
«Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю» Алексей Кившенко.
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Санкт-Петербург.
— Позвольте, пожалуйста, поближе посмотреть на репродукцию картины Алексея Кившенко «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Какую репродукцию? Ах, вы про этот лист с иллюстрацией. Посмотреть, конечно, можете, а вот купить — пока нет. Я только что приняла товар и должна показать его специалисту, чтобы назначить цену — такой порядок в нашем букинистическом магазине. Но видно, что вещь старинная.
— Это восьмидесятые годы девятнадцатого века. Перед нами иллюстрация из сборника «Отечественная история для школы и дома». Буклет был свободно сброшюрован, чтобы учителя могли использовать его на занятиях. Неудивительно, что через сто лет листы разошлись по отдельности.
— То есть, это часть учебного пособия?
— Да. Его издали по инициативе директора народных училищ Санкт-Петербурга Сергея Рождественского. В сборник входили типографские отпечатки тридцати акварельных картин, которые специально для этого проекта написал художник Алексей Кившенко. В его работах представлены события русской истории с 882-го по 1880-й год. Иллюстрация «Крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю» посвящена отмене крепостного права.
— Очень выразительно нарисовано. Сразу понятно, что это Санкт-Петербург — Исаакиевский собор, Медный всадник.
— Да, Сенатская площадь — узнаваемое место в северной столице.
— И мы видим, что эта площадь заполнена людьми. Больше всего тут крестьян — в кафтанах, лаптях, с котомками за плечами. Они окружили открытый экипаж, в котором восседает Александр Второй, и коленопреклонённо преподносят ему хлеб-соль. В руках у императора листок. Неужели его величество лично зачитывал документ об отмене крепостного права?
— Зачитывал, да. Но не на Сенатской площади, а перед офицерами в Михайловском манеже, сейчас это Зимний стадион. Листок в руках царя Алексей Кившенко изобразил символически, чтобы обозначить сам факт оглашения манифеста об освобождении крестьян.
— А толпа на площади и в самом деле была настолько большая?
— Да, это чистая правда. Именно такое настроение царило в Санкт-Петербурге третьего марта 1861 года, в Прощёное воскресенье. После богослужения в храмах озвучили манифест, и народ высыпал на улицы в ликовании. Как писал в своем дневнике очевидец тех событий, князь Григорий Щербатов, «энтузиазм принял размеры, не поддающиеся описанию... Народ плакал в умилении, все обнимались, точно в Светлое Христово Воскресенье». Люди выстроились по ходу следования царского экипажа из Михайловского манежа в Зимний дворец. При появлении государя многие в толпе благоговейно опускались на колени.
— Судя по картине, художник разделял народное воодушевление?
— Конечно, ведь он сам был из крепостных.
— И, наверное, пострадал от самоуправства барина?
— Вовсе нет! Помещик, которому принадлежало семейство Кившенко, граф Шереметев, был человеком благородным и милосердным. Отец художника по воле хозяина выучился на ветеринара и управлял конным заводом. И сам Алексей Данилович благодаря графу получил образование — окончил сначала рисовальную школу, затем Академию художеств.
— Но собственное благополучие не помешало Алексею Кившенко радоваться отмене крепостной зависимости!
— Это правда! Художник понимал, что никакой человек не должен быть чьей-то собственностью, и потому искренне и горячо поддержал крестьянскую реформу Александра Второго. Своё отношение к переменам Алексей Кившенко ясно выразил в работе «Освобождённые крестьяне подносят хлеб-соль царю-освободителю».
— Интересно, а подлинник картины сохранился?
— Да, его можно увидеть в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга.
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.