Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Константин Горбатов написал сельский солнечный пейзаж «Зима» в 1919 году, в страшный для страны период гражданской войны: художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть».

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Настенька! Давно ты не заходила к нам в Третьяковскую галерею. Рада тебя видеть!
— Я тоже очень рада! Учёба, учёба... Ни минутки свободной! Вот только на зимних каникулах и получилось выбраться к вам. И то — по серьёзному поводу. Я участвую в конкурсе сочинений «Русская зима». Мне нужно написать эссе о какой-нибудь зимней картине. Ну я, конечно, сразу о вас вспомнила — и бегом в Третьяковскую галерею. Может быть, вы мне что-то подскажете?
— С радостью помогу, Настенька. Тем более, что в нашей коллекции немало замечательных работ, посвящённых зиме. Можно взять какой-нибудь пейзаж... Саврасова, например... Или Васнецова...
— Маргарита Константиновна, а посмотрите-ка, прямо перед нами зимняя картина! Такая светлая, радостная! Давайте её возьмём в качестве темы!
— Точно! Она так и называется «Зима». Написал её художник Константин Горбатов в 1919 году. Понравилась тебе эта работа?
— Очень! На ней изображён сельский пейзаж в зимний солнечный день. На заднем плане небольшие деревенские дома и церквушка, впереди — высокие раскидистые деревья. Ветви у них тонкие, изящные, будто кружевные! Слева на картине — местные жители в ярких одеждах. А небо — светло-светло-голубое! Солнечное, весёлое!
— «Весёлое небо»! Как ты поэтично рассказываешь, Настя. Почему тебе так показалось?
— Посмотрите: в левой верхней части картины художник поместил птиц. Они кружат в небе среди облаков. Будто радуются солнечному зимнему дню.
— Ты уловила суть творчества Константина Горбатова. Все его работы наполнены солнцем, светом, яркими красками. Художник считал, что живопись должна запечатлевать «жизнь не такой, какая она есть, а такой, какой могла бы быть». И эта идея прошла сквозь всё его творческое наследие.
— Но Маргарита Константиновна, разве русская деревенька не могла выглядеть именно так, как на картине, в один из солнечных зимних дней?
— Могла, но всё-таки в своей работе художник идеализирует окружающую действительность. Ведь, как я сказала, пейзаж был написан в 1919 году. Для России, охваченной гражданской войной, это страшный период. Голод, хаос, разруха... Не было ни одной семьи, ни одной деревни, которой не коснулась бы беда тех лет... И в столь тяжёлое для страны время художник пишет картины, наполненные счастьем, умиротворением, нежностью: например, «Городской пейзаж», «Псков (Жизнь на реке Пскова)», «Ранняя весна. Голубые тени».
— И вот эта работа, что перед нами! Но как художник создаёт такое светлое настроение?
— С помощью ярких пятен и золотистых оттенков. Посмотри, какие краски он использует: голубой и сиреневый, а ещё золотистый, розовый, оранжевый...
— Сколько интересного вы для меня сегодня открыли, Маргарита Константиновна! Теперь я совершенно по-другому воспринимаю картину «Зима» Константина Горбатова.
— Художник ставил перед собой задачу в любых, обстоятельствах дарить своим творчеством людям добрые и светлые чувства, утешение, спокойствие. За всю жизнь он побывал и поработал в разных странах — в Италии, в Германии, в Палестине, и везде он создавал картины жизнерадостные, экспрессивные, яркие...
— А какие краски он использует! Оранжевые, жёлтые, синие... Переливы холодных и тёплых оттенков.
— О, это отличительная черта, творческий почерк художника. Смелыми яркими мазками он умел так гармонично собрать композицию, что всё пространство полотна, и природные (созданные Богом), и рукотворные объекты — соединяются в единое, гармоничное целое. Таким художник видел мир.
— Но знаете, Маргарита Константиновна, я иногда замечаю вокруг себя нечто настолько же прекрасное, что изобразил на картине «Зима» Константин Горбатов. Виды природы. Например, заснеженный лес около нашей дачи, или виды скалистого Черноморского побережья, где мы с родителями отдыхали прошлым летом... И наш яблоневый сад за школой, который так чудесно расцветает весной!
— Наш мир прекрасен, Настенька. Особенно в глазах такого, как ты, доброго и светлого человека.
— Маргарита Константиновна, спасибо вам за рассказ о картине!
— Я так рада, что смогла помочь. Уверена, у тебя получится замечательное сочинение о картине Константина Горбатова «Зима» из коллекции Третьяковской галереи.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема