
Алексей и Ольга Федченко
Изображения: https://clck.ru/35MWEZ
https://clck.ru/35MWEi
Зимой 1866 года в одном из залов Зоологического музея Московского университета впервые встретились Алексей Павлович Федченко и Ольга Александровна Армфельд. Алексей, молодой преподаватель, недавний выпускник факультета естественных наук, занимался исследованиями, и часто прибегал к помощи богатых коллекций университетского музея. Ольга в музее работала, и тоже серьёзно увлекалась биологией. В экспозиции хранился составленный ею гербарий московской флоры, коллекция насекомых и птичьих яиц. Словом, у молодых людей нашлись темы для разговора. Переходя от витрины к витрине, Алексей и Ольга непринуждённо беседовали. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что девушка знает несколько иностранных языков, в том числе свободно владеет немецким. Её переводы статей по биологии публиковались в научных журналах. Алексей обрадовался. Он очень хотел прочесть «Антропологию» — фундаментальную работу немецкого учёного Теодора Вайца. Но собственных знаний языка ему, увы не хватало. Ольга согласилась помочь.
А через год Алексей и Ольга обвенчались. Отец невесты, профессор медицины Александр Осипович Армфельд, подарил новобрачным имение в Можайском уезде. Однако наслаждаться тишиной в усадьбе с домом и садом молодожёны не спешили. Медовый месяц они провели в подготовке большой этнографической выставки для Зоологического музея. «Этот брак был удивительным союзом абсолютных единомышленников», — говорили друзья и коллеги супругов.
В год их свадьбы произошло знаменательное событие: Российская Империя присоединила к своим территориям Туркестан — земли обширные и почти совсем неизведанные. Именно тогда Алексею и Ольге в голову пришла одна и та же мысль: как было бы замечательно организовать туда научную экспедицию. Учёное сообщество поддержало их идею. Алексею Павловичу доверили собрать и возглавить группу исследователей. Ольга Александровна ни на минуту не допускала мысли о том, чтобы расстаться с мужем. На семейном совете было решено — Ольга поедет в экспедицию вместе с ним.
В апреле 1868 года они прибыли в Самарканд. Оттуда началось их долгое, увлекательное, а порой и опасное путешествие. Ольга во всём помогала мужу. Она собирала образцы растений и насекомых, делала зарисовки местности. И всё же некоторые участники экспедиции поначалу настороженно отнеслись к женщине в составе группы. А кое-кто открыто выражал своё недовольство. Возмущённый Алексей Павлович был готов защищать жену, но Ольга попросила его не кипятиться. Она понимала — в условиях похода никому не нужен конфликт. И просто продолжала вести себя со всеми как обычно — спокойно и дружелюбно. В их с мужем «семейной» палатке устраивала чаепития и приглашала на них всю группу. И лёд растаял. Теперь от участников экспедиции Алексей Павлович только и слышал о том, какая заботливая, умная и замечательная у него жена. Федченко и сам понимал — Бог послал ему спутницу жизни, о которой можно только мечтать.
В 1871-м супруги вернулись в Москву. Они привезли уникальный ботанический, зоологический и этнографический материал. На Политехнической выставке 1872 года Ольга и Алексей представляли стенд, посвящённый Туркестанской экспедиции. В этом же году у них родился сын Борис. Как только мальчик немного подрос, всей семьёй Федченко отправились на отдых в Европу. Впрочем, даже там им не сиделось на месте. Алексей Павлович решил покорить гору Монблан. Ольга Александровна не смогла отправиться вместе с мужем — на руках у неё был годовалый сын. С Монблана Алексей Павлович не вернулся — во время восхождения он трагически погиб.
Ольга Федченко посвятила свою дальнейшую жизнь продолжению дел супруга. Она занялась разбором, расшифровкой и публикацией туркестанских материалов. А в усадьбе близ Можайска, подаренной отцом на свадьбу, в память о муже открыла уникальный ботанический сад. Близко знавший семью Федченко художник Саврасов, вспоминал, как удивительно были похожи друг на друга Ольга и Алексей. Это было не внешнее сходство, но родство душ, которые связывало общее дело и большая любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 107 зач., XI, 25-36.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Во время богослужения прочитывается далеко не весь Новый Завет, а потому сам выбор Церковью для чтения во время литургии того или иного отрывка заслуживает нашего внимания. Так, сегодня читается отрывок из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам, он заканчивает собой начатые апостолом ранее размышления относительно судьбы его родного народа — евреев. Возможно, что кому-то покажется довольно странным выбор Церковью именно этой главы и этого отрывка апостольского послания для чтения за богослужением. Однако странного здесь ничего нет, и мы это поймём после того, как послушаем сегодняшний отрывок Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе, что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их.
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь.
Как мы только что услышали, свои размышления об израильском народе апостол Павел адресовал не евреям, а язычникам, и сделал он это по одной простой причине, которая была озвучена здесь же: «Чтобы вы не мечтали о себе» (Рим. 11:25). Вообще, о мечтательности как о пороке было много сказано древними христианскими аскетами, можно вспомнить, к примеру, слова преподобного Иоанна Лествичника: «Мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет». В схожем ключе о мечтательности писали и другие, более близкие к нам по времени жизни, святые, в частности, у святителя Феофана Затворника мы можем найти такую мысль: «Смотрите, не возмечтайте о себе паче, нежели подобает, чтобы не заставить Господа, любящего вас, принять в отношении вас смирительные меры».
Собственно, упомянутые святителем Феофаном «смирительные меры» — это то, от чего хотел предостеречь своих адресатов из числа бывших язычников апостол Павел, а Церковь, избрав для чтения во время литургии этот отрывок, хочет предостеречь против мечтательности всех своих чад.
Увы, но впадать в мечтательность свойственно не только отдельным людям, но и целым народам. Всем нам известны трагические исторические примеры, когда народы вместо кропотливого труда внезапно начинали думать о себе как об особенных избранниках Божиих, которым надлежит господствовать над всем миром. Знаем мы и то, к чему в конечном итоге привели такие мысли, ставшие на какой-то период времени государственной идеологией.
Слова апостола Павла самим своим существованием показывают, что в пагубную мечтательность может впасть какой угодно человек и какой угодно народ, и есть только один путь избежать этого порока, указание на него мы только услышали в заключительных словах прозвучавшего отрывка апостольского послания: стоит помнить, что бездна мудрости заключена в Боге, а не в наших измышлениях, следовательно, и доверять стоит Богу, а не самим себе, «ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим. 11:36).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Церковная горячая линия оказывает срочную помощь людям. Проекту важна поддержка

Поддержка горячей линии «Милосердие» Русской Православной Церкви не имеет границ! Разные страны, часовые пояса, иное вероисповедание — не препятствие для оказания срочной помощи.
Четырнадцатилетняя Сабрина живёт в Ташкенте, столице Узбекистана. Однажды, развешивая бельё после стирки на балконе, она неудачно встала на стул, сорвалась и упала с четвёртого этажа. Сабрина получила травму позвоночника. Ей потребовалась срочная дорогостоящая операция по замене позвонков. Быстро собрать необходимую сумму мама девушки не могла. В растерянности она позвонила брату Руслану, который в тот момент жил и работал в России. Мужчина в составе ремонтной бригады восстанавливал купола православных храмов. Узнав о беде, Руслан обратился за помощью на горячую линию «Милосердие» по номеру: 8-800-70-70-222. Проект приходит на выручку людям в самых разных ситуациях.
После звонка Руслана заработал сложный механизм церковной социальной помощи. Нужные средства на операцию собрали при поддержке Бишкекской епархии Русской Православной Церкви. И уже на следующий день Сабрину прооперировали.
Со временем девушка полностью восстановилась и вернулась к обычной жизни. В благодарность за спасение дочери, её мама регулярно делает пожертвования на дела милосердия в ближайшем к их дому православном храме несмотря на то, что семья исповедует другую религию.
Ежемесячно операторы церковной горячей линии «Милосердие» принимают около пяти тысяч звонков. Во многих случаях помощь людям необходима незамедлительно. Поэтому горячей линии очень важна поддержка. Присоединяйтесь к делам милосердия Церкви, переходите на сайт проекта «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианство на Кавказе — археологические данные». Анна Кадиева

У нас в студии была научный сотрудник Государственного исторического музея, руководитель объединенной Северо-Кавказской археологической экспедиции Анна Кадиева.
Разговор шел о том, что археологические находки и исторические экспонаты говорят о культуре народов Кавказа и о том, как на эти земли пришло Христианство.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного;
Третья беседа с заведующей отделом дерева и мебели Натальей Углевой была посвящена деревянным церковным сокровищам в собраниях ГИМа.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер