
Фото: Roman Popov / Unsplash
В селе Нижне-Ломовом Рязанской губернии, а ныне — Липецкой области, в начале 19-го века проживало семейство Моргачёвых. Крестьянин Ефим Семёнович и его супруга Прасковья Петровна пользовались среди односельчан большим уважением. Двери дома Моргачёвых всегда были открыты для тех, кто нуждался. Ефим Семёнович и Прасковья Петровна давали приют и кусок хлеба беднякам и странникам. С самых ранних лет перенимала у благочестивых родителей добрые душевные качества их дочь — Евфимия.
Девочка родилась в 1806 году, 14 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. С детства Фимушка, как ласково звали её в семье, радовала отца и мать своим смирением, незлобивостью. Рано стала помогать родителям. Когда ей исполнилось 12, она взяла на себя большую часть забот о новорождённом брате Игнате. Отец и мать переживали, что дочь часто занята с младенцем, отправляли её поиграть со сверстниками. Но Евфимия кротко отказывалась. Говорила, что ухаживать за братиком для неё радостнее любых игр. Когда ребёнок засыпал, девочка брала в руки Евангелие, жития святых или молитвослов. В любую свободную минуту она читала духовные книги и молилась.
Когда Евфимии исполнилось семнадцать, стали свататься женихи. Однако девушка всем отказывала. Отец и мать деликатно поинтересовались у неё, в чём же причина. И Евфимия призналась, что мечтает не о супружестве, а о том, чтобы целиком посвятить себя служению Богу. И в будущем принять монашеский постриг. Любящие родители приняли её выбор, и неволить замужеством не стали. Они и сами давно уже чувствовали сердцем, что дочь их предназначена не для мирской, а для духовной жизни. Пока же, по просьбе Евфимии, они отпустили её в паломничество по святым местам.
Около года провела девушка на богомолье. А когда вернулась домой, её ждала новость: отец вместе с ещё несколькими односельчанами переселялись в Самарскую губернию. Там крестьянам давали большие наделы земли. Всё уже было решено, вещи собраны. Ждали только возвращения Евфимии. Однако девушка пришла в смятение. Ведь в скором времени она собиралась принять постриг. Неподалёку, в селе Сезёново, подвизался её духовный наставник, затворник Иоанн. Евфимия обратилась к нему за советом. «Ехать не хочется, и оставаться боюсь. Буду грустить, плакать и тянуться к родным», — признавалась она. Сезёновский затворник благословил её не уезжать. Ефиму Семёновичу и Прасковье Петровне тяжело было расставаться с дочерью. Но и тут они проявили любовь и не стали её принуждать. Евфимия поехала проводить родных до города Козлова — нынешнего Мичуринска. Расставались со слезами. Моргачёвы не знали точно, где именно выделят им под Самарой землю. Евфимия тоже пока не знала, в каком монастыре благословят её поселиться. Поэтому даже адреса для писем родители и дочь не могли друг другу оставить.
Тяжело давалась девушке разлука с семьёй. К тому же духовный наставник Евфимии, затворник Иоанн, неожиданно попросил её не торопиться с постригом. Он заложил в Сезёново семипрестольный храм. На строительство требовались большие средства. Иоанн благословил Евфимию отправиться на сбор пожертвований. Ходила она в одиночку; побывала во многих городах и селениях России; и в хижинах бедняков, и в богатых дворцах знатных вельмож. в 1843-м году оказалась в Самарской губернии. Пришла в одно село, постучалась в первый же дом. А когда дверь отворилась, едва не лишилась чувств. На пороге стоял её отец, за ним — матушка и братья! Так Господь помог им встретиться после долгой и тяжёлой разлуки. Недолго, однако, пришлось Евфимии гостить у родителей. Нужно было продолжать сборы на храм. Ещё десять лет несла она это послушание. Однако с той нечаянной радостной встречи связь Евфимии с семьёй уже не прерывалась. Она поддерживала переписку с родными и после того, как приняла монашеский постриг 20 декабря 1853 года с именем Серафима. Вскоре её примеру последовал и младший брат Игнат — он тоже стал монахом. Серафима же основала в Сезёново женскую обитель и стала её первой игуменьей. Она отошла ко Господу в 1877 году. А перед самой кончиной приняла постриг в великую схиму — высшую ступень монашества. Промыслительно, что в нём сезёновская игуменья получила прежнее, семейное имя — Евфимия.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. О наследии церковных художников
Сегодня 8 декабря. Международный день художника.
О наследии церковных художников — протоиерей Владимир Быстрый.
В Международный день художника мы чествуем не только современных творцов, но и безвестных мастеров прошлого, чьи кисти возводили мост между душой и небом. Мы говорим о великом наследии церковного искусства.
В отличие от светского, где важно самовыражение, здесь художник-иконописец был проводником, а его творение — молитвой. Икона — это окно в горний мир, где через символ и цвет говорит сама вера. Вспомните «Троицу» Андрея Рублёва: это не портрет, а целое богословие в линиях и красках.
А фрески? Они были Библией для неумеющих читать. Взгляните на собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Фрески Дионисия — это не суровый суд, а светлая райская симфония. Его святые парят в золотом сиянии, а нежные лазурные и бирюзовые краски создают ощущение неземной радости. Это праздничное богословие, где всё творение ликует о спасении.
В наш стремительный цифровой век это искусство учит нас созерцательности. Оно напоминает, что мир глубже, чем кажется, что он полон скрытых смыслов, которые нам необходимо найти. И давайте в этот день вспомним этих удивительных художников-богословов. Их творчество — не реликт, а живой источник. Свидетельство того, что искусство может быть не просто украшением, а настоящей службой и дорогой к вечной красоте.
Все выпуски программы Актуальная тема











