
Алексей Кившенко. «Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю»
Из книги: «Школьная энциклопедия. История России
18-19 вв.» Москва, «ОЛМА-ПРЕСС Образование». 2003
— Позвольте, пожалуйста, поближе посмотреть на репродукцию картины Алексея Кившенко «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Какую репродукцию? Ах, вы про этот лист с иллюстрацией. Посмотреть, конечно, можете, а вот купить — пока нет. Я только что приняла товар и должна показать его специалисту, чтобы назначить цену — такой порядок в нашем букинистическом магазине. Но видно, что вещь старинная.
— Это восьмидесятые годы девятнадцатого века. Перед нами иллюстрация из сборника «Отечественная история для школы и дома». Буклет был свободно сброшюрован, чтобы учителя могли использовать его на занятиях. Неудивительно, что через сто лет листы разошлись по отдельности.
— То есть, это часть учебного пособия?
— Да. Его издали по инициативе директора народных училищ Санкт-Петербурга Сергея Рождественского. В сборник входили типографские отпечатки тридцати акварельных картин, которые специально для этого проекта написал художник Алексей Кившенко. В его работах представлены события русской истории с 882-го по 1880-й год. Иллюстрация «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю» посвящена отмене крепостного права.
— Очень выразительно нарисовано. Сразу понятно, что это Санкт-Петербург — Исаакиевский собор, Медный всадник.
— Да, Сенатская площадь — узнаваемое место в северной столице.
— И мы видим, что эта площадь заполнена людьми. Больше всего тут крестьян — в кафтанах, лаптях, с котомками за плечами. Они окружили открытый экипаж, в котором восседает Александр Второй, и коленопреклонённо преподносят ему хлеб-соль. В руках у императора листок. Неужели его величество лично зачитывал документ об отмене крепостного права?
— Зачитывал, да. Но не на Сенатской площади, а перед офицерами в Михайловском манеже, сейчас это Зимний стадион. Листок в руках царя Алексей Кившенко изобразил символически, чтобы обозначить сам факт оглашения манифеста об освобождении крестьян.
— А толпа на площади и в самом деле была настолько большая?
— Да, это чистая правда. Именно такое настроение царило в Санкт-Петербурге третьего марта 1861 года, в Прощёное воскресенье. После богослужения в храмах озвучили манифест, и народ высыпал на улицы в ликовании. Как писал в своем дневнике очевидец тех событий, князь Григорий Щербатов, «энтузиазм принял размеры, не поддающиеся описанию... Народ плакал в умилении, все обнимались, точно в Светлое Христово Воскресенье». Люди выстроились по ходу следования царского экипажа из Михайловского манежа в Зимний дворец. При появлении государя многие в толпе благоговейно опускались на колени.
— Судя по картине, художник разделял народное воодушевление?
— Конечно, ведь он сам был из крепостных.
— И, наверное, пострадал от самоуправства барина?
— Вовсе нет! Помещик, которому принадлежало семейство Кившенко, граф Шереметев, был человеком благородным и милосердным. Отец художника по воле хозяина выучился на ветеринара и управлял конным заводом. И сам Алексей Данилович благодаря графу получил образование — окончил сначала рисовальную школу, затем Академию художеств.
— Но собственное благополучие не помешало Алексею Кившенко радоваться отмене крепостной зависимости!
— Это правда! Художник понимал, что никакой человек не должен быть чьей-то собственностью, и потому искренне и горячо поддержал крестьянскую реформу Александра Второго. Своё отношение к переменам Алексей Кившенко ясно выразил в работе «Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Интересно, а подлинник картины сохранился?
— Да, его можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.