
Фото: Tom Swinnen / Pexels
Зимой 1866 года в одном из залов Зоологического музея Московского университета впервые встретились Алексей Павлович Федченко и Ольга Александровна Армфельд. Алексей, молодой преподаватель, недавний выпускник факультета естественных наук, занимался исследованиями, и часто прибегал к помощи богатых коллекций университетского музея. Ольга в музее работала, и тоже серьёзно увлекалась биологией. В экспозиции хранился составленный ею гербарий московской флоры, коллекция насекомых и птичьих яиц. Словом, у молодых людей нашлись темы для разговора. Переходя от витрины к витрине, Алексей и Ольга непринуждённо беседовали. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что девушка знает несколько иностранных языков, в том числе свободно владеет немецким. Её переводы статей по биологии публиковались в научных журналах. Алексей обрадовался. Он очень хотел прочесть «Антропологию» — фундаментальную работу немецкого учёного Теодора Вайца. Но собственных знаний языка ему, увы не хватало. Ольга согласилась помочь.
А через год Алексей и Ольга обвенчались. Отец невесты, профессор медицины Александр Осипович Армфельд, подарил новобрачным имение в Можайском уезде. Однако наслаждаться тишиной в усадьбе с домом и садом молодожёны не спешили. Медовый месяц они провели в подготовке большой этнографической выставки для Зоологического музея. «Этот брак был удивительным союзом абсолютных единомышленников», — говорили друзья и коллеги супругов.
В год их свадьбы произошло знаменательное событие: Российская Империя присоединила к своим территориям Туркестан — земли обширные и почти совсем неизведанные. Именно тогда Алексею и Ольге в голову пришла одна и та же мысль: как было бы замечательно организовать туда научную экспедицию. Учёное сообщество поддержало их идею. Алексею Павловичу доверили собрать и возглавить группу исследователей. Ольга Александровна ни на минуту не допускала мысли о том, чтобы расстаться с мужем. На семейном совете было решено — Ольга поедет в экспедицию вместе с ним.
В апреле 1868 года они прибыли в Самарканд. Оттуда началось их долгое, увлекательное, а порой и опасное путешествие. Ольга во всём помогала мужу. Она собирала образцы растений и насекомых, делала зарисовки местности. И всё же некоторые участники экспедиции поначалу настороженно отнеслись к женщине в составе группы. А кое-кто открыто выражал своё недовольство. Возмущённый Алексей Павлович был готов защищать жену, но Ольга попросила его не кипятиться. Она понимала — в условиях похода никому не нужен конфликт. И просто продолжала вести себя со всеми как обычно — спокойно и дружелюбно. В их с мужем «семейной» палатке устраивала чаепития и приглашала на них всю группу. И лёд растаял. Теперь от участников экспедиции Алексей Павлович только и слышал о том, какая заботливая, умная и замечательная у него жена. Федченко и сам понимал — Бог послал ему спутницу жизни, о которой можно только мечтать.
В 1871-м супруги вернулись в Москву. Они привезли уникальный ботанический, зоологический и этнографический материал. На Политехнической выставке 1872 года Ольга и Алексей представляли стенд, посвящённый Туркестанской экспедиции. В этом же году у них родился сын Борис. Как только мальчик немного подрос, всей семьёй Федченко отправились на отдых в Европу. Впрочем, даже там им не сиделось на месте. Алексей Павлович решил покорить гору Монблан. Ольга Александровна не смогла отправиться вместе с мужем — на руках у неё был годовалый сын. С Монблана Алексей Павлович не вернулся — во время восхождения он трагически погиб.
Ольга Федченко посвятила свою дальнейшую жизнь продолжению дел супруга. Она занялась разбором, расшифровкой и публикацией туркестанских материалов. А в усадьбе близ Можайска, подаренной отцом на свадьбу, в память о муже открыла уникальный ботанический сад. Близко знавший семью Федченко художник Саврасов, вспоминал, как удивительно были похожи друг на друга Ольга и Алексей. Это было не внешнее сходство, но родство душ, которые связывало общее дело и большая любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 139. Богослужебные чтения
Как победить врагов и недругов, которые строят нам козни и отравляют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в 139-м псалме, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 139.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя:
3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань,
4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.
5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы́ мои.
6 Гордые скрыли силки́ для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.
7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих!
8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани.
9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.
10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.
11 Да паду́т на них горящие у́гли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.
12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечёт притеснителя в погибель.
13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетённым и справедливость бедным.
14 Так! праведные будут славить имя Твоё; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.
Только что прозвучавший псалом — это жалоба псалмопевца Богу на злых людей. Автор просит у Господа защиты от врагов. Примечательно то, что своих недругов он представляет в образе змеи. Особенно это чувствуется в четвёртом стихе: «изощря́ют язы́к свой, как змея́; яд а́спида под уста́ми их», — говорится здесь. В тексте оригинала в этой строке присутствует фонетическая игра. Слова, которые на русский язык переведены как «изощрять», «язык», «змея», «аспид», «уста», в древнееврейском варианте содержат звуки «ш» и «с». Такой многократный повтор создает избыток шипящих и свистящих звуков. Этот литературный приём позволяет читателю представить образ змеи более отчётливо.
Ещё одна важная характеристика врагов заключается в том, что они, по словам псалмопевца, «зло́е мы́слят в се́рдце, вся́кий день ополча́ются на брань». Если перевести это буквально, то получается, что эти люди живут ради войны. Они постоянно вынашивают в своём сердце коварные планы. Для них естественно и комфортно жить в состоянии вражды, конкуренции и соперничества. Все вместе эти характеристики недругов псалмопевца намекают на образ того самого змея, под которым в Священном Писании нередко изображается сатана. Сатана — это в переводе с еврейского «противник». Тот, в ком нет мира. Кто постоянно сопротивляется. Тот, кто всегда против и пытается навязать окружающим свою волю.
Несмотря на то, что автор псалма описывает таким способом кого-то из реальных людей, если посмотреть на более широкий контекст Священного Писания, всё оказывается не так-то просто. В Послании апостола Павла к Римлянам дословно повторяется четвёртый стих прозвучавшего псалма: «яд аспида под устами их» (Рим. 3:13). При этом апостол говорит уже не о людях-противниках, которые мешают ему жить. Он вспоминает эту строчку Псалтири, рассуждая о всеобщей греховности человечества. Яд аспида носит в себе всякий человек. Всякий из нас время от времени становится коварной змеёй, которая жалит окружающих и, что важнее всего, саму себя.
Речь идёт о том, что каждый из нас оказывается в состоянии сопротивления жизни и людям. Каждый имеет привычку по делу и без дела настаивать на своём. Добиваться собственных целей, не обращая внимания на тот ущерб, который может быть нанесён окружающим и собственной душе. Находиться рядом с таким человеком — всё равно, что сидеть на пороховой бочке. Не знаешь, когда она взорвётся. Из-за этого возникает излишнее мучительное напряжение. Поэтому, когда псалмопевец просит в начале своей молитвы: «Изба́вь меня́, Го́споди, от челове́ка зло́го», — он просит не только о том, чтобы его враги исчезли и больше его не донимали. Человек злой — это наша вторая натура, тёмная, мрачная сторона нашей души, которая порой берёт верх и вносит в жизнь хаос, боль и в итоге делает её невыносимой.
Христианская традиция обращает наше внимание именно на этого врага. С ним она призывает нас бороться. Таинства Церкви, исполнение Евангельских заповедей, вся церковная дисциплина — это те инструменты, которые помогают нам снизить градус сопротивления людям, Богу и самим себе. Они помогают нам перестать носить войну в своей душе. Как говорил преподобный Серафим Саровский, приобрести мирный дух в своём сердце. Чтобы люди, которые нас окружают, не бежали от нас без оглядки, как при виде ядовитого гада, но тянулись к нам, как к источнику мягкого тепла и света.
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер







