Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуй, Машенька! На прогулку?
— Здравствуйте, Андрей Борисович! Да, погода отличная, надоело дома сидеть! Ой, а что это вы несёте такое большое? Наверное, опять новую картину приобрели?
— Да, Машенька, картину. Точнее, репродукцию. Но очень хорошую и, главное, редкую. Это настоящая находка!
— Что же это за картина такая? Что на ней изображено?
— Ты знаешь, Машенька, а на картине... тоже находка! Удивительная, чудесная, необыкновенная. Если тебе интересно, давай присядем на скамейку, и всё как следует рассмотрим.
— Конечно интересно! Картина-находка, на которой изображена находка... Разворачивайте её скорее!
— Вот, Машенька. Это работа немецкого мастера Николауса Фридриха Торета. Середина 19-го века. Называется она «Нахождение Моисея». Кстати, оригинал находится в России, в экспозиции Иркутского художественного музея.
— Моисей? Тот самый, из Библии?
— Да-да, библейский пророк Моисей, которому Бог даровал скрижали с десятью заповедями.
— Так он и есть — находка? А почему?
— Представь себе: Египет, примерно 14-й век до Рождества Христова. Еврейский народ тогда находился в рабстве у фараона. Однажды, опасаясь, что евреи приумножатся и поднимут восстание, фараон приказал истребить всех еврейских новорождённых. И вот, одна из женщин по имени Йохаведа, чтобы спасти своего малыша от гибели, положила его в тростниковую корзину и пустила по реке Нил.
— Это был Моисей, да?
— Да, это был Моисей. Воды Нила принесли корзину прямо ко дворцу фараона. Младенца увидела царская дочь. Она приказала слугам достать ребёнка из воды. Посмотри, Машенька, именно этот момент Николаус Фридрих Торет изобразил на своём полотне «Нахождение Моисея».
— Точно! Вот человек, опустившись на колено, подаёт корзину женщине в красной накидке — наверное, это и есть дочь фараона. Красивая! Она протягивает руки к младенцу. А рядом замерли в умилении служанки. Кажется, все они очень рады неожиданной находке!
— Древние египтяне верили: всё, что приносит Нил — это дар свыше. Впрочем, так ведь оно и было. По воле Господа Моисея нашла именно дочь фараона. Она спасла младенца и взяла его на воспитание. Во дворце египетского царя вырос богоизбранный защитник и вождь еврейского народа, который в конце концов вывел его из плена в Землю обетованную.
— Мне почему-то кажется, что пейзаж на картине не очень похож на египетский...
— А это объясняется очень просто. Вряд ли художник когда-нибудь сам бывал в Египте — в середине 19-го столетия такое путешествие было трудным и опасным. Поэтому библейский сюжет он, скорее всего, трактовал в знакомых ему реалиях. Действие картины разворачивается на фоне вполне европейского пейзажа. Хотя, надо отдать живописцу должное — кое-какие экзотические детали он всё-таки добавил. На первом плане картины можно рассмотреть тропические папоротники и цветы.
— А на заднем плане — мост! Такой крепкий, основательный.
— И, кстати тоже — типичный для Европы 19-го века. Николаус Фридрих Торет был не только живописцем, но и архитектором. Он участвовал в самых крупных архитектурных проектах своего времени — реставрации Веймарского замка и Штейнхардского театра. Поэтому строения на его полотнах и выглядят так внушительно и реалистично.
— А ведь получается, художник, сам того не ведая, подчеркнул, что история Моисея остаётся важной во все времена. Ведь 10 заповедей мы соблюдаем независимо от того, в каком месте и в какую эпоху живём.
— Очень интересная и глубокая мысль, Машенька!
— Андрей Борисович, а вот вы сказали, что оригинал картины — в Иркутске. Как он туда попал?
— Полотно преподнёс в дар Иркутскому художественному музею известный московский коллекционер Феликс Евгеньевич Вишневский.
— А теперь его репродукция есть и у вас в коллекции!
— Да, Машенька, вот и у меня случилось «Нахождение Моисея»!
— С находкой вас, Андрей Борисович! И спасибо за то, что так интересно о ней рассказали!
Картину Николауса Фридриха Торета «Нахождение Моисея» можно увидеть в Иркутском областном художественном музее имени Владимира Сукачёва.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 80. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На Гефском орудии. Псалом Асафа.
2 Радостно пойте Богу, твердыне нашей; восклицайте Богу Иакова;
3 возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью;
4 трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего;
5 ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева.
6 Он установил это во свидетельство для Иосифа, когда он вышел из земли Египетской, где услышал звуки языка, которого не знал:
7 "Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их".
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
3 сентября. О целостности внутреннего мира человека

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот».
О целостности внутреннего мира человека — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова — приговор всякой розни, всякой внутренней распре. Дьявол есть отец разделения, лжи и хаоса.
Но посмотрите на Христа. В Нём полная целостность. Он творит не волю врага, но волю пославшего Его Отца. Его дело не разделять, но собирать, не разрушать, но исцелять. Каждое чудо, каждое слово Его — это явление единой воли Пресвятой Троицы, совершенной любви и единства.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос пришёл как сильный, чтобы связать сильного дьявола и расхитить его сосуды. Он побеждает разделение мира своим абсолютным единством с Отцом.
Этот же призыв к целостности обращён и к нам. Наш внутренний дом, наша душа не может устоять, если в нём разделение между верой и жизнью, между молитвою и делом.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 сентября. О духовной борьбе

В 10-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем».
О духовной борьбе — протоиерей Максим Горожанкин.
Духовная жизнь православного христианина неразрывно связана с борьбой со страстями. На первый взгляд может показаться, что человека верующего, да и неверующего, может заботить только лишь борьба со страстями плотскими.
Но человек состоит из тела и души, и, совершая брань с грубыми страстями плотскими, мы не должны забывать о страстях духовных, таких как гордость, зависть, осуждение в помыслах.
И сочетая в себе борьбу как с плотскими, так и с духовными страстями, мы должны восходить от силы в силу, имея перед собой образ Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема