
У нас в гостях был историк, публицист, директор образовательных и просветительских программ Фонда исторической перспективы Александр Музафаров.
Разговор шел о жизни, судьбе и подвигах известного флотоводца царской России, героя Первой Мировой войны — адмирала Николая фон Эссена.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Д. Володихин:
— Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Это Светлое радио, Радио ВЕРА. В эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. И сегодня мы поговорим об одной светлой личности, которая очень многое сделала для русского военно-морского флота и фактически обеспечила то, что Россия вошла в Первую мировую войну с достойным флотом. В этом году мы сделаем несколько передач, посвященных грустному юбилею — 110 лет начала Первой мировой войны, и вот человек, о котором мы сегодня говорим, как раз был такой живой «палочкой-выручалочкой» для Балтийского флота с началом Первой мировой — это адмирал Э́ссен. И нашим гидом по стране биографии Эссена, его деяний и его трудов на благо отечественного флота будет Александр Азизович Музафаров, старший преподаватель Московского государственного университета технологии и управления имени Кирилла Григорьевича Разумовского. Здравствуйте.
А. Музафаров:
— Здравствуйте.
Д. Володихин:
— Ну что ж, давайте по традиции, каждый раз, если мы занимаемся некоей исторической личностью, мы просим дать своего рода визитную карточку этого человека: в двух-трех- четырех фразах его наиболее выдающиеся деяния и черты, то, что должны вспоминать наши радиослушатели, когда разговор или сетевая полемика задевают имя адмирала Эссена.
А. Музафаров:
— Я бы сформулировал так, тут даже не надо нескольких слов, достаточно одного слова — адмирал. Это был настоящий русский адмирал, флотоводец, создатель боеспособного флота на Балтийском море, герой Русско-японской и Первой мировой войны. Человек отчаянной храбрости, высокого профессионализма и, я бы сказал так, флотоводец, наверное, с большой буквы, человек, умеющий вести за собой людей, даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях.
Д. Володихин:
— Если все это резюмировать, получается, что это флотоводец, который не выигрывал больших сражений, но обеспечил российскому флоту возможность их выигрывать. Что ж, давайте начнем от истоков его биографии, детство и юность, и каким образом он оказался во флоте.
А. Музафаров:
— Вот здесь очень интересный момент, род фон Эссенов происходит из остзейских немцев, то есть немецких дворян, живших на территории Прибалтики, которая вошла в состав Российской империи после Северной войны императора Петра Великого в 1721 году. Остзейские немцы это потомки рыцарей-крестоносцев, создавали свое государство, потом служили шведской короне, после 1721 года стали честью и правдой служить короне русской. Из них выходили хорошие администраторы, такие пунктуальные, методичные, храбрые офицеры, и, в том числе, и моряки. Наш герой родился в 1860 году в городе Санкт-Петербурге, где его отец служил по юридическому ведомству. Впоследствии его отец, Отто фон Эссен, будет сенатором, одним из выдающихся деятелей русского правосудия.
Д. Володихин:
— То есть, иными словами, военная биография рода в семействе не прослеживается, Эссен пошёл мимо традиций своей семьи во флот?
А. Музафаров:
— Не совсем так. Военная биография в некоторой степени прослеживается, потому что дедушка нашего героя был участником Лифляндского ополчения в ходе войны 1812 года и воевал под знаменами императора Александра I. А вот морская биография — да, он первый из фон Эссенов, пошедший служить на флот.
Д. Володихин:
— Что же его туда притянуло?
А. Музафаров:
— Это вопрос очень интересный. Здесь, смотрите, какая ситуация: русский флот в 70-е годы XIX века переживает не лучшие времена. Не так давно закончилась Крымская война, в которой наш флот потерпел неудачи в борьбе за господство на море, в этот момент флот резко сокращается, происходит техническое перевооружение, уходят в прошлое великолепные парусные корабли, покрытые громадами парусов, флот становится паровым, маленьким, на их место приходят неказистые железные пароходы с какими-то бронированными башнями, и флот становится очень небольшим. И вот здесь есть очень интересный момент, что как раз в это время к морской службе обращается такая группа юношей, из которой потом вырастут прославленные капитаны и адмиралы русского флота, эпохи Русско-японской, и Первой мировой войн, которые идут во флот, может быть, именно бросая вызов обществу: флот считался немодным, какой у России флот? Россия — сухопутная держава. Вот это были люди, которые говорили «нет, Россия — морская держава, флоту российскому быть, заветы Петра Великого никогда не будут нарушены».
Д. Володихин:
— Ну и в Русско-турецкой войне очень маленький, очень слабый Черноморский флот, тем не менее, господствовал на Чёрном море, хотя сражался с численно более значительным, намного более значительным турецким флотом.
А. Музафаров:
— Да, но это происходит несколько позже. Николай Оттович фон Эссен поступает в морское училище в 1875 году, ещё за три года до того, как на Чёрном море прогремят имена его старших товарищей, лейтенантов Дубасова, капитана второго ранга Баранова, лейтенанта Рожественского, героев Русско-турецкой войны, которые действительно прославили Андреевский флаг, воюя не числом, а умением. Но, без сомнения, подвиги черноморских героев оказали немалое влияние на юношу, севшему за парту Морского корпуса. Надо отметить, что великий князь Константин Николаевич, тогдашний генерал-адмирал русского флота, уделил немалое внимание реформированию альма-матер его офицеров, Морскому корпусу, который ныне носит имя Петра Великого. Напомню, что у русского флота фактически это было единственное учебное заведение, которое готовило строевых офицеров. И программа корпуса была в значительной степени изменена, были введены новые предметы, была повышена дисциплина, кадеты и гардемарины были разделены на несколько классов, что способствовало дисциплине и лучшей обучаемости, и Морской корпус действительно преобразился. Что важно отметить: что Николай Оттович вышел из Корпуса и остался своими знаниями не очень доволен, потому что мы видим, что он продолжает учиться. Он оканчивает офицерский Минный класс, он оканчивает офицерский Артиллеристский класс, и он оканчивает Николаевскую морскую академию, то есть получает высшее морское образование. На самом деле это был далеко не типичный путь офицера для русского флота, потому что многие свежевыпустившиеся мичманы мечтали о боевых кораблях, о службе, о морях, о плаваниях, и потом уже какая-то там учёба.
Д. Володихин:
— Эссен не торопился.
А. Музафаров:
— Эссен не спешил, Эссен знал, что от него это не уйдёт, и поэтому он имел под собой очень прочный такой образовательный базис, и можно сказать, что был одним из наиболее образованных офицеров русского флота. Службу Николай Оттович начинает с низов, сначала с каких-то портовых судов, потом он служит на миноносцах, это тогда принципиально новый тип боевых кораблей...
Д. Володихин:
— Но признаемся честно, что это новый тип кораблей, но это, по большому счёту, душегубка: очень незначительный по водоизмещению, очень плохо стоящий на волне и ещё далеко не скоростной, как в будущем, кораблик. Для дальнего плавания миноносец явно не годился.
А. Музафаров:
— Не годился, зато, действительно, это самые быстрые корабли флота, более того, с ними связывалось большое будущее. В конце 1880-х годов Николай Оттович получает под командование свой первый корабль, это миноносец номер 120. Боевой корабль звучит круто, но длина этого миноносца порядка 30 метров, то есть это такая железная труба, у которой карапасная палуба в носу, палуба в виде черепахи, то есть волна прокатывается по нему, он идёт фактически, как сейчас полупогружённая подводная лодка по воде. Условия обитания на таких кораблях были самые суровые, офицеры часто даже не получали горячей пищи, не говоря уже об экипаже, питались консервами, сухарями, но, тем не менее, боевой дух миноносников был очень высок. Потом он получает более крупный корабль под командование, это портовый пароход, а потом канонерскую лодку «Грозящий». В 1902 году в жизни Николая Оттовича происходит такое очень знаковое для него событие: он получает назначение командиром строящегося в Германии крейсера II ранга «Новик». Это уникальный корабль, своего рода провозвестник новой волны в классе лёгких крейсеров, по русской тогдашней систематике он числится крейсером II ранга, и по архитектуре он представлял собой своего рода гипертрофированный миноносец, то есть миноносец, увеличенный до размеров крейсера: очень узкий корпус, зализаны обводы, три мощные трубы, равномерно распределённые по длине корпуса, единственная короткая мачта, невысокий надводный борт, мощные машины, позволявшие кораблю развивать скорость 26-27 узлов.
Д. Володихин:
— И относительно слабое артиллерийское вооружение.
А. Музафаров:
— Шесть 120-миллиметровых пушек. Ну, для его водоизмещения, в общем-то, не такое слабое, там, скорее, не хватало пары шестидюймовок в носу и на корме, но в целом, действительно, очень мощный скоростной корабль, у него будет два систершипа в русском флоте: крейсера «Жемчуг» и «Изумруд», и множество подражаний в зарубежных флотах. И вот Николай Оттович принимает активное участие в постройке этого корабля в фирме «Шихау» немецкой, в его испытаниях, подготовке его экипажа, и именно на этом корабле он отправляется на Дальний Восток, где уже вовсю разгораются такие грозные, грозовые предвестия, сгущаются тучи Русско-японской войны.
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, я думаю, будет правильно, если хорошая классическая музыка, тем более напрямую связанная с Русско-японской войной, несколько облагородит наши словеса. Итак, вальс «На сопках Маньчжурии».
В эфире звучит вальс
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. Мы обсуждаем судьбу и труды адмирала Эссена, замечательного русского флотоводца начала XX столетия. У нас в гостях Александр Азизович Музафаров, известный историк, исторический публицист, старший преподаватель Университета имени Разумовского. Итак, Эссен оказывается на Дальнем Востоке, и он оказывается в своей стихии, ему как будто Господь дал тактический дар морского офицера.
А. Музафаров:
— Совершенно верно. Напоминаю, что ровно 120 лет назад, 27 января по старому стилю, а по-новому 9 февраля 1904 года, начинается Русско-японская война. Начинается она с внезапного нападения японского флота на русские корабли в гаванях Порт-Артура и корейского порта Чемульпо́. Надо отметить, что хотя японцы напали внезапно, но тем не менее, именно в Порт-Артуре им добиться больших успехов не удалось. Атака первой волны из двадцати эсминцев и миноносцев сумела повредить стоящие на рейде три крупных корабля: эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Ретвиза́н» и крейсер I ранга «Полтава», а последующие атаки уже отбивались дружным огнем эскадры и береговых батарей. На следующее утро адмирал Того Хэйхати́ро, командующий Объединённым флотом Японии, уверенный в том, что русская эскадра понесла большие потери, естественно, каждый командир японских эсминцев рассказывал, что он лично потопил как минимум два русских корабля, появляется под бастионами Порт-Артура и проводит такую атаку на эскадру и крепость, и надо отметить, что русская эскадра, под командованием адмирала Оскара Старка, сумела дать японцам бой. Повреждённые корабли в этот момент втягиваются в гавань, уцелевшие корабли выходят на внешний рейд и завязывают артиллерийскую дуэль с японской эскадрой, у японцев есть заметное численное превосходство, потому что два сильнейших русских броненосца «Цесаревич» и «Ретвизан» в бою участия не принимают. Бой идёт напряжённый, и в разгар этого боя Николай Эссен по собственной инициативе на «Новике» в сопровождении трёх миноносцев выходит в торпедную атаку на японскую эскадру — атака не удалась, тогдашние торпеды не имели большой дальности хода, позволяющей выпустить их в боевых условиях. Надо отметить, что в ходе Русско-японской войны ни один корабль не был потоплен торпедой в дневном сражении, ночью удавалось подкрасться, а днём нет. Но, тем не менее, она произвела впечатление на японцев, вынудив адмирала Того отвернуть и отойти от Порт-Артура, дав русской эскадре возможность отступить. Впоследствии за этот бой Николай Оттович будет награждён Золотым Георгиевским оружием. Реакция российского правительства и российского командования на столь неудачное начало боевых действий была достаточно быстрой, и командующего 1-й эскадрой флота Тихого океана адмирала Старка сменяет назначенный с повышением командующим флотом в Тихом океане вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Макаров делает ставку на активные действия лёгкими силами эскадры, пока проходит ремонт повреждённых броненосцев «Цесаревича» и «Ретвизана», тем более что прибывшие с Макаровым опытные судостроители, судоремонтники сумели снять «Ретвизан» с мели, ввести его в гавань Порт-Артура и, скажем дальше, сумеют ввести корабль в строй. А пока почти каждую ночь «Новик» в сопровождении эсминцев эскадры Тихого океана уходит в рейды в Японское море на перехват японских кораблей, снабжающих японскую армию в Корее, вступает в стычки с отрядами японских крейсеров и миноносцев, то есть ведёт на редкость активную деятельность. Причём надо отметить, что капитан 2-го ранга Эссен сумел вдохновить своих матросов и офицеров, крейсер бил такие своего рода рекорды, снимаясь с якоря гораздо быстрее, чем были установлены нормативы, потому что команда горела желанием сражаться с врагом, и на матросов «Новика» на Порт-Артурской эскадре смотрели с большим уважением. Надо отдать должное, что адмирал Макаров заметил инициативу своего подчинённого и счёл нужным его повысить. Степан Осипович Макаров представляет Эссена к досрочному производству в чин капитана 1-го ранга за отличие и назначает его командиром эскадренного броненосца «Севастополь», то есть повышает в чине и приводит командовать кораблём 1-го ранга, и это вызвало даже определённый ропот среди офицеров эскадры, потому что Эссен был одним из самых молодых капитанов, и тут он получает такое резкое повышение, получает под командование линейный корабль.
Д. Володихин:
— При том, что эскадренный броненосец «Севастополь», он в числе сильнейших боевых единиц всего флота России на Тихом океане.
А. Музафаров:
— Да, это вот один из трёх систершипов: «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», к которому относится и флагманский Петропавловск. И у Макарова был даже определённый такой, ну не конфликт, а спор об этом назначении с главнокомандующим и наместником Его Величества на Дальнем Востоке адмиралом Алексеевым, но надо отдать должное, Степан Осипович умел отстаивать свои кандидатуры, а Евгений Иванович Алексеев умел прислушиваться к подчинённым и назначение Эссена утвердил. Итак, Николай Оттович становится командиром эскадренного броненосца «Севастополь», командуя которым принимает участие в обороне Порт-Артура. Надо отметить, что русская эскадра сражалась в Порт-Артуре, в общем, не в самых лучших условиях. Крепость Порт-Артур была занята Российской империей в 1898 году, и там началось интенсивное строительство военно-морской базы, которая к началу Русско-японской войны ещё не была закончена, скажем, док Порт-Артура мог принимать крейсера, но не броненосцы, их приходилось чинить разными другими методами. Вдобавок, неудачи армии на сухопутном фронте привели к тому, что коммуникации Порт-Артура оказывались под угрозой. Крепость была связана с Россией Южно-Маньчжурской железной дорогой, но дорога была перегружена, необходимо было завозить запасы для сухопутных войск, необходимо было завозить запасы для эскадры, а японский командующий, адмирал Того Хэйхатиро, я напомню, что это был один из самых выдающихся японских адмиралов в истории вообще японского флота, он вёл очень деятельную морскую осаду Порт-Артура. Надо отметить, что весной 1904 года русский флот несёт тяжёлую потерю: на японских минах подрывается и от взрыва боезапаса гибнет эскадренный броненосец «Петропавловск», флагман эскадры Тихого океана, и на нём погибают командующий флотом вице-адмирал Макаров и его начальник штаба, контр-адмирал Мо́лас, таким образом, русская эскадра теряет один из своих линейных кораблей и теряет командующего. Эскадра оказывается в ослабленном составе, «Цесаревич» и «Ретвизан» ещё не вошли в строй, и японцы...
Д. Володихин:
— Но японцы тоже потеряли два эскадренных броненосца на русских минах.
А. Музафаров:
— Да, ответный ход, это эскадренный минный транспорт «Амур» выставляет заграждение, на котором подрываются два японских броненосца: «Хацусэ» и «Яшима». Но вот, воспользовавшись вот этим ослаблением русской эскадры, японцы высаживают десант и отрезают Порт-Артур от маньчжурской армии. Интересно, что здесь, конечно, одна из главных бед Русско-японской войны для России заключалась в том, что армия и флот вели каждый свою войну. Флот требовал срочно разблокировать Порт-Артур, потому что нельзя вести борьбу за господство на море, опираясь на осаждённую крепость, но командующий маньчжурской армией генерал Куропаткин считал, что вот хорошо, что Порт-Артур, как крепость, оттягивает на себя японские силы и поэтому разблокировать Порт-Артур не спешил. В июле 1904 года русская эскадра во главе с контр-адмиралом Видгефтом выходит, повинуясь приказу государя, на прорыв во Владивосток, и 28 июля 1904 года происходит бой у Шантунга, когда русская эскадра сталкивается с главными силами японского флота, и завязывается первое генеральное сражение флотов Русско-японской войны. И надо отметить, что здесь контр-адмирал Витгефт, ещё один, не очень заслуженно забытый у нас флотоводец, сумел, в общем-то, грамотно организовать бой, построить свои корабли в устойчивый боевой порядок и весь день на равных вёл перестрелку с японским флотом. Более того, к вечеру японцы начинают отступать, и вот здесь, что называется, как-это сейчас принято говорить, «чёрный лебедь»: один из последних японских снарядов разрывается на мостике флагмана русской эскадры «Цесаревича», убивает адмирала Витгефта, выводит из строя флагманский корабль, эскадра теряет управление, и её корабли возвращаются в Порт-Артур.
Д. Володихин:
— Ну, почти все — кое-кто во Владивосток всё-таки прорвался.
А. Музафаров:
— Кое-кто прорвался в нейтральные порты, скажем так. До Владивостока не дошёл никто, хотя ближе всех дошёл «Новик» под командованием капитана 2-го ранга фон Шульца, он прорвался на Сахалин. Конечно, возвращение в Артур для русской эскадры было крайне неприятным фактором. Почему? Оба флота понесли в сражении в Жёлтом море серьёзные потери и повреждения в кораблях, но японцы-то могли их чинить, потому что у них были порты, а русские вынуждены были чиниться в условиях осаждённой крепости, где нет возможности качественно осуществлять судоремонт, подвезти запасные части. Например, на «Севастополе» вышел из строя от сотрясения один из станков орудий главного калибра и починить его в Порт-Артуре было просто физически невозможно, а новый станок взять было негде, то есть корабль остался без одной из четырёх 12-дюймовых. Более того, японцы приступают к тесной осаде Порт-Артура, и многие русские моряки принимают участие в ожесточённых боях на суше. Надо отметить, что осенью японцам после ожесточённых боёв удаётся взять штурмом гору Высокая, господствующую высоту над Порт-Артуром, после чего японская осадная артиллерия начинает расстреливать русские корабли непосредственно в гавани. И отметим, что единственный корабль, который сумел избежать этого обстрела, был как раз эскадренный броненосец «Севастополь». Накануне падения крепости Эссен, предупреждённый о том, что крепость исчерпала пределы обороны, с разрешения командующего русскими силами, морскими силами Порт- Артура адмирала Григоро́вича, готовит невероятную вещь: он готовит прорыв одиночного броненосца через Японское море навстречу 2-й эскадре Тихого океана. Броненосец переходит в бухту Белого волка и готовится к плаванию, на борт устанавливаются снятые для борьбы на сухопутном фронте орудия, принимаются какие-то припасы, которые удалось найти в осаждённой крепости, но расположение броненосца оказывается известно японцам, и японцы предпринимают беспрецедентные атаки на последний линейный корабль эскадры Тихого океана. Идёт ожесточённый бой на протяжении семи дней, японские эсминцы, миноносцы, минные катера просто вот валом идут в атаку, их отбивают русские береговые батареи, артиллерия самого «Севастополя», идёт контратака русских минных сил, но всё-таки одному из японцев удаётся прорваться и поразить броненосец торпедой — выходят из строя валы гребных винтов, и корабль теряет ход. От прорыва приходится отказаться. Но надо отметить, что Николай Оттович сумел сделать то, чего не сумели сделать остальные командиры эскадры Тихого океана: «Севастополь» на последнем издыхании, что называется, уходит дальше от берегов, и он затоплен на глубоком месте. Это единственный корабль 1-й эскадры Тихого океана, который японцы не смогли поднять, и который никогда не поднял над собой никакого флага, кроме Андреевского. Вместе с гарнизоном Порт-Артурской крепости Николай Оттович попадает в японский плен, откуда возвращается в Россию через США и получает под командование 20-й флотский экипаж на Балтике.
Д. Володихин:
— Объясним, что такое командование флотским экипажем, а не кораблём.
А. Музафаров:
— Надо отметить, что в русском флоте в начале XX века ещё сохранялась довольно архаичная структура, унаследованная от парусного флота, когда личный состав флота объединялся не в судовые команды, а в такие подразделения, которые назывались «флотский экипаж», где каждый экипаж состоял примерно из тысячи моряков, то есть был примерно равен сухопутному полку. Каждый флотский экипаж каждую кампанию, то есть весной, комплектовал команды одного или нескольких кораблей, как правило, на броненосец экипаж уходил целиком, а если это было несколько более мелких судов, допустим, крейсеры и три-четыре эсминца, то экипаж так распределялся. Командир флотского экипажа, как правило, считался старшим строевым командиром, и если экипаж комплектовал одну команду, скажем, броненосца, то он принимал командование этим кораблём, если нет, то это была такая строевая должность, которая готовила моряков к будущей службе.
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, напоминаю вам, что это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин, и мы ненадолго прерываем нашу с вами беседу для того, чтобы вскоре вновь встретиться в эфире.
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный историк, исторический публицист, старший преподаватель Университета имени Кирилла Григорьевича Разумовского, Александр Азизович Музафаров, мы беседуем с ним о судьбе и трудах блистательного морского военачальника Российской империи начала XX века адмирала Эссена. И вот мы застаем Эссена в довольно сложной ситуации, дело в том, что Эссен оказывается на Балтийском флоте в период черных дней этого флота, огромная часть кораблей, эскадренных броненосцев, кораблей крейсерского типа, миноносного типа, выгребли для того, чтобы отправить 2-ю Тихоокеанскую эскадру на помощь 1-й Тихоокеанской эскадре на Дальний Восток, и все, что выгребли, либо погибло, либо, за редким исключением, оказалось японским трофеем, и поэтому фактически Балтийский флот означал по тем временам небольшое количество старых консервных банок, то есть принципиально устаревших кораблей и ничтожное количество кораблей нового типа. Если бы какая-то великая держава напала в этот момент на Россию, то на Балтике защититься России было бы нечем. Хотел бы напомнить, что между Русско-японской войной и началом Первой мировой всего девять лет. Что в этой ситуации предпринимает Эссен, какую роль он начинает играть на флоте?
А. Музафаров:
— Нужно согласиться с Дмитрием Михайловичем, российский флот, Балтийский флот, или, как он тогда назывался: морские силы Балтийского моря, в конце 1905 года представляли из себя жалкое зрелище. В строю один эскадренный броненосец «Слава», не успевший на Дальний Восток, в достройке еще два: «Андрей Первозванный» и «Император Павел I». Вроде бы с Дальнего Востока постепенно возвращается «Цесаревич» и крейсер «Громобой», но в этот момент на море начинается очередной виток эволюции морских вооружений, появляются линейные корабли типа «дредноут» с новым типом вооружения, новыми боевыми качествами, по сравнению с которыми старые броненосцы выглядят устаревшими и относительно небоеспособными. Что было хорошего? Дело в том, что еще в начале Русско-японской войны, под впечатлением первых потерь русского флота от неприятельских действий, в России возникает сначала стихийное, а потом и оформленное государством такое движение «Лига возрождения флота», ее возглавил по поручению государя-императора великий князь Александр Михайлович, и вот это общество собрало огромное количество средств. Жертвовали многие, скажем, эмир Бухарский, вассал Российской империи, пожертвовал целый миллион рублей. Были пожертвования из Москвы, из Малороссии, были пожертвования даже от туркменцев Ставропольского края. Я почему привожу такие вот впечатления: дело в том, что на эти деньги руководство «Лиги» заказало на российских и иностранных верфях постройку эскадренных миноносцев нового типа, они так и войдут в историю, как класс «доброволец», и этим кораблям будут присвоены эти названия: «Эмир Бухарский», «Москвитянин», «Туркменец Ставропольский» ...
Д. Володихин:
— Даже «Трухменец Ставропольский».
А. Музафаров:
— Да, еще «Финн», «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Донский казак» и так далее. И вот эти относительно современные 25 эскадренных миноносцев составляют теперь главную ударную силу Балтийского моря, они объединяются сначала в такой минный отряд, а потом он приобретает название «Минная дивизия». Ну и, кстати, надо отметить, что на последние оставшиеся деньги комиссия заказывает экспериментальный турбинный миноносец «Новик», который станет таким прорывом кораблестроительным, одним из лучших кораблей этого класса в мире.
Д. Володихин:
— Да какое-то время — лучшим.
А. Музафаров:
— Да. Он войдёт в строй, если память не изменяет, в 1910 году.
Д. Володихин:
— Говорят, что во время ходовых испытаний волна, которую дал этот корабль, развив максимальную скорость в Финском заливе, пирсы сносила и потом приземляла на берегу, настолько она была сильна.
А. Музафаров:
— Да, корабль был очень мощный, развивал скорость до 39 узлов на форсаж турбины.
Д. Володихин:
— И что касается артиллерийского вооружения, то по тем временам даже не могли сначала решить, точно ли это эскадренный миноносец или это всё-таки лёгкий крейсер.
А. Музафаров:
— Да, минный крейсер он иногда назывался в документах или «Скаут», четыре 100-миллиметровых орудия, восемь торпедных труб, корабль очень мощный. Но это, кстати, показывает, насколько русское общество тогда было восприимчиво к нуждам флота, что смогло в короткий срок собрать крупную сумму денег для восстановления его корабельного состава. Но адмирал Эссен и его боевые товарищи, пережившие огонь Русско-японской войны, ясно понимали другое: флот — это не только корабли, флот — это в первую очередь люди. И когда Эссен возглавляет морские силы Балтийского моря, сначала в чине капитана 1-го ранга, потом в чине контр-адмирала, надо отметить, император Николай II выдвигает молодого адмирала на высшую командную должность, он начинает с того, что начинает радикально перестраивать порядок службы. Напомним, что было до этого, вот мы уже сказали, что существовала экипажная система, каждую осень корабли заканчивали кампанию, матросы брали свои вещи и радостно шли в береговую казарму до весны. Корабли стояли, вмёрзшие в лёд в порту, в ожидании, когда придёт весна. Были попытки применить так называемую схему вооружённого резерва, когда экипажи жили на кораблях, корабли находились в 8-часовой готовности к плаванию, но это были эксперименты. Эссен полностью упраздняет экипажную систему, теперь основной людской единицей флота становится команда корабля, в экипажах осуществляется только подготовка новобранцев для службы корабля. Теперь у матроса один начальник — его командир корабля. Далее: экипажи начинают круглосуточно, круглогодично жить на своих боевых кораблях. Если раньше, когда корабль стоял в гавани, экипаж списывался на берег, чуть ли не две трети могло сойти — а что им на корабле-то сидеть, то теперь действовал принцип адмирала Макарова: «в море — дома». И несмотря на то, что новые эсминцы были чуть побольше, чем прежние, условия на них были довольно суровыми, но тем не менее, матросы и офицеры с удовольствием, даже с некоторым энтузиазмом воспринимали эту новую политику, потому что, действительно, она делала из них настоящих моряков. Далее: Эссен начинает проводить постоянные боевые манёвры флота, используя старые корабли как учебные мишени, он постоянно тренирует свою минную дивизию в атаках на них. Он поощряет своих командиров за лихость. Как-то раз один из эсминцев, решив сделать смелый манёвр, выскочил на необозначенную на карте мель, повредил днище, но всё равно вышел в атаку и только после этого поднял сигнал «нуждаюсь в помощи». В мирное время повреждение корабля от навигационной аварии обычно значило для командира крупные неприятности, Эссен прямо перед лицом всей минной дивизии объявляет ему благодарность, говорит, что да, вот так надо действовать на войне, не бояться повредить свой корабль, если надо быть готовым к боевым действиям, это может принести ущерб врагу. Нельзя сказать, что Эссен был исключительно адмирал-миноносник, именно он вводит в строй первый крупный корабль Балтийского флота, построенный после Русско-японской войны — тяжёлой крейсер «Рюрик», названный в честь корабля, геройски погибшего в бою в Японском море, и став в 1910 году командующим силами Балтийского моря, он постоянно тренирует свою эскадру. Эскадра Балтийского моя в этот момент состоит из четырёх линейных кораблей: «Цесаревич», «Слава», «Андрей Первозванный», «Император Павел I», бригады крейсеров, это крейсера типа «Баян», «Баян», «Паллада», «Адмирал Макаров», старые крейсера: «Россия», «Громобой», «Рюрик», который становится флагманом флота...
Д. Володихин:
— «Аврора», насколько я помню.
А. Музафаров:
— «Аврора» и «Диана», которые остаются в таком резерве бригады крейсеров, и в это время они в основном занимаются скорее уже учебными плаваниями, хотя с началом Первой мировой войны войдут в боевой состав, потому что корабли уже довольно старые, но тем не менее, у Эссена не было такого понятия, как устаревший корабль.
Д. Володихин:
— Эссен требует введения в боевой состав подводных лодок и линкоров дредноутного типа.
А. Музафаров:
— Совершенно верно. Причём, здесь надо отметить, что Николай Оттович выступает не только как такой адмирал-службист, но и он очень хорошо понимал важность отношения флота и общества. Например, именно при Эссене флот начинает устраивать своего рода дни открытых дверей, когда, скажем, эсминцы минной дивизии входят в Неву, стоят на якорях в середине Петербурга, и в этот момент на корабле открывается свободный доступ любой публики, а матросы и офицеры рассказывают, что у них и как устроено, как они служат, какие у нас замечательные корабли, какие вот мы хорошие моряки, он говорит: «флот должен быть открыт обществу, общество дало нам эти корабли, и мы должны показывать обществу, на что мы способны». Эссен много выступает и в военно-морской публицистике, и в обычной. Именно Эссену, вместе с его бывшим боевым товарищем по Порт-Артуру, морским министром адмиралом Григоровичем, удаётся провести через Государственную думу программу строительства для Балтийского моря двух серий кораблей дредноутного класса. И напомню, что в конце 1914 года в строй входят первые русские дредноуты, линейные корабли типа «Севастополь», причём отметим: головной корабль назван в честь броненосца Эссена, которым он командовал. Собственно, корабли унаследовали название погибших Порт-Артурских броненосцев.
Д. Володихин:
— Знаете, дорогие радиослушатели, когда последние из этих кораблей покинули действительную флотскую службу? Пройдёт много лет после окончания Второй мировой войны, и в советское время линкор «Октябрьская революция» будет, наконец-то, отставлен от службы. Я уж не помню, что это, это даже не сталинское, по-моему, а хрущёвское время.
А. Музафаров:
— 1957 год.
Д. Володихин:
— Хрущёвские времена. Представьте себе, он прослужил совершенно невероятное для корабля количество лет — сорок три, по-моему, года, да?
А. Музафаров:
— Получается, да.
Д. Володихин:
— Так не бывает, но вот так получилось.
А. Музафаров:
— Да. И вот введение в строй этих кораблей — это, конечно, заслуга большая адмирала фон Эссена. Далее адмирал фон Эссен обращает внимание на большое количество старых кораблей, оставшихся на Балтике, бывшие броненосные фрегаты, которые по его инициативе, под его руководством переоборудуются в корабли для постановки минных заградителей. Эссен ожидает, что в случае начала мировой войны немецкий флот может попытаться прорваться к Петербургу, немецкий флот на тот момент — второй флот в мире, более пятнадцати линкоров дредноутного класса, линейные крейсера, может попытаться прорваться к Петербургу, и тогда Балтийский флот должен его сдержать. Как? Перекрыв Балтийское море минами и прикрыв мины артиллерийским огнём и торпедными атаками лёгких сил.
Д. Володихин:
— Ну, а что касается борьбы артиллерийских гигантов, то они поддерживают минно-артиллерийскую позицию своими залпами, но за её пределами.
А. Музафаров:
— Да, совершенно верно, не давая неприятелю расчищать мины и не давая неприятелю прикрыть свои тральщики огнём. Эссен разрабатывает планы ведения войны, причём надо отметить, что он привлекает к службе во флоте, в штабе флота и к разработке многих талантливых морских офицеров, в частности, ближайшим ему помощником по применению минного оружия становится капитан 1-го ранга Александр Васильевич Колчак.
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, ну что ж, мы вплотную подобрались к началу Первой мировой войны, которая проверит все нововведения Эссена и, как бы это странно ни звучало, одобрит их. Ну а сейчас мне хотелось бы, чтобы прозвучала морская музыка — «Марш гвардейского экипажа».
В эфире звучит марш
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, это Светлое радио, Радио ВЕРА, в эфире передача «Исторический час», с вами в студии я, Дмитрий Володихин. У нас в гостях замечательный историк, исторический публицист Александр Азизович Музафаров, старший преподаватель Университета имени Кирилла Григорьевича Разумовского, мы рассуждаем о судьбе и деяниях адмирала Эссена, замечательного военачальника Российской империи начала двадцатого столетия. Ну и мы подходим к той грозной поре, которая стала величайшей ревизией готовности Балтийского флота под командой Эссена к масштабной вооружённой борьбе.
А. Музафаров:
— Итак, Первая мировая война начинается для России летом 1914 года. Что из себя представляет Балтийский флот: две бригады линейных кораблей, входящие в строй дредноуты типа «Севастополь» и четыре старых броненосца, бригады крейсеров, бригады минных заградителей, минная дивизия, укомплектованная новейшими эсминцами типа «Новик» и эсминцами типа «Доброволец», рабочими лошадками русского флота, бригада подводных лодок, адмирал Эссен уделял большое внимание этому оружию, чтобы показать его личное расположение к ним, отметим, что начальник штаба бригады был его сын, капитан 2-го ранга Антоний Николаевич фон Эссен. Отметим, что Антоний Николаевич погибнет в 1917 году в боевом походе на подводной лодке АГ-14. То есть в этом отношении русский флот представлял собой грозную боевую силу. Что главное: флот к началу Первой мировой войны преодолел, что называется, синдром Цусимы. Адмиралы, капитаны, матросы, офицеры были полны энтузиазма и уверенности в своих силах. Постоянные манёвры, дальние плавания, походы кораблей флота на север, именно корабли Балтийского флота впервые будут осваивать такие бухты, как Полярная, где будет построен город Александровск-на-Мурмане, нынешний Полярный, главная база нынешнего Северного флота.
Д. Володихин:
— А Мурманск — Николаев-на-Мурмане, да?
А. Музафаров:
— Романов-на-Мурмане, 1916 год, это как торговый порт, а Александровск его прикрывал, как военная база. Итак, флот встретил войну в таком всеоружии. Получив известие от Министерства иностранных дел о том, что в России объявлена мобилизация, Эссен по собственной инициативе вводит в действие план мобилизации Балтийского флота, и минные заградители Балтийского флота начинают постановку минных заграждений будущей минно-артиллерийской позиции. Это были корабли специальной постройки, минные транспорты «Амур» и «Енисей» и перестроенные бывшие старые крейсера, которые по традиции русского флота носили название рек: «Ладога», «Онега» и так далее. В кратчайший срок, в пять дней, минные заграждения были выставлены, на пути немцев, которые могли бы попытаться прорваться к Балтике, к Петербургу, к Кронштадту, уже стояла минная стена. Но адмирал Эссен на этом не успокоился.
Д. Володихин:
— Он собирался атаковать, а не только обороняться.
А. Музафаров:
— Да, обеспечив безопасность столицы, он действует очень активно. И он совершает плавание, которое не очень хорошо сейчас известно, но оно сыграло немалую роль в условиях начавшейся Первой мировой войны. Дело в том, что это сейчас мы знаем, что такая держава как Швеция сохранила нейтралитет в годы Первой мировой войны, а в начале XX века это было далеко не ясно. Швеция активно торговала с Германией, поставляя ей железную руду, в Швеции было много прогерманских элементов, идеи пангерманизма были не чужды скандинавам. Шведский флот считался третьим по силе на Балтике после германского и русского, состоял из довольно современных эсминцев, броненосцев береговой обороны, нескольких крейсеров. И руководство Швеции летом 1914 года колебалось — а не примкнуть ли к Германии, которая, казалось бы, побеждает. Немцы не случайно так много говорили о великой нордической культуре, а кайзер Вильгельм II не случайно любил отдыхать в шведских и норвежских фьордах. Адмирал Эссен подозревал, что Швеция может оказаться противником России и решил это предотвратить, предприняв военную демонстрацию. В августе 1914 года главные силы Балтийского флота, а именно: четыре линейных корабля, шесть крейсеров в сопровождении отряда эскадренных миноносцев, выходят в Ботнический залив и грозно так проходят вдоль шведских территориальных вод, наглядно показывая мощь русского Балтийского флота.
Д. Володихин:
— Ну и шведы немного заколебались.
А. Музафаров:
— Да, русские корабли прошли мимо Аландов через пролив Бомарзунд, который шведами считался для крупных кораблей непроходимым — оказывается, проходим, оказывается, русские могут очень быстро появиться около Стокгольма, шведы заколебались, потом воинственное настроение пошло несколько на спад, и, как мы знаем, Швеция в Первую мировую войну так и не вступила. Военная демонстрация адмирала Эссена оказалась блестящей. Что интересно, она вызвала определённую панику в российском мире, потому что дипломаты считали, что, напротив, он так спровоцирует шведов на войну, на что Эссен ответил, что «лучше я их спровоцирую сейчас, когда я готов, чем когда они будут готовы сами». Но, как мы видим, здравый смысл взял в Стокгольме верх, и Швеция в войну не вступила. Далее Эссен начинает вести активные действия на немецких коммуникациях. Эссен не считал, так же как его ученик и соратник Колчак, они не считали, что мины — это оборонительное оружие. Русские крейсера совершают рейды на запад Балтийского моря и выставляют минные заграждения практически у немецких берегов. Можно вспомнить рейд, произведённый зимой 1914-1915 года Колчаком на крейсере 1-го ранга «Россия», который выставил минные заграждения совсем неподалёку от Гельголандской бухты.
Д. Володихин:
— Это бухта, где стоял немецкий флот, основные силы.
А. Музафаров:
— Да, совершенно верно, то есть это был такой очень смелый рейд русского корабля, который сумел выставить там минные заграждения, причинившие немцам и неудобства, и потери. Немцы несли потери на русских минах, немцы пытались прощупывать минно-артиллерийскую позицию, но всюду натыкались на уверенное сопротивление русских моряков.
Д. Володихин:
— Что же удалось потопить у немцев?
А. Музафаров:
— Надо напомнить, что наиболее крупной потерей немцев был броненосный крейсер «Фридрих Карл», подорвавшийся на русских минах. Происходили стычки эсминцев, и вот здесь выяснилось, что немецкие эсминцы по своему вооружению уступают русским кораблям. Интересно, что в ходе Русско-японской войны Эссен прекрасно знавший о ее итогах, русские эсминцы немного проигрывали в вооружении японским, при равном водоизмещении наши корабли несли, как правило, одну трёхдюймовку и несколько мелких скорострелок, а японцы стояли две трёхдюймовки, вот этот вывод был сделан, и к Первой мировой русские эсминцы пришли, оснащённые 100-миллиметровыми пушками против 88-миллиметровых немецких.
Д. Володихин:
— Причём их стояло большее количество порой, три, четыре, пять 100-миллиметровых.
А. Музафаров:
— На «Новиках» ставили до пяти, да, особенно на больших «Новиках» типа «Изяслав», вот поэтому в стычках лёгких сил русским удавалось добиваться успехов. Отряд русских кораблей сумел загнать на камни и принудить к сдаче немецкий крейсер «Магдебург», причём немцы настолько спешили эвакуироваться из севшего на камни корабля, что не удосужились полностью уничтожить секретные документы, они просто выкинули кодировочную книгу за борт, где русские водолазы её нашли, и это способствовало, кстати, успеху ещё одного проекта адмирала Эссена, он создал в составе русского флота службу радиоперехвата и радиотехнической разведки, которую возглавлял контр-адмирал Непе́нин, будущий командующий Балтийским флотом. Эта служба действовала крайне эффективно, и у русского командования, как правило, были сведения об активности немцев.
Д. Володихин:
— Насколько я помню, в 1915 году соратник Эссена адмирал Бахирёв нанёс тяжёлое поражение немцам в крейсерском бою, уничтожив их минный крейсер «Альбатрос».
А. Музафаров:
— Да, минный заградитель «Альбатрос» как раз был примером использования русских крейсерских сил, по данным радиоперехвата немецкую эскадру перехватило соединение русских крейсеров и сумело уничтожить «Альбатрос» и повредить остальные корабли. Таким образом, мы видим, что Балтийский флот не просто уверенно удерживал свою акваторию, но и боролся с немецким флотом, нанося ему порой инициативные и чувствительные уколы. Надо отметить, что русский флот с первых дней войны обеспечивал русские армии Северного фронта, действующие в Прибалтике, это содействие обеспечивалось двояким образом: с одной стороны, флот обеспечивал коммуникации на Балтике, что было крайне важным, потому что это были коммуникации между Финляндией, бывшей тогда частью Российской империи, и Прибалтийскими губерниями Российской империи: Ревельской, Рижской, Виндавской, и это позволяло эффективно снабжать русскую армию, разгружая железные дороги. Скажем, в годы Второй мировой войны одной из проблем наступающих советских прибалтийских фронтов и вот такой упор на сопротивление немецкой курляндской группировки будет то, что как раз не удастся наладить снабжение по морю и перерезать немецкие коммуникации, в Первую мировую игра была прямо противоположным образом — русский флот мог снабжать свои войска, и не позволять этого делать неприятелю.
Д. Володихин:
— И он же обеспечил артиллерийскую поддержку с моря.
А. Музафаров:
— Да, русские корабли, особенно отряд обороны Финского залива, куда входили старые броненосцы «Слава» и «Цесаревич», подходили непосредственно достаточно близко к немецким позициям и открывали ураганный огонь из тяжёлых морских орудий, используя для корректировки как береговые корректировочные посты, так и гидроаэропланы. Кстати, напоследок надо отметить, что адмирал Эссен сыграл немалую роль в развитии русской морской авиации, именно по его инициативе на вооружение русского флота был принят гидросамолет Сикорского С-10, и почему это важно: потому что первый самолёт отечественной конструкции принят на вооружение вооружённых сил России.
Д. Володихин:
— Печально одно: скончался он, можно сказать, раньше срока, достаточно рано.
А. Музафаров:
— Да. Адмирал Эссен скончался от воспаления лёгких в мае 1915 года.
Д. Володихин:
— Видимо, сказалось, что просто он работал не покладая рук, и был здорово изношен.
А. Музафаров:
— Да. Надо отметить, что адмирал Эссен крайне мало времени проводил в береговых штабах, постоянно на кораблях. Корабль под его флагом, это мог быть крейсер, это мог быть эсминец, это могло быть даже посыльное судно, видели всюду, и адмирал, не щадя себя, вёл свой флот в бой. Конечно, его потеря была крайне неприятной для русского флота. Но ещё один такой важный момент, что мы помним, что после гибели адмирала Макарова русский флот в Русско-японскую войну на какое-то время вообще утратил активность, потому что заменить Макарова как бы было некем, а вот Эссен сумел воспитать плеяду преемников, и флот продолжал воевать по-эссенски, даже когда самого адмирала уже не стало.
Д. Володихин:
— Дорогие радиослушатели, время нашей передачи подходит к концу, и мне осталось резюмировать: Эссен не выиграл ни одного большого сражения, но он сделал столько для Балтийского флота Российской империи, что флот достойно воевал, наносил противнику потери и не допускал его до Финского залива и Петрограда, в этом его огромная заслуга. Этот человек служил флоту и он достоин доброй славы из поколения в поколение. Ну а сейчас мне остается от вашего имени, дорогие радиослушатели, поблагодарить Александра Азизовича Музафарова и сказать вам: спасибо за внимание, до свидания.
А. Музафаров:
— До свидания.
Все выпуски программы Исторический час
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
- «Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Рим., 93 зач., VI, 18-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Раб Божий — это выражение, которое нередко звучит в религиозном контексте. У некоторых даже церковных людей оно вызывает непонимание и отторжение. Что подразумевает Священное Писание, когда использует его? Тот отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня в православных храмах, призывает нас поразмышлять над этим вопросом.
Глава 6.
18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
19 Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
22 Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Во времена апостола Павла рабство было нормой социальной жизни. В отличие от слуги, который был наёмным работником, получал деньги за свой труд, а также имел личное время и пространство, раб был просто вещью. Конечно, хозяева были разные. Кто-то в силу своей человечности видел в рабе человека. Бывали случаи, когда невольники даже становились членами семьи. Однако общее настроение было таково, что раб считался ничем не лучше и не хуже сторожевого пса, рабочей лошадки или повозки. А потому он не принадлежал себе ни одной минуты в течение суток. Он не имел никакого личного пространства. По сути, он был безволен.
Вот почему Павел использует образ раба. Он хочет донести до слушателей простую мысль. Та свобода, которой кичились многие знатные римляне, — это просто иллюзия. Возможность беспрепятственно перемещаться в пространстве и быть способным платить по счетам, это ещё не означает быть по-настоящему свободным. Ведь всякий из них мог быть порабощён идеями, эмоциями, людьми, вещами, состояниями, веществами. И мы знаем, что Рим времён Павла погряз в разврате. Зависимости независимых граждан приобретали форму одержимости. Люди совершенно теряли возможность выбирать. Именно одержимости диктовали им, что делать, что думать и что чувствовать. Конечный результат такого образа жизни всегда один — это смерть. И начинается она задолго до того, как тело предадут земле. Ощущение уныния, тоски и безысходности и есть плод рабства страстям. Это явный признак, что в какой-то сфере мы порабощены грехом.
Что же можно противопоставить этому тотальному рабству дьяволу? Лишь всецелое служение Богу. И для апостола Павла — это тоже в каком-то смысле рабство. Рабство потому, что Дух Святой начинает владеть человеком безраздельно. Как и у раба, у человека не остаётся ничего своего. Ничего скрытого и секретного. Дух проникает во все самые потаённые уголки его сердца и ума. Он освещает самые тёмные подвалы его души. Преображает всякое его чувство. Он использует человека по Своему Божественному усмотрению. Человек становится исполнителем Его воли, проводником Его силы. Замечательный образ в этом смысле Иоанн Креститель, предтеча Иисуса Христа. Писание называет его «глас вопиющего в пустыне». Вся его жизнь была подчинена служению Творцу. Словно от него остался лишь один голос, который возвещал людям волю Божию. Поэтому и на иконах он изображается как ангел Господень.
А если я не хочу быть рабом ни Богу, ни дьяволу? Если я хочу, чтобы меня оставили в покое и дали жить своей жизнью? Можете попробовать. Но Священное Писание настаивает на том, что сердце человека подобно сосуду. Оно не может быть пустым. Если ёмкость не наполнена жидкостью, она наполнена воздухом. Если мы не наполнены Богом, в нас постепенно заползает то, что противится Творцу. Оно заползает хитро. Под видом наших собственных желаний. И нам лишь кажется, что мы служим только самому себе и нам никто не хозяин. Но в итоге всегда оказывается, что мы работали греху. И отмотать назад возможности уже нет.
А потому чем быстрее мы примем сознательное решение всего себя посвятить поиску и исполнению воли Творца, чем усерднее мы будем исполнять Евангелие и служить ради Христа окружающим людям, тем раньше к нам придёт Дух Божий. И ровно в той степени, в какой Он будет владеть нами, исполнятся истинные желания нашего сердца. Мы отчётливо увидим своё подлинное призвание, то, зачем мы появились на этот свет. Мы войдём в полноту жизни и получим долгожданные удовлетворение и покой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем отремонтировать Ильинскую церковь (Рождества Христова) на костромской земле

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«4-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

о. Стахий Колотвин
В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Рим.6:18-23) и Евангельского (Мф.8:5-13) чтений в четвертое воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти рождества Иоанна Предтечи, святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица