
«Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю» Алексей Кившенко.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург.
— Позвольте, пожалуйста, поближе посмотреть на репродукцию картины Алексея Кившенко «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Какую репродукцию? Ах, вы про этот лист с иллюстрацией. Посмотреть, конечно, можете, а вот купить — пока нет. Я только что приняла товар и должна показать его специалисту, чтобы назначить цену — такой порядок в нашем букинистическом магазине. Но видно, что вещь старинная.
— Это восьмидесятые годы девятнадцатого века. Перед нами иллюстрация из сборника «Отечественная история для школы и дома». Буклет был свободно сброшюрован, чтобы учителя могли использовать его на занятиях. Неудивительно, что через сто лет листы разошлись по отдельности.
— То есть, это часть учебного пособия?
— Да. Его издали по инициативе директора народных училищ Санкт-Петербурга Сергея Рождественского. В сборник входили типографские отпечатки тридцати акварельных картин, которые специально для этого проекта написал художник Алексей Кившенко. В его работах представлены события русской истории с 882-го по 1880-й год. Иллюстрация «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю» посвящена отмене крепостного права.
— Очень выразительно нарисовано. Сразу понятно, что это Санкт-Петербург — Исаакиевский собор, Медный всадник.
— Да, Сенатская площадь — узнаваемое место в северной столице.
— И мы видим, что эта площадь заполнена людьми. Больше всего тут крестьян — в кафтанах, лаптях, с котомками за плечами. Они окружили открытый экипаж, в котором восседает Александр Второй, и коленопреклонённо преподносят ему хлеб-соль. В руках у императора листок. Неужели его величество лично зачитывал документ об отмене крепостного права?
— Зачитывал, да. Но не на Сенатской площади, а перед офицерами в Михайловском манеже, сейчас это Зимний стадион. Листок в руках царя Алексей Кившенко изобразил символически, чтобы обозначить сам факт оглашения манифеста об освобождении крестьян.
— А толпа на площади и в самом деле была настолько большая?
— Да, это чистая правда. Именно такое настроение царило в Санкт-Петербурге третьего марта 1861 года, в Прощёное воскресенье. После богослужения в храмах озвучили манифест, и народ высыпал на улицы в ликовании. Как писал в своем дневнике очевидец тех событий, князь Григорий Щербатов, «энтузиазм принял размеры, не поддающиеся описанию... Народ плакал в умилении, все обнимались, точно в Светлое Христово Воскресенье». Люди выстроились по ходу следования царского экипажа из Михайловского манежа в Зимний дворец. При появлении государя многие в толпе благоговейно опускались на колени.
— Судя по картине, художник разделял народное воодушевление?
— Конечно, ведь он сам был из крепостных.
— И, наверное, пострадал от самоуправства барина?
— Вовсе нет! Помещик, которому принадлежало семейство Кившенко, граф Шереметев, был человеком благородным и милосердным. Отец художника по воле хозяина выучился на ветеринара и управлял конным заводом. И сам Алексей Данилович благодаря графу получил образование — окончил сначала рисовальную школу, затем Академию художеств.
— Но собственное благополучие не помешало Алексею Кившенко радоваться отмене крепостной зависимости!
— Это правда! Художник понимал, что никакой человек не должен быть чьей-то собственностью, и потому искренне и горячо поддержал крестьянскую реформу Александра Второго. Своё отношение к переменам Алексей Кившенко ясно выразил в работе «Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Интересно, а подлинник картины сохранился?
— Да, его можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер