
Брак цесаревича Александра Романова и датской принцессы Дагмар совершился по воле Божьей, говорили при дворе российского императора. Любовь началась с жестокого удара судьбы. Может, поэтому провидение, словно извиняясь, потом подарило супругам 28 лет счастья.
Александр был вторым сыном в царской семье. Его старшему брату Николаю прочили трон и женитьбу на дочери датского короля - Марии-Софии-Фредерике-Дагмар или попросту Минни, как её звали в семье. Но Николай неожиданно скончался. У постели умирающего брата Александр и увидел Минни впервые. Слабеющий Николай соединил их руки как бы прося о том, чтобы после его смерти они обвенчались.
Минни с трудом дала своё согласие на брак. Она долго не могла забыть Николая. Да и Александр не хотел жениться на принцессе, доставшейся ему «по наследству». Но государственные интересы оказались превыше личных. Скрепя сердце, будущий император поехал делать предложение Дагмар. И тут случилось чудо. За те десять дней, что цесаревич пробыл в Копенгагене, он полюбил принцессу. А принцесса полюбила его. Через три месяца Минни прибыла в Петербург. Она приняла православие, а вместе с ним и новое имя. В брак Дагмар вступила будучи уже Марией Фёдоровной.
Когда Александр взошел на престол, её полюбили при дворе. Она была хороша собой и умна. Едва приехав в Россию, стала активно заниматься благотворительностью. Фрейлин изумляла способность Марии вести и общественные и домашние дела: императрица сама чистила картошку и штопала одежду мужа. Александр в свою очередь удивлял министров тем, что носил залатанные супругой вещи, не желая менять их на новые.
С рождением наследников император, который всегда предпочитал светским развлечениям домашний отдых, ещё больше полюбил семейные вечера. У супругов было шестеро детей, их проказы приводили царя в умиление. Он с удовольствием катал малышей на своих широких плечах. А Мария Фёдоровна по очереди усаживала детей на шлейф собственного платья и возила их по паркету. В такие минуты Аничков дворец звенел от хохота.
Александр и Мария старались всегда быть вместе. Если приходилось разлучаться, каждый день писали письма друг другу. Венценосная чета даже музицировала на пару: он играл на кларнете, она на фортепиано. Семейную идиллию не смогла омрачить даже железнодорожная катастрофа. Царский поезд потерпел крушение, было много жертв. Жена и дети императора не погибли только благодаря мужеству своего отца. При аварии рухнула крыша вагона, в котором находились Романовы. Александр Александрович удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не пришла помощь. Эта неимоверная нагрузка сказалась через несколько лет. Император заболел и скончался на руках своей жены, не дожив до 50-ти.
Она долго не могла смириться с тем, что её дорогого и любимого нет на свете. «Это постоянное испытание, которое надо стараться выносить, отдаваясь милости Бога и прося Его помочь нам нести этот тяжёлый крест!», — писала Мария Фёдоровна, прощаясь с безоблачной частью своей жизни и словно предчувствуя, какие страшные испытания ещё готовит ей судьба: расстрел сына — последнего императора России и его семьи, изгнание из страны, возвращение на родину, где её никто не ждал. Мария Фёдоровна умерла в Копенгагене в 1928 году. Просила похоронить себя в Петербурге, возле мужа. Желание было исполнено только в 2006 году.
О супружестве Александра и Марии Романовых дочь императорской четы — Ольга говорила так: «Между моими родителями было так мало общего, и всё же более счастливого брака нельзя было и пожелать».
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.