У нас в студии был профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров.
Мы говорили о творчестве Александра Блока, о его духовных поисках и о том, как в его поэзии отразились кризис слома эпох и революции в России.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о «Серебряном веке» русской поэзии и его основных представителях.
Первая беседа с прот.Павлом Карташевым была посвящена общим особенностям «Серебряного века» (эфир 17.11.2025)
Вторая беседа с прот.Павлом Карташевым была посвящена известным поэтам «Серебряного века» (эфир 18.11.2025)
Третья беседа с Марией Савельевой была посвящена судьбе А.Блока (эфир 19.11.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Старец Федор Томский и император Алекандр I». Леонид Решетников
У нас в гостях был общественный деятель, историк, публицист генерал-лейтенант Службы внешней разведки Российской Федерации в отставке Леонид Решетников.
Разговор шел о святом старце Фёдоре Кузьмиче Томском и о том, почему существует мнение, что это был император Александр I, а также мы говорили о фильме телеканала «Спас» «Святой Фёдор Томский. Тайна сибирского старца», который посвящен этой знаменитой исторической загадке.
Все выпуски программы Светлый вечер
Высоко-Петровский монастырь. 700-летие Святителя Петра
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь расположен в самом центре Москвы, на улице Петровке. Он был основан Святителем Московским Петром, Митрополитом Киевским и всея Руси, чудотворцем, который в 1325-м году благословил святого Благоверного Князя Иоанна Калиту заложить Успенский Собор в Кремле, и перенес сюда первосвятительскую кафедру, заложив основание укрепления Московского Княжества.
Святитель отошел ко Господу 3 января 1327-го года, и в 2027-м году обитель будет праздновать 700-летие этого большого события.
О подготовке к юбилею рассказывают наместник монастыря Епископ Бронницкий Иоанн, викарий Патриарха Московского и всея Руси, историки и насельники обители.



по улицам Москвы
Фотографии предоставлены Информационной службой Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря.
Все выпуски программы Места и люди
Антон Чехов «Скрипка Ротшильда» — «Жить так, чтобы не было потерь»

Фото: Piqsels
Нам часто приходится сожалеть об убытках. Мы жалеем, когда теряем деньги, время, здоровье. Но каково это, когда потерянной, то есть прошедшей напрасно, можно назвать прожитую жизнь? Тема растраченной впустую жизни раскрывается в рассказе Антона Чехова «Скрипка Ротшильда». Герой рассказа плотник Яков внезапно осознаёт, что последние пятьдесят лет жизни прошли, как во сне. И вот уж верная старушка жена на пороге смерти, а Яков ей за полвека так ни одного доброго слова и не сказал. Не успел. Он был слишком занят: бранился, выпивал. А что вообще успел? За плечами — одни убытки. Страшные.
«Зачем — в тоске спрашивает себя Яков, — Зачем всю свою жизнь бранился, обижал жену, зачем вообще люди мешают жить друг другу? Ведь от этого какие убытки! Какие страшные убытки!»
Ответа на свои вопросы Яков не находит. Его и быть не может, ведь грех по определению лишён смысла, недаром грешник в Священном Писании часто именуется безумным.
Свою жизнь Яков называет убыточной. Но ведь она могла бы быть и другой. Можно же было попытаться так устроить свою жизнь, чтобы каждый прожитый день оказывался не в графе «Убытки», а в разделе «Прибыли»? Не о том ли молится Церковь, прося: «Господи, даруй нам этот день совершенный, святой, мирный и безгрешный?»
Единственное, что успевает сделать перед собственной смертью герой чеховского рассказа, это на исповеди попросить священника передать свою любимую скрипку соседу, Ротшильду, которого Яков недавно сильно обидел. И с тех пор Ротшильд играет на скрипке Якова ту самую мелодию, которой Яков оплакивал свою жизнь. Рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда» словно призывает своих читателей: «Живите так, чтобы не было потерь».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение







