— Мааам, ну пойдём уже из этого музея, а? Портреты, портреты — это же скучно!
— Мне не скучно. И вот мужчина, смотри, как внимательно рассматривает картину — ему тоже не скучно.
— Это вы обо мне, простите?
— Ой, как неловко получилось, извините, пожалуйста! Вы были так погружены в созерцание полотна, я не думала, что услышите меня.
— Ничего страшного. И я могу подтвердить, что портрет — это всегда увлекательно, никакой скуки!
— Что ж интересного вот в этом, например, изображении императрицы Елизаветы Петровны? Её пышный наряд?
— Да, и наряд тоже. Портрет прижизненный, Алексей Петрович Антропов рисовал его с натуры. И мы можем из первых рук узнать о моде середины восемнадцатого века. Жемчужно-серое платье с золотыми позументами — образец стиля того времени. Его нежный оттенок подчеркивает тёмно-синяя лента ордена Андрея Первозванного.
— Но ведь этот орден вручали за военные заслуги? Как же его удостоилась Елизавета Петровна?
— Когда Петр Первый учредил награду, то её и в самом деле вручали за ратные подвиги. И даже сам император стал не первым кавалером ордена, а шестым — его наградили за захват шведских кораблей во время боя в устье Невы в 1703 году. Но позднее русские правители получали орден Андрея Первозванного по факту рождения. И Елизавета Петровна носила его как орденмейстер — то есть, человек, который владеет правом жаловать награду. По сути, синяя андреевская лента на императрице — это символ царской власти. Такой же, как бриллиантовая корона на её голове, скипетр в руке, горностаевая мантия и держава, которая лежит рядом на красной бархатной подушке.
— А вот интересно, откуда портрет царицы в нашем Сергиево-Посадском музее?
— О, он здесь неслучайно! Алексей Антропов написал это полотно по заказу Троице-Сергиевой лавры.
— А зачем монастырю нужен был портрет?
— В Лавру очень любил приезжать на богомолье дедушка Елизаветы Петровны, Алексей Федорович Романов. Для государя и его свиты в ограде монастыря были выстроены Царские чертоги — помните, наверное, этот двухэтажный особняк, украшенный яркими изразцами? Елизавета возродила традицию дедушки паломничать в лавру, при ней дворец был подновлён, своды палат украсили искусной лепкой и резьбой. Тогда же священноначалие монастыря заказало для покоев парадный портрет царицы.
— А почему именно Алексею Антропову?
— Прошение написать царственный портрет лаврские монахи направили в Святейший Синод — высший орган церковного управления в восемнадцатом веке. А Антропов служил при нём живописцем.
— Он и иконы писал?
— Да, он расписывал собор Андрея Первозванного в Киеве. Самая значимая его работа в этом храме — роспись Тайная вечеря на стене алтаря.
— А Елизавета Петровна верила в Бога?
— Да, императрица отличалась набожностью. Она пела в церковном хоре, наизусть знала тексты богослужений. Как я уже говорил, возобновила фамильную традицию богомолья у мощей Сергия Радонежского. Причем, она доезжала в карете до последней московской заставы, а затем шла пешком до самой лавры. Пусть маленький, но подвиг во славу Божию!
— Надо же, сколько интересного скрыто в обычном портрете!
— Портрет — это всегда свидетельство о человеке, даже о двух — модели и художнике. И в каждой личности раскрывается целый мир, неповторимый и достойный внимания. К тому же императрица Елизавета Петровна и живописец Алексей Антропов — часть истории нашего Отечества, изучать которую совсем не скучно!
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Алексея Антропова можно увидеть в Сергиево-Посадском художественном музее».
Голос в церковном хоре. Ольга Кутанина

Как здорово, когда душа поёт и голос есть! В такие моменты хочется звучать громче. Пусть и люди, и Бог услышат! Только, чтобы звучать не просто громко, но и красиво, надо хорошо потрудиться.
Моя подруга поёт в церковном хоре. Тихо, осторожно, но чисто и аккуратно. Она всегда старается беречь общую гармонию. Однажды регент сказала ей: «У тебя идеальный второй голос. Он не выбивается, он прекрасно дополняет общее звучание. В любом хоре такой голос нужен».
Я очень люблю петь, но плохо умею. Никак не могу усовершенствовать свои навыки, полученные ещё в музыкальной школе. Времени, как говорится, нет, а желание есть.
Так и проходят мои дни без музыкальных занятий. Среди повседневных забот спою несколько молитв: перед едой и после, с утра и перед сном. Ещё с большим удовольствием мурлычу колыбельные детям на ночь. Сначала для них, а потом, как уснут, уже для себя продолжу.
Но самое чудесное — это петь в церковном хоре. Я даже год ходила на занятия для начинающих певчих при храме, пока время позволяло. В Литургии участвовала. И всё. Бросила. Опять некогда: родился еще один малыш. Затянули домашние хлопоты.
Навык пения в хоре снова был утрачен, но одну молитву — «Воскресение Христово» — у меня хорошо получалось исполнять. Это услышала знакомая в маленьком храме, который находится рядом с нашей дачей. И предложила мне помочь регенту-матушке на Литургии. Певчих мало, ещё один голос лишним не будет.
Как я обрадовалась! Снова есть возможность петь в храме — в доме Бога! И я запела. Звонко, решительно.
Только оказалось, что на занятиях для начинающих певчих, которые несколько лет назад посещала, я выучила совсем мало песнопений, да и те подзабыла. Поэтому знакомые фрагменты я пела громко, а сложные места пропускала: прерывалась, чтобы не портить общую картину. Это быстро приметил батюшка, у которого замечательный слух. Прислал к нам спросить: «Кто это там: то поёт, то не поёт? На полуслове обрывает?» Оказалось, что я. Мне тогда аккуратно намекнули, что пению в храме мне бы ещё подучиться. Предложили приходить на спевки.
Тем временем у нас появился ещё один малыш, опять стало трудно учиться. Моё певческое послушание в маленьком храме с маленьким хором закончилось.
Понимаю, надо работать дома, разучивать песнопения. Как только будет хоть малая возможность, постараюсь заняться. Я же это люблю!
И ещё мне стало ясно: если что-то умеешь плохо, то лучше сначала прислушаться, присмотреться к тому, как это делают другие, более опытные, люди. Горделиво выставлять свой голос и любоваться им ни к чему. «Там, где есть смирение, диавол не может пребывать», — говорит мой любимый святой Паисий Святогорец. Если терпеливо трудиться, развивать данный Богом талант, можно принести пользу и послужить Богу и людям.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
20 октября. О Божьем произволении и наших действиях

Во 2-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
О Божьем произволении и наших действиях — священник Николай Конюхов.
Сегодняшние слова апостола должны побудить нас не быть только лишь наблюдателями, но быть участниками. Святитель Иоанн Златоуст очень точно подмечает, что Бог видит в нас некое хотение, некое произволение сердца, что мы готовы к тому, чтобы послужить Богу, чтобы совершить некий, хоть маленький, но подвиг. И Господь тогда даёт нам и действия, Он даёт нам некие силы.
То есть Бог, Он не поддерживает такую, знаете, инфантильность или там безволие, когда мы сидим и ждём у моря погоды и говорим: «А почему это Господь мне не посылает новую работу? Или почему Он мне не даёт отношений?»
Может, потому что Он видит, что у тебя нет произволения в сердце, то есть у тебя нет желания, допустим, послужить? У тебя эгоистическое желание только себе что-нибудь забрать, и ты просишь себе мужа или просишь себе жену, а ты сам хочешь укрепить свой комфорт, а не в том, чтобы сделать человека более счастливым рядом с тобой. И это всего касается.
Поэтому нам важно не только ждать, что Бог придёт и за нас решит наши проблемы, что мы просто прочтём акафист, и вот сразу же после этого к нам кто-нибудь посватается или постучится работодатель и скажет: «Вот тебе суперработа, где ничего не надо делать, и огромная зарплата». Это не так работает. Бог видит наше сердце.
Если у нас возникает здоровое, взрослое чувство ответственности за свою жизнь и за свои отношения, если мы хотим потрудиться, если мы хотим выйти из зоны комфорта и пойти да сделать что-то действительно важное, то тогда Господь даст тебе и благодать, и сил, и супругу пошлёт.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 октября. О жизни и подвиге святителя Ионы, епископа Ханькоуского

Сегодня 20 октября. День памяти святителя Ионы, епископа Ханькоуского.
О его жизни и подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Когда святитель Иона скончался от заражения крови в 1925 году, ему было всего 37 лет. Имя этого святого хорошо известно в русском зарубежье.
Подвижник милосердия и пламенный проповедник, он прошёл военным священником Первую мировую и Гражданскую войны. А на его духовную жизнь повлияло общение с оптинскими старцами и старцем Гавриилом Зыряновым из Седмиезерной пустыни.
После двух арестов вместе с беженцами в 1922 году отец Иона оказался в Китае, где его рукоположили епископом в Маньчжурию. Всего за три года владыка создал целую систему благотворительности: детский приют для 30 сирот, училище, бесплатную столовую, амбулаторию и аптеку.
До последних дней владыка оставался руководителем Международного комитета помощи детям-сиротам и нуждающимся, для которого сам собирал необходимые средства. Неожиданно рано владыка Иона ушёл из жизни.
Мы только начинаем узнавать о подвиге новомучеников, наших старших современников, явивших нам пример жизни и подвига ради Христа. И пример этот ценен тем, что жили эти угодники Божии совсем недавно, во многом сталкиваясь с теми же вызовами и обстоятельствами, что и мы.
Давайте же чаще вглядываться в их лица, которые сохранили для нас фотографии, и молиться перед их ликами, которые теперь изображены на святых иконах. Ведь именно новомученики особенно ярко напоминают нам, что святость — путь, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема