
В 2015-м году исполнилось сто лет со дня блаженной кончины настоятельницы Иоанно-Предтеченского Леушинского женского монастыря, игуменьи Таисии (в миру Марии Васильевны Солоповой).
«Неоценённой Матушкой Игуменьей Таисией» называл её святой праведный Иоанн Кронштадтский, который в начале их многолетнего общения называл себя духовным отцом игуменьи, а в конце — её духовным сыном.
Бесценная в вечности и совершенно забытая вне церковной ограды, — писал о ней наш современник, священник Геннадий Беловолов, автор послесловия к очередному в новом веке изданию духовных стихотворений матушки Таисии.
...Рядом с глубокими богословскими трудами великой праведницы, её многочисленными работами о святом праведном Иоанне Кронштадтском (в том числе книги бесед с ним), её животворными «Келейными записками», наконец, биографическим трудом о другой её наставнице — юродивой старице Евдокии Родионовой, — матушка Таисия оставила и своеобычное поэтическое наследие, в котором нашло своё место такое явление, которое я дерзнул бы назвать духовной лирикой.
На берегу реки широкой,
Среди безмолвной тишины,
Сижу я в келье одинокой
В полночи тихие часы.
Ещё не брезжится рассветом
Передо мною небосклон, —
Ночным, таинственным приветом
Дарит природа; всюду сон,
И тишину ту нарушает
Лишь тихий плеск ленивых волн,
Когда веслом их рассекает
Рыбак, влача свой утлый чёлн.
Мой взор куда-то в даль стремится,
Она покрыта мглой ночной;
И сердце просится молиться,
Легко ему в тиши святой!
О, как далёка вся тревога,
Мне словно чуждым стал весь мiр
Я созерцаю в небе Бога,
Я ощущаю в сердце мир!
Игуменья Таисия Леушинская, «В полночный час (на берегу реки, в келье на балконе)»
«Главное в стихах игумении Таисии открывается, когда помнишь, что они написаны рукою, более навыкшей держать чётки, нежели перо, и видишь за строками и рифмами теплящийся огонек лампадки в уединённой иноческой келье», — писал в статье «Поэзия как духовное делание» уже упомянутый священник Геннадий Беловолов.
«Стихи никогда не были главным делом написавшей их, они лишь запечатлели главное в духовной жизни инокини, — а не поэтессы. <...> Стихи матушки Таисии — уникальный духовный дневник инокини, запечатлевший ее опыт богообщения. Название сборника "Духовные стихотворения" обозначает не столько тематику, сколько внутреннее качество стихов. Это стихи-молитва, стихи-исповедь, стихи-проповедь. Это сокровенная "жизнь во Христе" благодатной старицы Божией, запечатленная в стихах, выраженная на доступном нам языке поэзии...»
Счастлив, кто посмеялся мiру,
Его ласкательств не любил,
Кто не служил его кумиру
И жертв ему не приносил!
Счастлив, кто дел чужих не ведал,
Одни свои лишь проверял,
Душою твердо в Бога верил
И от Него награды ждал!
Счастлив, кто шёл путём тернистым
И молча слёзы скорби лил;
Кто духом кротким, сердцем чистым
Терпел — и за врагов молил!
Игуменья Таисия Леушинская, «Счастлив»
В советское время и Леушино и монастырь попали в зону затопления Рыбинского водохранилища. Гробница великой молитвенницы игумении Таисии, находившаяся внутри воздвигнутого ею собора Похвалы Божией Матери, — ныне — под водами рукотворного рыбинского моря, над ней проходят речные суда. А мы, мы смиренно верим в чудотворную силу её молитв, и в её грядущее прославление.
Все выпуски программы Рифмы жизни
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов