
Фото: Stratiya Stratiev / Unsplash
Как хорошо известно даже людям далеким от Церкви, на Афон, особое монашеское государство на севере Греции, доступ женщинам запрещен в течение многих веков. Запрет связан с преданием о том, что Богоматерь Мария избрала Афон Своим уделом и постановила, что ради целомудрия монахов Святая гора становится закрытой для женщин.
Афон недоступен для женщин не только согласно церковным постановлениям, но и согласно государственным указам — особый статус Святой горы подтверждался и византийскими, и турецкими, и греческими законами. Однако в течение истории появлялись представительницы слабого пола, стремившиеся нарушить многовековую традицию и попасть на Афон.
Наиболее ярким и поучительным стал случай, произошедший с Алики (Алисой) Диплараку. Алики Диплараку происходила из знатной греческой семьи и сначала прославилась тем, что стала победительницей первого европейского конкурса красоты. Мисс Европы настолько понравилась общественности своей внешней красотой и необыкновенным внутренним обаянием, что после победы в конкурсе о Диплараку стали писать как о «греческом ангеле». Но вот неожиданный поворот судьбы — в том же 1930 году Алики Диплараку в глазах православных греков превратилась из «ангела» в «демона».
Произошло это так. После победы в конкурсе красоты Алике сделал предложение руки и сердца французский авиатор Моран, вместе с которым Диплараку отправилась в небольшое морское путешествие. Яхты Морана и его друзей в ходе путешествия подплыли к северному побережью Святой горы. Моран и его друзья решили посетить афонский Ватопедский монастырь. В качестве развлечения решила отправиться на Афон и Алики Диплараку. Она прекрасно знала о существующем запрете для женщин ступать на афонскую землю, но решилась его нарушить. Диплараку надела одежду жениха и отправилась на Святую гору.
Нарушение запрета, как свидетельствуют письма Диплараку, не прошло для нее без последствий. Да, она вышла замуж за Морана, но брак этот распался. Вскоре у Диплараку начались большие проблемы со здоровьем. Врачи не могли определить, чем болеет девушка, состояние ее постоянно ухудшалось. Кроме того, Диплараку не могла вернуться в Грецию. Люди, узнав о ее поступке, прозвали бывшую свою любимицу «сатаной» и оказывали ей всяческое презрение. Устав от борьбы с болезнью и поняв в чем ее причина, Диплараку обратилась с покаянным письмом к Греческой Церкви — она признала свою вину и просила священнослужителей молиться о спасении ее души. Молитва Церкви совершила чудо. Диплараку поправилась, а впоследствии удачно вышла замуж за британского дворянина. Оставшуюся жизнь она прожила в мире с собой и Церковью, будучи искренне верующей женщиной. Скончалась Диплараку в 2002 году в возрасте 90 лет. Ее отпевание состоялось в греческом православном соборе Святой Софии в Лондоне.
Печальный случай, произошедший с Диплараку, не стал, к сожалению, единичным. Ее примеру пытались последовать некоторые греческие феминистки, что побудило греческое государство вновь подтвердить особый статус Афона. Законом 1953 года женщинам, нарушившим запрет на посещение Святой горы, грозит до одного года тюрьмы и большой денежный штраф.
С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о гречанке Алики Диплараку, которая нарушила запрет на посещение женщинами Святой Горы Афон, но потом признала свою вину и покаялась перед Греческой Церковью.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер