
Фото: Jake Colling/Unsplash
Сотрудник Петроградского военного музея Артиллерии и инженерных войск Алексей Константинович Байов взглянул на часы. Рабочий день заканчивался. На улице шёл сильный дождь, а ему ещё нужно было добраться до Павловска, где он жил вот уже больше года — с того самого момента, как после Октябрьского переворота 1917 года лишился всех своих прежних чинов и регалий. Когда-то Алексей Константинович был военным офицером, профессором Николаевской академии Генерального штаба на кафедре истории русского военного искусства. Всё это осталось в прошлом — теперь он работал в музее, но был благодарен Богу: участь многих его прежних товарищей оказалась куда более суровой...
Алексей Байов, конечно, не мог поддерживать новую Советскую власть. Её жестокая и безбожная идеология была для него неприемлема. Вот почему, когда, вернувшись в один из вечеров поле службы к себе домой, в Павловск, и, узнав, что в город вошли войска белой Северо-Западной армии, он немедленно решил к ним примкнуть.
В 1920-м, когда исход Гражданской войны был уже очевиден, Алексей Константинович оказался в Эстонии, куда бежал от неминуемой гибели. После распада Российской Империи, в 1918 году Эстония сумела отстоять независимость от большевистской России, вследствие чего туда хлынул поток эмигрантов, спасающихся от красного террора. Многие прибывали без средств к существованию, не имея ни малейшего понятия, как жить дальше. Им нужна была помощь. И Алексей Константинович, которого до глубины души трогала судьба русских беженцев и который сам являлся одним из них, решил всеми силами им помогать.
Поначалу это были стихийные сборы пожертвований среди состоятельных эмигрантов и местного населения. Но беженцев были тысячи, и вскоре Байов понял, что необходимо наладить систему постоянной поддержки. Так в 1926 году возник «День русского инвалида» — ежегодная благотворительная акция, приуроченная ко дню памяти святителя Николая Чудотворца, направленная на сбор средств для поддержки инвалидов войны. Делалось это с помощью благотворительных концертов, балов, обедов и чаепитий, которые Алексей Константинович, будучи председателем Комитета «Дня русского инвалида», организовывал по всей Эстонии.
В том же 1926-м Байов стал инициатором открытия в Таллине Союза русских увечных воинов, а четыре года спустя учредил Общество помощи бывшим русским военнослужащим.
Алексей Константинович с особым вниманием относился к детям. Много сил и трудов он отдавал поддержке русского скаутского движения — деткой организации, учреждённой ещё императором Николаем II, с которой советская власть впоследствии скопировала свою «юную пионерию». Байов выступил учредителем общества «Дом русского ребёнка», занимавшегося образованием, воспитанием и призрением детей русских эмигрантов.
Неутомимая деятельность Алексея Константиновича распространилась и на охрану здоровья: созданное при его участии «Общество помощи больным эмигрантам» обеспечивало нуждающихся необходимым врачебным наблюдением и лекарствами. При его деятельном участии возникали в Эстонии русские библиотеки, школы, гимназии.
Так уж случилось, что сегодня об Алексее Константиновиче Байове мало кто знает и помнит. Но те, кому это имя знакомо, вспоминают его как человека, который в буквальном смысле слова жил для других.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема