Сотрудник Петроградского военного музея Артиллерии и инженерных войск Алексей Константинович Байов взглянул на часы. Рабочий день заканчивался. На улице шёл сильный дождь, а ему ещё нужно было добраться до Павловска, где он жил вот уже больше года — с того самого момента, как после Октябрьского переворота 1917 года лишился всех своих прежних чинов и регалий. Когда-то Алексей Константинович был военным офицером, профессором Николаевской академии Генерального штаба на кафедре истории русского военного искусства. Всё это осталось в прошлом — теперь он работал в музее, но был благодарен Богу: участь многих его прежних товарищей оказалась куда более суровой...
Алексей Байов, конечно, не мог поддерживать новую Советскую власть. Её жестокая и безбожная идеология была для него неприемлема. Вот почему, когда, вернувшись в один из вечеров поле службы к себе домой, в Павловск, и, узнав, что в город вошли войска белой Северо-Западной армии, он немедленно решил к ним примкнуть.
В 1920-м, когда исход Гражданской войны был уже очевиден, Алексей Константинович оказался в Эстонии, куда бежал от неминуемой гибели. После распада Российской Империи, в 1918 году Эстония сумела отстоять независимость от большевистской России, вследствие чего туда хлынул поток эмигрантов, спасающихся от красного террора. Многие прибывали без средств к существованию, не имея ни малейшего понятия, как жить дальше. Им нужна была помощь. И Алексей Константинович, которого до глубины души трогала судьба русских беженцев и который сам являлся одним из них, решил всеми силами им помогать.
Поначалу это были стихийные сборы пожертвований среди состоятельных эмигрантов и местного населения. Но беженцев были тысячи, и вскоре Байов понял, что необходимо наладить систему постоянной поддержки. Так в 1926 году возник «День русского инвалида» — ежегодная благотворительная акция, приуроченная ко дню памяти святителя Николая Чудотворца, направленная на сбор средств для поддержки инвалидов войны. Делалось это с помощью благотворительных концертов, балов, обедов и чаепитий, которые Алексей Константинович, будучи председателем Комитета «Дня русского инвалида», организовывал по всей Эстонии.
В том же 1926-м Байов стал инициатором открытия в Таллине Союза русских увечных воинов, а четыре года спустя учредил Общество помощи бывшим русским военнослужащим.
Алексей Константинович с особым вниманием относился к детям. Много сил и трудов он отдавал поддержке русского скаутского движения — деткой организации, учреждённой ещё императором Николаем II, с которой советская власть впоследствии скопировала свою «юную пионерию». Байов выступил учредителем общества «Дом русского ребёнка», занимавшегося образованием, воспитанием и призрением детей русских эмигрантов.
Неутомимая деятельность Алексея Константиновича распространилась и на охрану здоровья: созданное при его участии «Общество помощи больным эмигрантам» обеспечивало нуждающихся необходимым врачебным наблюдением и лекарствами. При его деятельном участии возникали в Эстонии русские библиотеки, школы, гимназии.
Так уж случилось, что сегодня об Алексее Константиновиче Байове мало кто знает и помнит. Но те, кому это имя знакомо, вспоминают его как человека, который в буквальном смысле слова жил для других.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди