— Мааам, ну пойдём уже из этого музея, а? Портреты, портреты — это же скучно!
— Мне не скучно. И вот мужчина, смотри, как внимательно рассматривает картину — ему тоже не скучно.
— Это вы обо мне, простите?
— Ой, как неловко получилось, извините, пожалуйста! Вы были так погружены в созерцание полотна, я не думала, что услышите меня.
— Ничего страшного. И я могу подтвердить, что портрет — это всегда увлекательно, никакой скуки!
— Что ж интересного вот в этом, например, изображении императрицы Елизаветы Петровны? Её пышный наряд?
— Да, и наряд тоже. Портрет прижизненный, Алексей Петрович Антропов рисовал его с натуры. И мы можем из первых рук узнать о моде середины восемнадцатого века. Жемчужно-серое платье с золотыми позументами — образец стиля того времени. Его нежный оттенок подчеркивает тёмно-синяя лента ордена Андрея Первозванного.
— Но ведь этот орден вручали за военные заслуги? Как же его удостоилась Елизавета Петровна?
— Когда Петр Первый учредил награду, то её и в самом деле вручали за ратные подвиги. И даже сам император стал не первым кавалером ордена, а шестым — его наградили за захват шведских кораблей во время боя в устье Невы в 1703 году. Но позднее русские правители получали орден Андрея Первозванного по факту рождения. И Елизавета Петровна носила его как орденмейстер — то есть, человек, который владеет правом жаловать награду. По сути, синяя андреевская лента на императрице — это символ царской власти. Такой же, как бриллиантовая корона на её голове, скипетр в руке, горностаевая мантия и держава, которая лежит рядом на красной бархатной подушке.
— А вот интересно, откуда портрет царицы в нашем Сергиево-Посадском музее?
— О, он здесь неслучайно! Алексей Антропов написал это полотно по заказу Троице-Сергиевой лавры.
— А зачем монастырю нужен был портрет?
— В Лавру очень любил приезжать на богомолье дедушка Елизаветы Петровны, Алексей Федорович Романов. Для государя и его свиты в ограде монастыря были выстроены Царские чертоги — помните, наверное, этот двухэтажный особняк, украшенный яркими изразцами? Елизавета возродила традицию дедушки паломничать в лавру, при ней дворец был подновлён, своды палат украсили искусной лепкой и резьбой. Тогда же священноначалие монастыря заказало для покоев парадный портрет царицы.
— А почему именно Алексею Антропову?
— Прошение написать царственный портрет лаврские монахи направили в Святейший Синод — высший орган церковного управления в восемнадцатом веке. А Антропов служил при нём живописцем.
— Он и иконы писал?
— Да, он расписывал собор Андрея Первозванного в Киеве. Самая значимая его работа в этом храме — роспись Тайная вечеря на стене алтаря.
— А Елизавета Петровна верила в Бога?
— Да, императрица отличалась набожностью. Она пела в церковном хоре, наизусть знала тексты богослужений. Как я уже говорил, возобновила фамильную традицию богомолья у мощей Сергия Радонежского. Причем, она доезжала в карете до последней московской заставы, а затем шла пешком до самой лавры. Пусть маленький, но подвиг во славу Божию!
— Надо же, сколько интересного скрыто в обычном портрете!
— Портрет — это всегда свидетельство о человеке, даже о двух — модели и художнике. И в каждой личности раскрывается целый мир, неповторимый и достойный внимания. К тому же императрица Елизавета Петровна и живописец Алексей Антропов — часть истории нашего Отечества, изучать которую совсем не скучно!
«Портрет императрицы Елизаветы Петровны кисти Алексея Антропова можно увидеть в Сергиево-Посадском художественном музее».
Деяния святых апостолов

Деян., 26 зач., X, 34-43.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли судьба? И кто ответственен за происходящее в жизни человека? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
Только что прозвучавшая речь апостола Петра адресована сотнику Корнилию, римскому воину, язычнику, который изъявил желание принять христианское Крещение. Рассказывая о том, что Бог сделал для человечества, апостол затрагивает очень любопытную тему — тему предопределения. По его словам, Христос после воскресения явился не всем, но только тем, которых Бог избрал заранее. На основании этих слов некоторые богословы приходили к мысли, что участь человека зависит исключительно от Божественного предопределения. Быть человеку верующим или неверующим, спастись ему или погибнуть — решено заранее. И ничего с этим решением поделать нельзя. Оно божественно. Согласитесь, звучит весьма фатально. А собственный опыт неудачных попыток привести близких к Богу или справиться с собственными недостатками ещё и подливает масла в огонь. «Такая судьба», — вздыхаем мы. От подобного богословия опускаются руки.
Однако мы должны помнить, что перед нами лишь фрагмент речи Петра. Да и сама эта речь целиком вплетена в контекст Нового Завета, а если ещё шире, то в контекст жизни раннехристианской Церкви. И здесь мы находим великолепные пояснения мысли Петра. Да, Божественное предопределение есть. Но абсолютно всех нас Господь предопределил ко спасению и радости в Царстве Небесном. Апостол Павел в послании к Тимофею выражает эту идею предельно ясно: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». Другими словами, для каждого из нас зарезервировано место за праздничной трапезой на приёме у Бога. И абсолютно каждому выслан пригласительный билет. И Пётр говорит сегодня об этом: сначала Бог «послал сынам Израилевым слово». А после этого Его приглашение вышло за пределы Израильского народа. Как опять же говорит Пётр, «Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определённый от Бога Судия живых и мёртвых». Более того, в одном из посланий апостола Петра мы слышим совсем универсальную идею. Бог пригласил в Своё Царство не только тех, кто жил и умер после рождения Христа, но и тех, кто умер от самого начала мира. Спаситель сошёл во ад и проповедовал там.
Получается, предызбраны абсолютно все. Но проблема в том, что не все готовы принять приглашение Господа. Этому могут мешать не только наши предрассудки и предубеждения. Порой мы так погружены в суету земной жизни, так сосредоточены на устройстве своего быта, что не находим время остановиться, сесть и вникнуть в слова Евангелия. И даже когда мы услышали эти слова, когда поразмыслили над ними, мы нередко боимся воплотить их в жизнь. Нас держит страх изменений. Ведь придётся отказываться от многого, что занимало в нашем сердце место Творца. Придётся совершать новые действия, понуждать себя думать новые мысли, испытывать новые чувства. А потому и лежит приглашение к новой жизни в почтовом ящике годами просто потому, что у нас нет готовности.
Итак, предопределение ко спасению похоже на монетку. С одной стороны, это дело Божие. С другой — человеческое. Бог выполнил свою работу на сто процентов. Теперь наш черёд. И если мы хотим оказаться в числе предъизбранных, нам необходимо найти в себе решимость просто перестроить свою жизнь согласно заповедям Евангелия. Во всех своих делах на ежедневной основе искать волю Творца и стараться оказывать милость, любовь и снисхождение тем людям, которых мы встречаем сегодня на своём жизненном пути.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к «Добровольцам Ярославии» и помогать тем, кто попал в беду

Екатерина с мужем и дочкой живут в Ярославле. У Кати инвалидность: левая нога сильно короче правой. В основном она передвигается на инвалидной коляске, но в особых случаях может ходить, опираясь на трости. У супруга тоже проблемы со здоровьем. Однако дружная семья со многими заботами справляется самостоятельно. И только одна задача долгое время была им не по силам. Семья жила в старом пятиэтажном доме без лифта, на самом последнем этаже. Кате с трудом удавалось спускаться по лестнице, а потом подниматься обратно. Для этого она предпринимала колоссальные усилия. Супруги хотели продать квартиру и купить другую в доме, где есть доступная среда для людей с инвалидностью. Но подходящие для своего бюджета варианты найти не могли. В любом случае им пришлось бы доплачивать за новое жильё более миллиона рублей, а таких денег семье не накопить.
В надежде на любую помощь Екатерина обратилась в благотворительную организацию «Добровольцы Ярославии». Её сотрудники и волонтёры приходят на выручку жителям со всего региона в сложных ситуациях. С их поддержкой в жизни Кати и её семьи случились невероятные перемены: они обрели новое жильё. «Добровольцы Ярославии» подыскали доступный вариант, помогли с оформлением документов и нашли человека, который покрыл недостающую сумму.
Теперь Екатерина может сама заехать на инвалидной коляске в лифт, отправиться с дочкой на прогулку или в поликлинику, купить и довезти до дома продукты. Видео с Катей можно посмотреть в группе организации.
Благодаря «Добровольцам Ярославии» происходит множество добрых историй. И при желании вы можете стать их участником. О том, как помогать, узнайте на сайте организации «Добровольцы Ярославии».
Заполнить анкету волонтёра: https://dobrovolchestvo.ru/anketa/volonter
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
М.А. Булгаков «Записки юного врача». Екатерина Каликинская

У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского, писатель, журналист Екатерина Каликинская.
Разговор шел о цикле рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» и о его личном опыте служения военным и земским доктором.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ ко дню рождения М.А. Булгакова.
Первая беседа с ректором литературного института имени Горького Алексеем Варламовым была посвящена судьбе и жизненному пути Булгакова.
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена повести «Собачье сердце».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер