«Образ лампы с абажуром зелёного цвета. Это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений - образа моего отца, пишущего за столом», - вспоминал Михаил Булгаков. Как к величайшей драгоценности он относился к родителям и отчему дому. Маму называл «светлой королевой», а жизнь семьи с огромной любовью описал в романе «Белая гвардия».
Афанасий Иванович - глава этой семьи - встретил свою будущую жену Варю Покровскую в Орле. Булгаков тогда учился в местной духовной семинарии, а Варя в гимназии. Оба были детьми священнослужителей. Афанасий Иванович – молодой человек крепкой веры, подавал большие надежды как богослов, а Варе прочили карьеру учительницы. Они обвенчались в 1890 году, причём, венчал их Варин отец. Сразу после свадьбы супруги уехали в Киев. Афанасий Иванович стал доцентом Киевской духовной академии, а 20-летняя Варя преподавала в женской прогимназии.
Вскоре у Булгаковых родился сын Миша. Семья росла с каждым годом. Всего в ней было семеро детей. Очень разные, братья и сёстры почти никогда не ссорились: родители сумели сплотить своих наследников. Воспитывали их лаской и доброжелательным отношением. Поэтому и жили дружно.
Афанасий Иванович – человек колоссальной работоспособности, трудился в нескольких местах, чтобы прокормить своё большое семейство. Жалованье в академии было небольшим, и он преподавал ещё в институте благородных девиц, работал в цензурном комитете. А Варвара Михайловна всё своё время отдавала детям и создавала особый мир дома Булгаковых.
Одним из самых любимых предметов всей семьи был рояль. А лучшими вечерами те, когда мама открывала ноты и играла Шопена. Да и отец часто брал в руки скрипку. Ещё одной яркой приметой дома стала библиотека. Запоем читали все. Причём, родители не препятствовали выбору книг своих ребят, а умело направляя, выработали у них хороший литературный вкус.
В семье не было особого достатка, но заботливый Афанасий Иванович сумел купить дачу под Киевом - хуторки в лесу в то время стоили недорого. На более, чем скромную обстановку никто не обращал внимания. Природа, зелень, простор – вот что составляло главную прелесть летних сезонов. Когда Булгаковы в первый раз выехали на дачу, Афанасий Иванович сказал жене: «Знаешь, Варечка, а если ребята будут бегать босиком?». Варечка не возражала. Зато соседи поджимали губы: «Профессорские дети, а босиком бегают!». Варвара Михайловна в ответ только улыбалась. А люди продолжали судачить, видя, как «профессор» вместе с сыновьями убирает мусор с участка, расчищает дорожки. Соседям было невдомёк, что Булгаковы-старшие давно выработали воспитательную формулу: «Детям нельзя позволять бездельничать».
Время летело, вот уже пять лет исполнилось младшей дочери, а Афанасий Иванович сокрушался, что из-за работы он мало общается с семьёй и уж совсем редко бывает где-то с женой. «Выходить из дома можем почти всегда врозь, чтобы не оставлять без призора свою мелкоту», - жаловался Булгаков в письме и продолжал «головокружительно», по его словам, трудиться, словно чувствуя, что жить ему остаётся недолго.
Он умер в 47 лет. Смерть отца стала страшным ударом для всей семьи. Варвара Ивановна поддалась было горю: ведь всего в 36 она осталась одна, без поддержки, без помощи. Булгакова много плакала, но, видя, как это влияет на ребят, взяла себя в руки. У неё не имелось никаких сбережений, и она стала давать домашние уроки, устроилась на вечерние рабочие курсы. Сумела поставить детей на ноги. Но самое главное, она сохранила родственное единение и согласие в семье, которые с такой любовью закладывала когда-то вместе с мужем.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия