведения». Но Димитрий не хотел и слушать об этом. Он потребовал, чтобы святой поклонился идолам, в противном случае грозя предать его тяжким мучениям. Корнилий просил показать ему богов, и когда его ввели в языческий храм, он, преклонив колена, произнес молитву к Господу. На глазах у собравшегося народа началось землетрясение, и храм, со всеми идолами в нем, разрушился. Князь Димитрий обозлился еще сильнее. По его приказу святого связали и подвесили на ночь в темнице, собираясь на следующий день казнить.
В то же время стало известно, что под обломками рухнувшего храма погибли жена и сын князя. Безутешный Димитрий оплакивал своё горе, когда к нему прибежал один из жрецов и сообщил о чуде: из-под развалин он слышал голоса, которые восклицали «Велик Бог христианский» и просили позвать святого Корнилия, чтобы он помог им выбраться из-под обломков. Князь Димитрий сам побежал в темницу и припал к ногам святого, восхваляя Бога. Корнилий отправился к разрушенному идольскому храму, и по его молитве пострадавшие были освобождены. Димитрий с женой, сыном и со всем своим домом приняли Крещение. «Крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан», добавляет житие.
Со временем епископ Корнилий обратил ко Христу всех жителей Скепсии и до своего последнего дня неустанно заботился о духовном просвещении новоначальных. Святой скончался в глубокой старости и был погребен неподалеку от разрушенного им языческого храма.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема