Поэт Евгений Баратынский в детстве называл себя «пажом королевы». Королевой маленький Евгений считал свою маму Александру Фёдоровну. С ней он был неразлучен до тех пор, пока не пришла пора уехать из родного дома на учёбу. Мама в письмах просила сына не беспокоиться о ней. Евгений отвечал: «Разве есть для меня в мире кто-нибудь дороже матери, да ещё такой доброй и нежной, как Вы? Ах, маменька, сын, который не тревожится о матери — не сын».
Баратынская овдовела, когда ей было 34 года. Она осталась одна с шестью детьми и была беременна седьмым. Казалось, горе удесятерило её силы. Александра Фёдоровна построила в своём поместье Мара Тамбовской губернии храм в память о супруге и посвятила себя детям. Своим трудом она создала идеальный дом, а в нём идеальный мир, в котором и рос Евгений, больше всего на свете любивший сидеть рядом с мамой, когда она читала вслух или когда наигрывала мелодии на клавесине. Для мальчика не было места лучше Мары, в которой летом так приятно лежать на траве, считать облака, проплывающие по небу и слышать мамин голос, зовущий к обеду.
Александра Фёдоровна с отличием окончившая Смольный институт благородных девиц, хотела, чтобы её дети выросли всесторонне образованными людьми. Пока был жив супруг она вместе ним, а потом и одна занималась с ними русским и иностранными языками. «Бубинька уже выучился грамоте и теперь пишет. У него благодаря Бога понятие очень хорошее, и мы, игравши с ним, учим», — писал о четырёхлетнем Евгении отец — генерал Баратынский. Все его дети учились охотно и были такими, какими мечтала видеть их мать: музицировали, рисовали, пробовали себя в поэзии. Заметив в Евгении литературный дар, Александра Фёдоровна его развивала, руководила чтением мальчика. Сын делился с ней мечтами стать поэтом, приносил свои стихотворения — самое первое было посвящено маме — и говорил, что если она найдёт у него талант, он будет учиться и совершенствовать свои способности.
Юношей Евгений «заболел» морем и решил стать военным моряком — манила романтика. Александра Фёдоровна отговаривала — служба на флоте пугала её — и в 1812-ом году определила сына в Пажеский корпус — самое престижное учебное заведение России. Разлука с семьёй Евгению далась непросто. Учёба оказалась скучной, кроме того подростков пороли за малейшую провинность. Для Баратынского, которого дома никогда не наказывали и обращались исключительно ласково, называя то «Бубинькой», то «Бубушей!» это стало шоком. Евгений писал маме отчаянные письма: «Желал бы я, чтоб какой-нибудь добрый волшебник заколдовал меня, и мне вечно бы казалось, будто я нахожусь подле вас...».
В Пажеском корпусе с 15-летним Баратынским случилась беда. Он оказался замешанным в краже и был с позором исключён. Год Евгений стыдился показаться на глаза родным, год скитался по Петербургу, где перед ним закрывались все двери. Заболевший нервным расстройством, он всё-таки приехал домой. Первые минуты встречи навсегда врезались в его память. Баратынского поразила «бездна нежности», с которой приняла его мама: «свет разогнал призраки, омрачившие моё воображение, я ужаснулся как моего поступка, так и его последствий», — писал Евгений своему другу Жуковскому.
Баратынский прожил тогда рядом с мамой несколько лет. Александра Фёдоровна занималась душевным излечением сына. Её заботы смогли возродить интерес Евгения к жизни. Мама напомнила ему о детской мечте стать поэтом. Именно тогда он серьёзно занялся сочинением стихов. И именно тогда родился как поэт — «первый элегический поэт России» — так называл его Пушкин.
Благодаря хлопотам матери и друзей, позже Евгений поступил на военную службу. Попробовал себя и на государственном поприще. Но убедившись, что, по его собственным словам, «не годится ни в какую канцелярию», отовсюду уволился. Евгений был счастливо женат, у него росли чудесные дети. С семьёй или один он регулярно наведывался в Мару к Александре Фёдоровне. Не только для того, чтобы отдохнуть. Имение требовало внимания: мостики — ремонта, пруды — чистки, парк — ухода. Так что поэт занимался весьма прозаическими делами. В Маре каждое лето собиралась все Баратынские. Дети привозили бабушке внуков, поместье звенело голосами и смехом, возвращая Евгения в пору детства, когда он посвящал Александре Фёдоровне стихи, больше похожие на гимн матери:
Я хотел бы, маменька,
Прославить твои добродетели,
Что от божественного промысла
Достались тебе от рождения...
Как ты — не существует больше.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело