«Образ лампы с абажуром зелёного цвета. Это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений - образа моего отца, пишущего за столом», - вспоминал Михаил Булгаков. Как к величайшей драгоценности он относился к родителям и отчему дому. Маму называл «светлой королевой», а жизнь семьи с огромной любовью описал в романе «Белая гвардия».
Афанасий Иванович - глава этой семьи - встретил свою будущую жену Варю Покровскую в Орле. Булгаков тогда учился в местной духовной семинарии, а Варя в гимназии. Оба были детьми священнослужителей. Афанасий Иванович – молодой человек крепкой веры, подавал большие надежды как богослов, а Варе прочили карьеру учительницы. Они обвенчались в 1890 году, причём, венчал их Варин отец. Сразу после свадьбы супруги уехали в Киев. Афанасий Иванович стал доцентом Киевской духовной академии, а 20-летняя Варя преподавала в женской прогимназии.
Вскоре у Булгаковых родился сын Миша. Семья росла с каждым годом. Всего в ней было семеро детей. Очень разные, братья и сёстры почти никогда не ссорились: родители сумели сплотить своих наследников. Воспитывали их лаской и доброжелательным отношением. Поэтому и жили дружно.
Афанасий Иванович – человек колоссальной работоспособности, трудился в нескольких местах, чтобы прокормить своё большое семейство. Жалованье в академии было небольшим, и он преподавал ещё в институте благородных девиц, работал в цензурном комитете. А Варвара Михайловна всё своё время отдавала детям и создавала особый мир дома Булгаковых.
Одним из самых любимых предметов всей семьи был рояль. А лучшими вечерами те, когда мама открывала ноты и играла Шопена. Да и отец часто брал в руки скрипку. Ещё одной яркой приметой дома стала библиотека. Запоем читали все. Причём, родители не препятствовали выбору книг своих ребят, а умело направляя, выработали у них хороший литературный вкус.
В семье не было особого достатка, но заботливый Афанасий Иванович сумел купить дачу под Киевом - хуторки в лесу в то время стоили недорого. На более, чем скромную обстановку никто не обращал внимания. Природа, зелень, простор – вот что составляло главную прелесть летних сезонов. Когда Булгаковы в первый раз выехали на дачу, Афанасий Иванович сказал жене: «Знаешь, Варечка, а если ребята будут бегать босиком?». Варечка не возражала. Зато соседи поджимали губы: «Профессорские дети, а босиком бегают!». Варвара Михайловна в ответ только улыбалась. А люди продолжали судачить, видя, как «профессор» вместе с сыновьями убирает мусор с участка, расчищает дорожки. Соседям было невдомёк, что Булгаковы-старшие давно выработали воспитательную формулу: «Детям нельзя позволять бездельничать».
Время летело, вот уже пять лет исполнилось младшей дочери, а Афанасий Иванович сокрушался, что из-за работы он мало общается с семьёй и уж совсем редко бывает где-то с женой. «Выходить из дома можем почти всегда врозь, чтобы не оставлять без призора свою мелкоту», - жаловался Булгаков в письме и продолжал «головокружительно», по его словам, трудиться, словно чувствуя, что жить ему остаётся недолго.
Он умер в 47 лет. Смерть отца стала страшным ударом для всей семьи. Варвара Ивановна поддалась было горю: ведь всего в 36 она осталась одна, без поддержки, без помощи. Булгакова много плакала, но, видя, как это влияет на ребят, взяла себя в руки. У неё не имелось никаких сбережений, и она стала давать домашние уроки, устроилась на вечерние рабочие курсы. Сумела поставить детей на ноги. Но самое главное, она сохранила родственное единение и согласие в семье, которые с такой любовью закладывала когда-то вместе с мужем.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов