Cемейная фотография начала 1900-х годов. Молодой человек в форме студента-юриста и девушка в скромном чёрном платье. Александр и Мария Медем, это они на фотопортрете, только что поженились. Впереди у них долгая и счастливая жизнь, дети, совместные труды, тяготы и горькая разлука, которую помогала преодолевать вера и супружеская любовь.
В 1893 году Отто Медема, отца Александра, назначили воронежским вице-губернатором, и он вместе с семьёй переехал в этот город. Здесь Медемы познакомились с дворянской семьёй Чертковых, и Александру уже при первом визите понравилась дочь Чертковых Мария. Она была красивой застенчивой девушкой с большими синими глазами и чёрными густыми волосами. Молодые люди часто встречались на приёмах и вскоре полюбили друг друга. После того, как Александр закончил Петербургский университет, он сделал Марии предложение. В 1901 году молодые люди обвенчались.
Александр не пошёл по юридической стезе. Молодые люди поселились в родовом имении Медемов — на хуторе Александрия Саратовской губернии, где и прожили до революции. Александр был счастлив: он создал образцовое имение, в котором и хозяйство работало как часы, и крестьяне жили хорошо. Видя, что муж доволен делом своих рук, радовалась и Мария. Она была погружена в домашние заботы и воспитание детей: сына Фёдора и трёх девочек — Софьи, Елены и Александры.
Медем по рождению был лютеранином. Но под влиянием супруги он становился всё ближе к православной вере. Младшая дочь позже напишет: «Будучи по натуре человеком властным, отец распоряжался делами и всей внешней жизнью семьи. Но внутренней, духовной жизнью и им самим как человеком руководила моя мать, являвшаяся для отца и духовным, и нравственным авторитетом». Александр и Мария вместе молились, вместе посещали православное богослужение. Во время Первой Мировой войны граф Медем возглавил санитарный отряд и больше года находился на передовой, спасая солдат. Именно в этот период он принял решение перейти в Православие.
Ещё в 1912 году Медемы построили в своём имении каменную церковь во имя святой Елены. Храм назвали так неслучайно. Это имя носила средняя дочь Медемов, которая от рождения была болезненным ребёнком и нуждалась в постоянном уходе. Александр и Мария делали всё для исцеления дочери, возили её к лучшим врачам России и Швейцарии, но болезнь не отступала. Это заставляло супругов скорбеть, но и сближало их.
Во время революции семья пережила многое. Национализировали усадьбу, и Медемам пришлось переехать в город Хвалынск Саратовской губернии. Александра Оттоновича не раз арестовывали как бывшего помещика, и во время одного из арестов в 1918 году приговорили к расстрелу. Накануне исполнения приговора он был отпущен переночевать дома и проститься с семьёй. Александр и Мария всю ночь провели на балконе арендуемой квартиры. Они молились и смиренно ожидали развязки, а утром в город вошла Белая армия.
Однако вскоре Хвалынск вновь был захвачен большевиками. Обыски, аресты, тюремные заключения ещё не раз врывались в семью Медемов, поскольку Александр Оттонович резко выступал против обновленческого раскола, в который в начале 1920-х годов перешло большинство храмов Хвалынска.
Самой страшной трагедией для Александра стала потеря супруги в 1925 году. Она заболела внезапно и умирала в течение нескольких дней. Александр всё это время не отходил от её постели. 6 декабря 1925 года Мария пожелала причастилась и проститься с родными. Последним к её кровати подошёл супруг. «Сердце моё разрывалось, — вспоминал Александр, — и я ей сказал, чтобы и меня Господь призвал скорее — „я не могу без тебя жить“. Она крепко прижала мою голову и сказала: „Не плачь, мой милый, — я знаю, ты скоро со мной будешь“».
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»