Апостол Павел вошел в историю как один из самых активных проповедников христианства. В течение своей жизни он совершил четыре миссионерских путешествия, благодаря которым христианские Церкви были основаны во многих крупных городах Римской империи: Фессалониках, Коринфе, Эфесе и иных. В ходе странствий у апостола Павла появились ученики, которые стали помогать ему проповедовать учение Спасителя. Вначале они следовали за Павлом, перемещаясь вслед за ним из в города в город. Впоследствии апостол разрешил им самостоятельно вести миссию, направив в те места, где еще не слышали о Христе. Подобным учеником был, например, святой Епафрас, который стал основателем Церкви в городе Колоссы. Колоссы располагались почти в центре Малой Азии, территории современной Турции. В древности Колоссы имели очень важное географическое значение, так как располагались на оживленном торговом пути – из Эфеса в Междуречье. Многие купцы привозили при помощи кораблей свои товары в Эфес, располагавшийся на берегу Средиземного моря, а затем отправляли их караванами через Колоссы к Евфрату. Со временем данный торговый маршрут пришел в запустение, вместе с ним отправились в небытие и Колоссы. Но в первом веке по Рождестве Христовом в Колоссах кипела жизнь, и направление сюда христианского проповедника было более чем обоснованно. В начале 60-х годов первого века христианам Колосс направил свое послание апостол Павел. Отрывок из послания читается сегодня на утреннем богослужении.
Братья, 2.8 смотрите, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 2.9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, 2.10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. 2.11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; 2.12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
Колоссы – единственный город, христианам которого апостол Павел направил послание, при этом в данном городе никогда не побывав. Составление текста послания произошло по просьбе упомянутого уже Епафраса, который проповедовал в Колоссах, а в начале 60-х годов оказался в той же римской тюрьме, где был заточен апостол Павел. Епафрас, переживая за судьбу своей общины, попросил Павла, авторитет которого был в Церкви огромен, направить колоссянам послание. Переживания Епафраса были обоснованными. Во время его отсутствия в Колоссах появилась секта, члены которой смешали христианское, иудейское и языческое вероучение. В частности, они учили, что Христос является одним из многих богов античного пантеона. К печали Епафраса многие колоссяне поверили лжепроповедникам. Апостол Павел пытается в своем послании вразумить христиан Колосс и говорит им, что Христос – истинный Бог, принявший человеческое естество и что вера в языческих богов это самообман. Сын Божий принес жертву на кресте за грехи людей, чего члены античного пантеона божеств не сделали и сделать не могли. В Спасителе, по мысли апостола Павла, истинно верующий христианин может обрести вечную счастливую жизнь – как Христос, умерев, воскреснул из мертвых, так и благочестиво живущий христианин в день Второго пришествия Спасителя воскреснет для радостного существования в Царстве Божием. В прозвучавшем отрывке апостол Павел упоминает о еврейском обычае обрезания. В древнем Израиле через обрезание происходило посвящение мужчин Богу. В целом же, обрезание служило знаком верности евреев Господу и прообразом жертвы Спасителя. Христос также, будучи, младенцем, был обрезан. В Христианской Церкви обрезание было отменено, так как исполнилось событие, которое оно предвозвещало. Теперь через веру и крещение каждый православный христианин может быть посвящен Богу и стать частью его спасительного Царства.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.