
Фото: PxHere
Сивка бурка, вещая каурка — говорится в детской сказке. А что же такое каурка? Это сокращение от названия лошадиной масти: «каурый», то есть рыжий. Произошло это прилагательное от тюркского «ковур», что значит коричневый. Многие наименования лошадиной масти возникли в русском языке благодаря соседству с тюркскими кочевыми племенами, для которых конь — важнейший атрибут жизни. Например, караковый — то есть вороной, чёрный цвет, саврасый — блёкло-рыжий. Посмотрите на картину Виктора Васнецова «Три богатыря» и попробуйте назвать масть богатырских коней. Кстати, слово богатырь — тоже тюркского происхождения.
Проникновение восточной лексики в русский язык происходило на протяжении веков. Ведь Русь всегда соседствовала с тюркскими народами — волжскими булгарами, печенегами, половцами, монголами. В известном древнерусском произведении XII века «Слово о полку Игореве» мы видим слова тюркского происхождения: названия рек Каяла, Сула. Такие существительные, как яругы (овраги), боярин, жемчуг, терем, кощей.
В XIII–XV веках, во времена правления Золотой Орды, русский язык испытывал активное влияние восточной лексики. Тогда в употребление вошли такие слова, как «деньги» (от тюркского «теньге), «базар», «кафтан», «шатёр», «алмаз», «караул», «ямщик», и даже такие существительные, как «арбуз», «калач», «пирог», «чай» и другие.
В период освоения Сибири в XVI–XVII веках русская лексика вобрала также множество слов и понятий народов Зауралья. Например, названия животных: бурундук, кабан. Наименования рек и городов: Иртыш, Енисей. Томск, Тюмень, Тобольск.
Восточные, тюркские корни имеют и известнейшие русские фамилии: Тургенев, Ушаков, Кутузов, Ахматова, Салтыков.
Есть у нас также слова персидского происхождения, например, названия драгоценных камней — бирюза и топаз. Попадали они в русскую речь благодаря купцам и путешественникам.
Обогатил нас лексикой и арабский язык, например, давно прижились в речи абрикос, кефир, алгебра, азимут.
А вместе с христианством, при посредстве греческого языка, пришли в русский язык и древнееврейские слова: «аминь, аллилуйя, суббота, Пасха, Мессия». Из Библии взяли мы и такие вполне обиходные слова, как «манка» или «бегемот».
Кстати, а откуда взялось выражение «павлин-мавлин»?
Тоже наследие тюркских языков. Для них свойственно такое удвоение, оно придаёт слову собирательный смысл: скажем, в казахском «жылкы» — одна лошадь, а «жылкы-мылкы» — это «лошади и другой скот». Подобный способ словообразования подарил нам шутливые словечки вроде «павлин-мавлин» или «культур-мультур».
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (10.12.2025)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Тим., 287 зач., V, 22 - VI, 11

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается благочестивая жизнь верующего человека. С каких молитв, с исполнения каких конкретных церковных правил? Ответ на этот важный вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в православных храмах
Глава 5.
22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.
23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
24 Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
25 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
Глава 6.
1 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение.
2 Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай.
3 Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии,
4 тот горд, ничего не знает, но заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения.
5 Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких.
6 Великое приобретение — быть благочестивым и довольным.
7 Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.
8 Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
9 А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;
10 ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
Что такое благочестие? В нашем представлении, благочестие — это тщательное следование предписаниям христианской традиции. Благочестивый человек — это тот, кто соблюдает разного рода дисциплинарные правила церковного устава. Кто аккуратно исполняет свои обязанности. Кто трепетно относится к святыне. Кто понуждает себя к безупречному нравственному поведению. Зачем? Чтобы Господь дал ему свою благодать. Сегодня апостол Павел добавляет важную деталь, которая существенным образом корректирует это представление. Вносит в него значимое пояснение. По его словам, «великое приобретение — быть благочестивым и довольным». Не просто благочестивым призывает он быть своего ученика и соратника Тимофея, но при этом ещё и довольным.
Термин, который Павел при этом использует, очень примечательный. В греческом оригинале слово «довольный» звучит как автаркиа. В переводе это означает не только довольство, но и самодостаточность. Именно в этом значении это понятие использовалось в практической философии стоиков. Для них автаркия — это одно из ключевых свойств мудрого человека. Тот, кто достиг автаркии, пребывает в состоянии внутреннего безмятежия, в каких бы обстоятельствах он при этом не находился. Это такое состояние духа, которое делает человека независимым от внешнего мира. В самом себе такой человек имеет всё, что ему нужно. Он счастлив.
Почему же это существенное пояснение? Потому что открывает нам нечто важное о той общности, которую основал Христос. Церковь — это не собрание хороших мальчиков и девочек. Это не клуб отличников-пионеров. Скорее, в такой клуб входили книжники, фарисеи и саддукеи, то есть те, кто распял Христа. Церковь — это община людей, которых Господь собрал откуда только смог. Со всех перекрёстков этого мира. Кого-то из дворца, из-за профессорской кафедры, а кого-то прямиком из подворотен, притонов и тюрем. И всем им дал дар довольства. На языке Евангелия — дар блаженства. Дар Царства Небесного. Опыт такой внутренней жизни, когда у тебя есть всё. И ты ни в чём не нуждаешься. И та дисциплина, которую мы называем церковное благочестие, — это всего лишь способ удержать этот дар в своей душе. Но никогда этот великий подарок Бога не рассматривался традицией Церкви как прямое следствие хорошего поведения человека. В противном случае первыми в Царство Божие вошли бы те, кто распял Христа. А в него первым вошёл разбойник.
Как же получить этот дар? Из слов апостола Павла следует, что душа должна прийти в состояние, когда для неё становится отчётливой одна простая мысль: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него». Это опыт нищеты духовной. Опыт беспомощности беззащитного ребёнка. У каждого такие состояния были. Но обыкновенно мы бежим от них. Ведь они нам кажутся очень тяжёлыми. Однако именно этот опыт необходим для того, чтобы Бог дал нам безмятежие, и наше благочестие было бы не фарисейским, но стало бы настоящим, Христовым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 74. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда в трудных ситуациях люди говорят, что не ощущают близости Божией и им кажется, что Господь от них далеко. Но происходит ли это на самом деле? Ответить на этот вопрос помогает 74-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 74
1 Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твоё; возвещают чудеса Твои.
3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы её».
5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,
6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,
7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из неё. Даже дрожжи её будут выжимать и пить все нечестивые земли.
10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
Не раз мне как священнику приходилось слышать от людей, приходящих в храм, что они верили в Бога, а Он не обеспечил им отсутствие проблем. Они могли заболеть, у них могли начаться трудности на работе или с детьми... Прямо как у неверующих, — говорили они. В чём тогда смысл всей этой вашей веры. Когда я слышу нечто подобное, мне вспоминаются новомученики и исповедники Русской Церкви, которые были готовы переживать серьёзные испытания и даже пойти на смерть ради того, чтобы сохранить верность Христу. Недавно я услышал историю священноисповедника Петра Чельцова, который в течение жизни переживал аресты и ссылки, во время которых его жена, как супруга врага народа, вынуждена была практически скитаться. На обратной стороне одной из сохранившихся фотографий его с матушкой, есть надпись: «Сегодня мне исполнилось 75. Мы были молоды и состарились. И о прожитых годах я могу сказать только одно: мы никогда не были оставлены Богом». Сравниваешь претензии наших современников, приходящих в храм, с этим свидетельством и поражаешься той разнице в мировоззрении, которая может быть у людей, одинаково называющих себя христианами.
74-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с очень короткой, обращённой к Богу просьбы: «Не погуби». Псалмопевец, как кажется, переживает не о простых трудностях, не о каких-то вполне сносных испытаниях... Речь у него идёт буквально о погибели, о том, с чем невозможно справиться, точнее о том, с чем может справиться только Бог. Он единственный. Причём эта единственность Бога, как Спасителя, выражается в том, что Асаф, автор псалма, славит Его, потому что для древнего иудея, сказать о Боге, что Он славен — это всё равно, что сказать: Он для меня бесконечно значим, важен, авторитетен, весом, на Него ориентируюсь, от Него жду помощи. Подобное отношение не проходит для древнего певца даром. Оно позволяет Богу прийти к такому человеку, войти в Его сердце. Если ты готов славить Господа только во дни благополучия, во дни испытаний твоё сердце окажется к Нему глухо, и Он не сможет войти в него, чтобы поддержать тебя. Для Асафа же всё ощущается иначе, почему он и говорит Богу: «Славим Тебя, Боже, ибо близко имя Твоё». В этих коротких словах прекрасно раскрывается восприятие иудеями Бога, имя которого часто переводят как «Сущий», но исходя из текста псалма, мы видим, что Бог переживался не просто как некое абсолютное бытие, но как событийствующий, присутствующий и действующий.
Сказать Богу: «Имя Твоё близко» — это как раз выразить главное в мироощущении человека, находящегося в завете. Ведь тогда, когда верующему совсем трудно, когда ему кажется, что Бог его оставил, он верит, что происходит это не из-за Божьего пренебрежения, но из-за его собственного поведения. И тогда он не возмущается, но кается и смиряется перед Творцом, не ропщет, но старается доверять Ему.
Псалом 74. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 74. (Церковно-славянский перевод)











