«Где сердце ваше, там и сокровище ваше» — такие слова находим мы в Священном Писании. Данное утверждение представляется совершенно правильным. В конечном счёте, мы являемся тем, к чему сводятся принципы нашей жизни. Об этом, в частности, рассуждает царь и пророк Давид в псалме 42-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 42.
1 Суди меня, Боже, и вступись в тяжбу мою с народом недобрым. От человека лукавого и несправедливого избавь меня,
2 ибо Ты Бог крепости моей. Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
3 Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои.
4 И подойду я к жертвеннику Божию, к Богу радости и веселия моего, и на гуслях буду славить Тебя, Боже, Боже мой!
5 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога; ибо я буду ещё славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
Псалом 42-й был написан царём Давидом во время бунта его сына Авессалома. Давид, желавший избежать гражданской войны, вынужденно отправился в изгнание. Он покинул Иерусалим и, соответственно, не мог посещать богослужения в скинии. Что доставляло ему огромное нравственное и духовное страдание. Таким образом, для Давида важнейшим аспектом его жизни была храмовая молитва, которую во времена Ветхого Завета можно было в полноценном формате осуществить только в скинии. Что же такое — скиния?
Выведя евреев из Египта, Бог решил не оставлять спасённый Им народ. Через пророка Моисея Господь повелел создать место, где Он мог бы пребывать видимым образом. Или как сказал Сам Бог: «И построят Мне святилище, и буду Я пребывать среди них». Творец хотел сделать так, чтобы ни у одного из иудеев не было сомнений — Бог, победивший Египет, никуда не исчез. Он продолжает жить со Своим народом. Так появилась скиния собрания.
Слово «скиния» имеет несколько значений. Первое, самое простое, это шатёр. Скиния по внешнему виду представляла собой большой разборный шатёр, обращённый на запад и имеющий огороженную территорию. Размеры скинии указаны в Библии — 31 на 10 локтей, то есть примерно 15 на 5 метров. Оригинальный текст Библии сообщает нам, что древние евреи называли скинию «мишкан». Что в переводе на русский означает — «место пребывания». Библейская книга Исход говорит, что в скинии пребывала слава Божия. Её воочию видели Моисей и его брат Аарон, когда заходили в главную часть скинии — святая святых. Остальные евреи видели присутствие Бога иначе — в виде облака, которое ежедневно обволакивало скинию и её двор. В ночное время внутри облака горел огонь, который, впрочем, не вредил постройке.
Появление скинии было связано с желанием евреев видеть Бога. Именно для этого они, например, изготовили золотого тельца. Это был не идол, а самочинное и крайне неудачное изображение Господа. Скиния давала иудеям ощущать присутствие Бога, но не открывала тайну Его облика. Процесс изготовления скинии занял у иудеев около года. На её постройку ушли фактически все драгоценности и ценные материалы, вывезенные из Египта. Многие элементы конструкции скинии были украшены золотом, серебром и медью. Изумруды, рубины и прочие ценные камни пошли на украшение облачений её служителей. Всё это было необходимо не потому, что Бог нуждался в этой роскоши, а чтобы скинией дорожили сами древние иудеи, которые в ту эпоху сильно увлекались материальной стороной жизни.
Теперь вы понимаете, почему Давиду так хотелось посещать скинию, молиться там. Этот переносной храм-шатёр был не просто святилищем, а осязаемым доказательством существования Бога, Его участия в жизни древнего Израиля. И возникает вопрос — а мы сами дорожим ли нашими храмами, скучаем ли о богослужении? Или же молитва имеет для нас сугубо меркантильное значение? Стало плохо — помолюсь, полегчало — буду дальше жить без Бога. Царь и пророк Давид Бога и храм Его любил искренне, всем сердцем. Вот и мы постараемся в данном отношении подражать ветхозаветному праведнику.
Псалом 42. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 42. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
12 ноября. Об укорении Господом книжников и фарисеев
В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того».
Об укорении Господом книжников и фарисеев — игумен Лука (Степанов).
Перечисляя тех, к кому обращается Господь, нельзя не заметить удивительные кажущиеся недоразумения. Книжники и фарисеи — это похвальные определения. И те, и другие особенно образованны, просвещены законом, являются примерами для народа в благочестии, следовании отеческому закону.
Но следующее определение — лицемеры — полностью перечёркивает достоинства этих народных избранников. Оказывается, что именно им свойственно за исправной внешностью хранить неустройство души или крайнее её разорение из-за тех страстей, главной из которых — гордыня, которым они были преданы.
Ради того и звучала проповедь Иоанна Крестителя, также призывающая покаяться для того, чтобы, обличив собственные страсти, люди Израиля узнали бы пришедшего Спасителя мира.
Но таково свойство греховного помрачения: оно туманит очи сердца и на белое понуждает говорить чёрное, а на чёрное — белое. Так что не проклятие звучит из уст Спасителя в отношении их, а сокрушение Господне о тех, кто не может своё сердце привести к сокрушению и исповедовать Его Спасителем мира.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О преданности Богу

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «Как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
О преданности Богу — протоиерей Владимир Кашлюк.
Святой апостол Павел отражает ключевой принцип апостольского служения и христианской жизни, а именно — приоритет угождения Богу, а не людям. Апостол подчёркивает, что его проповедь и действия мотивированы не стремлением к человеческому одобрению или выгоде, а верностью и преданностью Богу, Который вверил ему благовестие.
Слово «угождать» означает действовать в соответствии с волей Бога, а не угождать людским ожиданиям или корыстным и прагматичным интересам. Важно отметить, что даже в условиях гонений и непонимания нужно оставаться верным Его божественному замыслу.
Угождение Богу предполагает духовный фокус и ориентацию на вечную жизнь, а не на временное благо. Таким образом, в апостольском послании выражается фундаментальный принцип христианской жизни — приоритет воли Бога над человеческими ожиданиями. Это основа подлинного служения и духовного роста.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 ноября. О подвиге священномученика Маркиана, епископа Сиракузского

Сегодня 12 ноября. День памяти священномученика Маркиана, епископа Сиракузского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — протоиерей Максим Горожанкин.
Удивительный святитель Божий, относящийся по времени своей жизни к ученикам апостолов. Но прежде своего призвания к апостольскому служению епископ Маркиан был учеником того самого Симона Волхва, который был впечатлён чудесами апостола Петра и пытался купить благодать Божию.
Отстав от Симона, Маркиан становится учеником святого апостола Петра. И именно апостол Пётр посылает Маркиана на Сицилию, в Сиракузы, где тот проповедует Христово Евангелие.
Говоря о первохристианской проповеди и о служении учеников апостолов, то есть мужей апостольских, мы можем отметить одно: эти люди, подобно апостолам, несли пламя веры, которое было свойственно ученикам Христовым. И это пламя разожгло окончательно в людях свет веры во Христа Иисуса.
И человечество благодаря проповеди апостола Петра и святителя Маркиана навсегда станет другим. Цивилизация изменится, люди станут христианами.
Все выпуски программы Актуальная тема







