4 декабря (по новому стилю) Церковь отмечает один из двенадцати важнейших своих праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы.
По Преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна долгое время не имели детей, а потому когда Анна узнала, что ждет ребенка, она решила посвятить его Богу. Введение во храм Пресвятой Богородицы — это воспоминание о том дне, когда в возрасте трех лет родители привели Деву Марию к иерусалимскому Храму, чтобы исполнить этот обет.
Следует отметить, что в то время Храм играл особую роль в жизни еврейского общества. Он был центром всей ветхозаветной религии. Со времен его постройки при царе Соломоне только здесь могли совершаться жертвоприношения Богу, и вся жизнь иудеев строилась вокруг него. Разрушение первого Храма вавилонянами и его последующее восстановление — ярчайшие эпизоды истории ветхозаветного Израиля. Позднее здесь проповедовал Сам Христос, Который предреr иерусалимскому Храму Спаситель скорое разрушение... Предсказание сбылось после Иудейской войны, в 70-ом году нашей эры. Храм был окончательно уничтожен римлянами, от него осталась лишь часть западной стены, именуемой ныне Стеной плача...
Предание гласит, что Дева Мария прожила в Храме до своего совершеннолетия, когда была обручена Иосифу.
Известно, что праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы существовал в церковной традиции уже в IV веке, однако тогда он почти не отмечался. Широкое распространение он получил лишь с IX века, и лишь с XIV века в православной традиции он вошел в число двунадесятых.
Церкви, освященные в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, коротко называются просто Введенскими. Отсюда же — многие популярные топонимы — Введенский переулок, Введенское кладбище и так далее.
На иконах праздника центром сюжета традиционно является Дева Мария, которая изображается значительно меньше других фигур, но при этом облаченная в мафорий — традиционную одежду взрослых женщин. Рядом с Марией изображаются Ее родители, а также встречающий Ее священник. По преданию им был праведный Захария, отец Иоанна Предтечи.
Узнать подробнее о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы можно из наших программ цикла «Время радости», представленных в этом материале.
Тропарь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
Кондак праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
В данной программе использованы материалы телеканала «ТВ Центр», сайта Московской Патриархии, интернет-издания «Православие и мир», интернет-издания «Нескучный сад», сайта «azbyka.ru», музыкального портала «muzbaron.com».
Григорий Суров
В конце XIX-го — начале ХХ века врачи-офтальмологи, специалисты по глазным болезням, были в России на вес золота. Один из представителей этой редкой в то время специализации — Григорий Иванович Суров, окулист из Симбирской губернии — посвятил жизнь тому, чтобы сделать офтальмологию доступной для всех.
Уже в старших классах гимназии Григорий решил стать врачом. В 1881-м он успешно сдал вступительные экзамены на медицинский факультет Казанского университета. Первым местом работы Сурова была уездная больница в городе Спасске Казанской губернии. Там Григорий Иванович впервые обратил внимание, как широко распространены среди крестьян глазные болезни. У каждого второго пациента наблюдалась трахома — инфекционное заболевание, которое передаётся через предметы гигиены — например, полотенца, а распространителями являются мухи. Свои наблюдения и неутешительные выводы Суров записывал в дневник: «Эти болезни у нас в России распространены вследствие бедности, невежества, и малодоступной медицинской помощи». Офтальмологи, как уже говорилось, были в те годы большой редкостью. Поэтому Григорий Иванович решил специализироваться именно в этой области. За несколько лет работы в Спасской больнице он получил богатый практический опыт. Затем некоторое время Суров служил военным врачом. И опять же, занимался на этой должности преимущественно офтальмологией. В 1902-м он поступил в Петербургскую Военную Медицинскую академию — «для усовершенствования в медицинских науках по глазным болезням». Там с успехом защитил докторскую диссертацию.
А в 1906-м году Григорий Иванович вновь приехал в город Симбирск. Его назначили заведующим военного лазарета. Офтальмологического отделения в нём не было. И Суров его открыл. Сразу же к «глазному доктору» потянулся народ. «Главный контингент из страдающих болезнями глаз — крестьянство и необеспеченный рабочий люд», — отмечал Суров. С таких пациентов денег за лечение доктор не брал. Наоборот, помогал из собственного кармана — на лекарства, на изготовление очков. Вскоре Григорию Ивановичу удалось убедить местные власти выделить средства на глазной стационар в 50 коек. В 1911-м году стараниями Сурова в Симбирске открылась школа-приют для слепых детей.
А через несколько лет Россия стала Советской. Григорий Иванович не уехал за рубеж. Остался служить своей стране. В те годы о деятельном докторе нередко упоминали в прессе. Вот, например, как в 1923-м описывала его работу симбирская газета «Красный путь»: «Летом в разных районах губернии можно было увидеть фургон, в котором ехал доктор Суров. Он ездил обследовать сельское население. Оказывая помощь, он переезжал из села в село». После таких поездок и работы в госпитале, Суров принимал пациентов ещё и на дому, по вечерам. Симбирский учитель Алексей Ястребов в своих воспоминаниях писал: «Проходя по Беляевскому переулку, я вижу дом. И знаю: вечером у этого дома будет толпиться народ, потому что здесь живет замечательный врач, друг народа Григорий Иванович Суров».
Простой народ искренне любил своего доктора. Когда в 1920-м году большевики осудили Сурова и приговорили к году тюрьмы за то, что он взял на работу в госпиталь бывшего белогвардейского офицера — нищего больного старика, горожане встали на его защиту. Испугавшись волнений, власти восстановили доктора в правах. Впоследствии Григорий Иванович получил высокое государственное признание: в 1943-м году ему было присвоено звание Заслуженного врача РСФСР, а в победном 1945-м — орден Трудового Красного Знамени. Но не ради наград трудился доктор Суров. Однажды в своём дневнике он написал: «Я смотрю в мир глазами тысяч людей, которым помог избавиться от страданий».
Все выпуски программы Жизнь как служение
21 ноября. О пшенице и плевелах
В 13-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы».
О пшенице и плевелах, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
21 ноября. Об отвергающих Слово Божие
Сегодня 21 ноября. В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня».
Об отвергающих Слово Божие, — игумен Лука Степанов.