— Андрей Борисович, познакомьтесь с моим племянником Георгием. Спасибо, что пошли с нами в Русский музей!
— Всегда рад составить компанию добрым друзьям! Приятно познакомиться, Георгий!
— Здравствуйте!
— Георгий, Андрей Борисович — мой давний друг, по образованию — филолог, серьёзно изучающий живопись. Я уже успела ему рассказать, что ты с родителями некоторое время назад в Италии побывал, картинами итальянских художников интересовался.
— Да, меня очень впечатлили картины эпохи Возрождения, мы несколько репродукций даже домой привезли. Маргарита Константиновна, помните?
— Да, так всё и было. Андрей Борисович, как Вы считаете, что нам с Георгием сегодня в Русском музее посмотреть?
— Раз у нас речь об итальянских художниках зашла, давайте познакомимся с художником Егоровым. Его картины по стилю очень напоминают картины эпохи Возрождения.
— При жизни Егорова называли русским Рафаэлем. В 1807 году Папа Римский даже уговаривал его остаться придворным живописцем в Италии. Он не согласился и вскоре вернулся в Санкт-Петербург.
— Это интересно! А какую картину Вы хотели показать, Андрей Борисович?
— Картина серьёзная, называется «Истязание Спасителя».
— Егоров писал полотна на христианские темы?
— В основном, да. Художник был верующим человеком, ходил в храм, участвовал в церковных таинствах. И поэтому неудивительно, что христианские сюжеты стали лейтмотивом его творчества. Картина «Истязание Спасителя» посвящена страданиям Сына Божьего в последние дни Его земной жизни.
— Вот мы и пришли.
— Да, теперь я вижу, что по стилю написания лика Христа, положения его Тела, картина «Истязание Спасителя», действительно, напоминает Рафаэлевские полотна. Вся композиция выстроена вокруг фигуры Иисуса. Он находится в мрачной темнице, которая, по всей видимости, предназначена для пыток. Один воин натягивает верёвку, которой связан Господь. Другой — готовится наносить удары плетью. Христос так смиренно выносит страдания... И в глазах мучителей нет ни капли сочувствия, одна жестокость!
— Да , Георгий. Величайшее смирение Христа — один из главных смыслов этого произведения.
— Тяжело думать об этом. Сын Божий совершенно не обязан был обрекать Себя на такие страдания!
— В том и заключается проявление любви Бога к человеку, чтобы пройти все этапы человеческой жизни: родиться, жить обычной жизнью и в итоге умереть на Кресте. Он был человеком и знает всю нашу суть, так сказать, из глубины.
— Действительно. Аж не по себе становится, когда думаю о том, что Господь все движения моей души знает.
— Видишь, как у тебя интересно мысль развивается, Георгий! Не зря мы сегодня с тобой Русский музей посетили и с картиной Егорова «Истязание Спасителя» познакомились. Конечно, ты прав, Бог знает суть каждого человека. Но прежде всего, Он — любящий Отец. И любовь человека к Небесному Отцу также проявляется и в боязни Его огорчить. В таком гармоничном сотворчестве Бога и человека и рождается настоящая радость.
7 сентября. О христианских добродетелях

В 16-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды».
О христианских добродетелях — священник Вадим Бондаренко.
В сегодняшнем послании апостол Павел обращается к христианам Коринфа с призывом быть постоянными в добродетели. Иногда мы можем задать себе вопрос: «А зачем мне это делать?» Нами может двигать долг, звание христианина, стыд перед другими. Но что про нас самих?
В каждом из нас заложена тяга к преодолению себя. Хотя мы и жестко привязаны к материальному, животному существованию, нам очень важно осознавать, что мы — что-то большее, чем поесть, поспать, удовлетворить другие физические потребности. И тогда мы проявляем твёрдость там, где хочется спасовать, мужественны, а не отдаемся страху, бодрствуем, когда хочется расслабиться.
Иногда, когда мы измотаны или чем-то увлечены, физическое подавляет, и мы забываем о своём высшем призвании.
Призыв апостола Павла, который обращён и к нам, не стоит воспринимать как морализаторство. Просто иногда нам нужно вспомнить, кто же мы на самом деле или для чего рождены в этот мир.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О духовном смысле праздника Собора Московских святых

Сегодня 7 сентября. Собор Московских святых.
О духовном смысле праздника — священник Алексий Долгов.
Собор Московских святых как общецерковный праздник был установлен сравнительно недавно. В 1997 году, когда торжественно отмечалось 850-летие со дня основания Москвы, по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода нашей Церкви, было решено почтить многочисленных святых Московской земли: святителей, блаженных, юродивых, преподобных и многих других.
Уже в конце XV века было установлено празднование в честь московских святителей Петра, Алексия, Фотия и Ионы. В последствии в собор вошли благоверные князья, царевичи, Христа ради юродивые, новомученики, исповедники Церкви Русской.
Мы прославляем всех наших московских святых в один день, символически показывая этим, что все они имеют равную славу в Царстве Небесном как покровители Москвы и молитвенники о нашем земном Отечестве.
Поэтому не случайно, что собор Московских святых неразрывно связан с Днём города Москвы, и оба праздника, церковный и общественный, часто отмечаются в один день. Это важно сегодня, когда многие страны стремительно теряют свою христианскую идентичность, потому что празднование собора Московских святых напоминает всем нам о том, что, по словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, Отечество земное с его Церковью есть преддверие, то есть начало, Отечества Небесного.
Именно сегодня в Москве совершается общемосковский крестный ход от кафедрального соборного храма Христа Спасителя до Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 сентября. О жизни и творчестве Александра Куприна

Сегодня 7 сентября. В этот день в 1870 году родился русский писатель Александр Куприн.
О его жизни и творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Многогранен образ этого писателя, который пришёл к зениту своего творчества скорбным и непростым путём: годы нужды в юности, первые писательские опыты, успех, борьба за существование и, наконец, раскрытие в полной мере его дарования.
Куприн многое переоценил, живя в Париже. В своё время он жестоко разочаровался в революции, а затем и в эмиграции, поняв, что и небо здесь другое, и люди не такие, как в России.
Мало кто знает, какие нежные, теплые строки он посвятил русской императрице, святой страстотерпице Александре Фёдоровне. Его своим чутким сердцем он уловил тот свет молитвы и любви к России, к её народу. Он оценил сполна её материнский жертвенный подвиг, что оказалось возможным уже в эмиграции, годы спустя, страдальческой кончины августейшей семьи.
Мечта Куприна сбылась. Уже тяжело больной вернулся в Россию, где прожил буквально несколько месяцев.
Но и после кончины мы, прикасаясь к лучшим его произведениям, унося из детства сюжеты «Белого Пуделя» и других рассказов, в юности сопереживаем героем «Гранатового браслета», соприкасаемся с библейской тематикой повести «Суламифь». Понимаем, что для русского писателя питательной средой его творчества была Родина-мать.
И сегодня вверяем милости Божией жестоко страдавшую, но тянувшуюся к свету Божьему душу писателя Куприна.
Все выпуски программы Актуальная тема