
Во время Отечественной войны 1812-ого года городским головой Москвы был Алексей Куманин. Он вступил в эту должность за год до вторжения в Россию Наполеона. И решил множество проблем и вопросов, с которыми до него не сталкивался ни один градоначальник. Благодаря Куманину во время войны и после неё Москва оказалась на высоте.
Алексей Алексеевич перебрался в Белокаменную из Переславля-Залесского. Куманин занимался торговлей, но понимая, что как купец он успешней всего реализуется в Москве, переехал туда вместе с семьёй. Свой первый успех в делах он отметил тем, что на свои деньги построил на родине придел приходской церкви в честь святого князя Андрея Смоленского. А в 1806-ом году пожертвовал крупную сумму на развитие первой в России торговой школы для купеческих детей — московской Практической академии коммерческих наук.
В 1811-ом Алексея Алексеевича избрали городским головой. В «Положении об общественном управлении Москвы» об этой должности было записано: «Городской голова есть главный уполномоченный от всего городского общества, а потому на нём главнейшая лежит обязанность заботиться о пользах и нуждах общественных». Куманин следовал этому параграфу так, что москвичи поняли: им повезло. Ещё до войны Алексей Алексеевич собрал деньги на сооружение памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, и впервые в истории Москвы её маленьких жителей стали прививать от оспы.
Когда в Первопрестольной получили известие о том, что войска Бонапарта вторглись на территорию Российской империи, Куманин вошёл в состав Комитета московского ополчения. 15-ого июня 1812-ого года дворянство и купечество ожидало в Слободском дворце приезда российского императора Александра Первого. А пока ждали, начали сбор средств на военные нужды. Первые деньги поступили от Куманина. Из своего капитала в сто тысяч рублей он пожертвовал пятьдесят тысяч со словами: «Мне дал их Бог, а я отдаю Отечеству». Лев Толстой описал этот случай в романе «Война и мир».
Труднейшие для Москвы месяцы — июль и август 12-ого года. Алексей Алексеевич наладил тогда в домах горожан выпечку хлеба для русской армии. Когда стало ясно, что Москву придётся отдать французам, Куманин организовал эвакуацию учреждений и документов. А после изгнания Наполеона Алексей Алексеевич взялся за восстановление разграбленного и сожжённого неприятелем города. Большая часть храмов, жилых домов, магазинов сгорела. Площади и улицы были завалены телами погибших. Самые первые — необходимые и неотложные меры для того, чтобы москвичи могли сносно жить — предпринял именно Куманин. Особое внимание он уделил восстановлению пострадавших церквей и строительству новых. На собственные средства Алексей Алексеевич возвёл Князь-Андреевский храм на Котловке.
Сыновья Куманина пошли по стопам отца и тоже занимались благотворительностью. Вносили сотни тысяч рублей на развитие коммерческих училищ, открывали библиотеки, школы для детей бедняков, бесплатные больницы, много жертвовали на храмы. Например, Троицкий собор на территории Свято-Данилова монастыря в Москве возводился в том числе и на деньги семьи Куманиных. А самым бесценным даром братьев городу стало восстановление храма иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Куманины-младшие старались не уронить чести своей фамилии и быть достойными памяти отца — народного жертвователя, как его называли, имя которого было высечено на мраморных досках храма Христа Спасителя.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер