
Алексей и Ольга Федченко
Изображения: https://clck.ru/35MWEZ
https://clck.ru/35MWEi
Зимой 1866 года в одном из залов Зоологического музея Московского университета впервые встретились Алексей Павлович Федченко и Ольга Александровна Армфельд. Алексей, молодой преподаватель, недавний выпускник факультета естественных наук, занимался исследованиями, и часто прибегал к помощи богатых коллекций университетского музея. Ольга в музее работала, и тоже серьёзно увлекалась биологией. В экспозиции хранился составленный ею гербарий московской флоры, коллекция насекомых и птичьих яиц. Словом, у молодых людей нашлись темы для разговора. Переходя от витрины к витрине, Алексей и Ольга непринуждённо беседовали. Рассказывали друг другу о себе. Оказалось, что девушка знает несколько иностранных языков, в том числе свободно владеет немецким. Её переводы статей по биологии публиковались в научных журналах. Алексей обрадовался. Он очень хотел прочесть «Антропологию» — фундаментальную работу немецкого учёного Теодора Вайца. Но собственных знаний языка ему, увы не хватало. Ольга согласилась помочь.
А через год Алексей и Ольга обвенчались. Отец невесты, профессор медицины Александр Осипович Армфельд, подарил новобрачным имение в Можайском уезде. Однако наслаждаться тишиной в усадьбе с домом и садом молодожёны не спешили. Медовый месяц они провели в подготовке большой этнографической выставки для Зоологического музея. «Этот брак был удивительным союзом абсолютных единомышленников», — говорили друзья и коллеги супругов.
В год их свадьбы произошло знаменательное событие: Российская Империя присоединила к своим территориям Туркестан — земли обширные и почти совсем неизведанные. Именно тогда Алексею и Ольге в голову пришла одна и та же мысль: как было бы замечательно организовать туда научную экспедицию. Учёное сообщество поддержало их идею. Алексею Павловичу доверили собрать и возглавить группу исследователей. Ольга Александровна ни на минуту не допускала мысли о том, чтобы расстаться с мужем. На семейном совете было решено — Ольга поедет в экспедицию вместе с ним.
В апреле 1868 года они прибыли в Самарканд. Оттуда началось их долгое, увлекательное, а порой и опасное путешествие. Ольга во всём помогала мужу. Она собирала образцы растений и насекомых, делала зарисовки местности. И всё же некоторые участники экспедиции поначалу настороженно отнеслись к женщине в составе группы. А кое-кто открыто выражал своё недовольство. Возмущённый Алексей Павлович был готов защищать жену, но Ольга попросила его не кипятиться. Она понимала — в условиях похода никому не нужен конфликт. И просто продолжала вести себя со всеми как обычно — спокойно и дружелюбно. В их с мужем «семейной» палатке устраивала чаепития и приглашала на них всю группу. И лёд растаял. Теперь от участников экспедиции Алексей Павлович только и слышал о том, какая заботливая, умная и замечательная у него жена. Федченко и сам понимал — Бог послал ему спутницу жизни, о которой можно только мечтать.
В 1871-м супруги вернулись в Москву. Они привезли уникальный ботанический, зоологический и этнографический материал. На Политехнической выставке 1872 года Ольга и Алексей представляли стенд, посвящённый Туркестанской экспедиции. В этом же году у них родился сын Борис. Как только мальчик немного подрос, всей семьёй Федченко отправились на отдых в Европу. Впрочем, даже там им не сиделось на месте. Алексей Павлович решил покорить гору Монблан. Ольга Александровна не смогла отправиться вместе с мужем — на руках у неё был годовалый сын. С Монблана Алексей Павлович не вернулся — во время восхождения он трагически погиб.
Ольга Федченко посвятила свою дальнейшую жизнь продолжению дел супруга. Она занялась разбором, расшифровкой и публикацией туркестанских материалов. А в усадьбе близ Можайска, подаренной отцом на свадьбу, в память о муже открыла уникальный ботанический сад. Близко знавший семью Федченко художник Саврасов, вспоминал, как удивительно были похожи друг на друга Ольга и Алексей. Это было не внешнее сходство, но родство душ, которые связывало общее дело и большая любовь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
6 мая. О почитании Великомученика Георгия Победоносца

Сегодня 6 мая. День памяти Великомученика Георгия Победоносца.
О его почитании — священник Августин Соколовски.
Тропарь Великомученику Георгию называют святого освободителем пленных. Это означает, что молитвенное обращение к нему с просьбой о небесном ходатайстве пред Богом помогало верующим православным людям получать помощь в избавлении своих родных и близких из плена. Песнопение также называет святого покровителем нищих. В отличие от современности, древность не воспринимала нищету в социальных категориях. Нищий не имел ничего: ни крыши над головой, ни пропитания, ни родственников. Нищета означала пожизненную обреченность. Называя святого Георгия покровителем нищих, Церковь признавала, что по какому-то невероятному и неподотчетному стечению обстоятельств, которое для верующего сердца было не иначе, как прямым вмешательством Бога в неотвратимую человеческую обреченность, нищие получали помощь, более того, обретали определенное благополучие здесь и сейчас на земле исключительно молитвами святого Георгия. Святые мученики, которых почитали христиане, благодатью истинного Бога подавали людям подлинное исцеление от душевных и телесных недугов. Среди этих великих святых чудотворцев древности очевидно был святой Георгий. Об этом свидетельствует песнопение. Наконец, царей помощник, то есть заступник благочестивых правителей. Святого Георгия считают своим покровителем множество древних и новых христианских стран и территорий.
Все выпуски программы Актуальная тема
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, балет «Спящая красавица» в московском Большом театре — что-то невероятное! Музыка Чайковского, постановка, декорации...
— Наташенька, я, как и ты, в восторге от спектакля!
— Но знаете, что меня больше всего всегда потрясает в балете? Это сам танец: плавные, лёгкие, грациозные движения артистов. То, как балерины чувствуют музыку. Как тонко передают характеры героев...
— Я вообще, когда смотрю на людей, на то, как мы устроены, как двигаемся, что умеем — удивляюсь. Человек — это чудо, созданное Богом...
— ...И нередко воспеваемое художниками, верно?
— Верно, Наташа! Помнишь, мы в прошлом году были с тобой в Пушкинском музее, в Галерее искусства стран Европы и Америки? Там есть работа французского художника Эдгара Дега — «Голубые танцовщицы»...
— Да, конечно, я помню её! И даже сфотографировала тогда на свой телефон. Сейчас найду этот снимок...
— Дега часто писал на своих полотнах именно балерин. Он как никто другой умел запечатлеть их мимолётное движение в танце — поворот головы, взмах руки... И на картине «Голубые танцовщицы» как раз изображён момент танца нескольких балерин.
— Да, вот снимок этого полотна, нашла в телефоне! Давайте присядем, пока у гардероба много людей, и посмотрим повнимательнее. На картине четыре девушки в платьях лазурного цвета кружатся в танце. Никаких точных деталей! Только цвет и настроение момента! Лёгкое, трепетное, свободное...
— Ты уловила саму суть импрессионизма — направления в живописи, к которому принадлежал Эдгар Дега. Оно зародилось во Франции в 60-х годах XIX века. В основе названия лежит слово impression — впечатление. Импрессионисты стремились запечатлеть реальность в её подвижности и изменчивости...
— И передать впечатление от увиденного!
— Да, передать впечатление от этого мгновения нам, зрителям. В работах импрессионистов часто чувство движения парадоксальным образом совпадает с ощущением застывшего момента, секунды реальности, которой хочется любоваться: рябью воды в пруду с кувшинками, движущейся по озеру лодкой в лучах заходящего солнца...
— ...Или балеринами в танце, как на этой картине Эдгара Дега.
— Художник написал её в 1898 году, когда уже слабо видел — он страдал от отслоения сетчатки и постепенно терял зрение.
— Какое испытание для художника!
— Да, тяжёлое испытание. Но он продолжал творить, искал новые способы рисования, новые образы... Ему пришлось от масляной живописи перейти к рисунку пастелью, поскольку эта техника позволяла работать в непосредственной близости к поверхности картины. Цвета в его работах стали ярче, экспрессивнее.
— Как раз как «Голубые танцовщицы», написанные пастелью в насыщенных тонах. Глаза радуются этим сочным оттенкам, наполненным жизнью и радостью!
— Через несколько лет после написания «Голубых танцовщиц» Дега и вовсе перестанет писать картины, а будет почти наощупь лепить скульптуры из воска: фигурки людей и животных. Работал он до последнего дня. И всегда творил вдохновенно, радостно.
— Это чувствуется по его картине «Голубые танцовщицы». С какой любовью написаны балерины!
— Верно, Наташенька. С любовью и благоговением перед тем, что создал Господь. В работе Дега можно почувствовать совершенство тела и души человека как высшего творения Божьего, понять, насколько непостижимо и непознаваемо сотворённое Богом.
— И видимо неслучайно балерины были главным мотивом творчества художника. Ведь в танце раскрывается способность человека лишь с помощью движения под музыку создать образ, рассказать историю, вызвать глубокие чувства сопереживания, любви и радости...
— И сегодняшний вечер тому подтверждение — прекрасная постановка балета «Спящая красавица». Предлагаю продолжить нашу культурную программу завтра в музее Пушкина на улице Волхонке, в Галерее искусства стран Европы и Америки — и ещё раз увидеть картину «Голубые танцовщицы» Эдгара Дега. Сходим с тобой, наберёмся добрых впечатлений, вдохновения, радости...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Николай Богданов-Бельский. «У больного учителя»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Какие чудесные снимки, Андрей Борисович! Живые, выразительные! Почему же вы раньше не показывали мне свой домашний фотоальбом?
— Предположить не мог, Маргарита Константиновна, что вам это интересно!
— Увидеть застывшие мгновения прошлого — что может быть увлекательней? Вот здесь вы совсем юный, загорелый, в горах.
— Это поход на Домбай, в студенчестве ещё.
— А здесь тоже молодой, но будто усталый. На диване, в домашнем халате. Рядом какие-то ребятишки.
— Это я уже окончил институт, в школе преподаю. Заболел, ученики меня навещают.
— Прямо как на картине Николая Богданова-Бельского «У больного учителя». Помните? В Третьяковской галерее хранится.
— Помню, Маргарита Константиновна. Но мне картина не кажется похожей на этот снимок. Он сделан на исходе двадцатого века, а полотно написано в конце девятнадцатого.
— Да, в 1897 году. Но сходство определённое! Давайте найдём в интернете изображение и сравним!
— Да зачем же в интернете? У меня есть альманах с репродукциями Богданова-Бельского. Должен быть здесь, на верхней полке книжного шкафа. Точно, вот он! Держите!
— Ну! Взгляните! Картина «У больного учителя» отличается от вашей фотографии, главным образом, антуражем. У вас комната в цветастых обоях, на диване клетчатый плед и дети в школьной форме. А у Богданова-Бельского горница в избе с дощатыми стенами и мальчишки в худой крестьянской одежонке. Но смотрят они на своего учителя с той же любовью, что и ваши ученики на вас. И это — главное!
— Хм, пожалуй, вы правы. И картина, и снимок красноречиво свидетельствуют о взаимоотношениях детей и педагога.
— Эта тема красной нитью прошла через всё творчество Богданова-Бельского. Ведь он был одним из тех крестьянских мальчиков, которым помог состояться в жизни выдающийся учитель Сергей Рачинский.
— Хм, Рачинский, Рачинский...Это тот, что создал народную школу в Тверской губернии во второй половине девятнадцатого века?
— Да, в усадьбе Татево. Дворянин, доктор биологических наук, член-корреспондент Императорской академии. Он оставил карьеру учёного, чтобы заниматься с деревенскими ребятишками.
— И многих вывел в люди!
— Верно. Николай Богданов-Бельский стал академиком живописи. Среди учеников Рачинского — доктор медицинских наук Иван Богданов, духовник царской семьи протоиерей Александр Васильев. Или вот ещё пример, перед нами — тот самый учитель на картине, которого пришли навестить деревенские мальчишки. Аркадий Аверьянович Серяков.
— Он тоже выпускник школы Рачинского?
— Да, Серяков учился вместе с Богдановым-Бельским, они ровесники. В дальнейшем Аркадий Аверьянович преподавал в Татево, а затем стал там директором.
— То есть, на своей картине Богданов-Бельский будто показал жизненный путь Аркадия Серякова — от босоногого мальчишки до мудрого наставника.
— А смысл и перспектива этого пути — в детях, что пришли навестить Аркадия Аверьяновича.
— Полотно Николая Богданова-Бельского «У больного учителя», что хранится в Третьяковской галерее — своеобразный памятник Татевской школе.
— И не только ей, но и в целом служению педагога.
— И мне, как учителю, отрадно хоть малую толику быть к нему причастным.
Все выпуски программы Свидание с шедевром