«Соответствие замыслу Божьему». Игумен Владимир (Маслов) - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Соответствие замыслу Божьему». Игумен Владимир (Маслов)

«Соответствие замыслу Божьему». Игумен Владимир (Маслов)
Поделиться Поделиться
Игумен Владимир (Маслов) в студии Радио ВЕРА

У нас в гостях был клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области игумен Владимир (Маслов).

Разговор шел о том, каким был замысел Бога о человеке и возможно ли соответствовать этому замыслу в сегодняшней жизни.

Отец Владимир обращается к первым страницам книги Бытия, где Господь создаёт помощника, «соответственного Адаму». В истории грехопадения впервые проявляется несоответствие, последствия которого отзываются во всей человеческой жизни. Гость программы объясняет, что подлинное соответствие — это не только гармония в семье или в отношениях между людьми, это путь к глубокому пониманию Бога и исполнения Его воли.

Соответствие проявляется не только в значении слов и взаимопонимании, но и в правильном восприятии мира, в том, как мы понимаем и применяем те истины, которые Господь дает нам. Отец Владимир подчёркивает, что часто мы сталкиваемся с несоответствием в нашем восприятии, из-за чего теряем правильное понимание Бога, людей и самого мира. Мы стремимся быстро наладить соответствие, но настоящее соответствие — это не мгновенный процесс. Это труд, терпение, смирение и постоянное стремление быть в воле Божьей.

Примеры из Библии, науки и повседневной жизни показывают: соответствие — это путь к единству с Богом, к стяжанию Духа Святого, к настоящему пониманию и любви. И хотя путь к этому не всегда лёгок, именно в нём открывается радость жизни по воле Божией.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева

— Дорогие друзья, здравствуйте! «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, меня зовут Кира Лаврентьева. И сегодня у нас в студии игумен Владимир Маслов, клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области. Здравствуйте, Отец Владимир!

игум. Владимир (Маслов)

— Здравствуйте!

Кира Лаврентьева

— И вы не поверите, дорогие наши слушатели, но тема у нас сегодня очень необычная. Мне она показалась даже какой-то очень сложной, когда её предложил отец Владимир. Отец Владимир, к слову, учёный человек до священства, до монашества. Мы с ним записывали потрясающую программу о пути к священству, вы тоже можете найти её на сайте Радио ВЕРА. И как человек учёный, он копает, как говорится, вглубь и рассматривает сложные понятия через призму нашей современной жизни. И предложил мне отец Владимир обсудить сегодня тему соответствия. Я такая сначала подумала, ну что значит соответствие? Столько проблем в жизни, столько разных тем можно обсудить, а отец Владимир про соответствие. И пошла в интернет, посмотрела лекцию отца Владимира про соответствие. И честно пережила такое удивительное чувство какой-то радости, потому что поняла, что соответствие — это вообще про всю нашу жизнь, начиная от соответствия жены мужу, о чём мы сейчас будем говорить, заканчивая подчинённого начальнику, но и самое главное соответствие — мы должны пытаться соответствовать Богу. Но когда ты начинаешь рассматривать эту проблему детально, слушать, в том числе, ваши рассуждения, отец Владимир, понимаешь, что корень многих наших проблем лежит как раз вот в некотором несоответствии чему-то, чего-то в нашей жизни. Но не будем забегать вперёд, давайте разберёмся в понятиях, что такое соответствие, что вы имеете в виду под этим словом, и почему, отец Владимир, вы считаете, что это очень важное понятие в нашей жизни. И надо понимать как жизнь устроена как раз через это самое соответствие.

игум. Владимир (Маслов)

— Впервые слово «соответствие» в Библии появляется при творении жены. Бог сказал, нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему. И вот дальше, когда начинается творение помощника, то оказывается, что не такое это простое дело. Многих животных, птиц образовал Бог от земли, привел к человеку, тот дал им имена, но, сказано, не нашлось никого, соответственного Адаму. То есть мы здесь уже обнаружим впервые, потому что в Библии до этого Бог сказал, и сразу исполнилось. Бог сказал, будет свет: «Да будет свет. И стал свет». А тут вдруг оказывается, что вот это сказал, затеял какую-то задачу решить, а получается не сразу. Ну и следующий шаг, который Бог делает, это уже от самого Адама извлекается ребро, преобразуется в жену и приводится к Адаму. И вот здесь он узнаёт в этой жене часть себя. И так и называет её «жена» от слова «отженить», то есть «взята от меня». Ну и вроде как соответствие установилось, как бы. Но штука в том, что там речь идёт только о плоти. Когда Адам увидел свою жену, он сказал: се, плоть от плоти моей, кость от костей моих, и назовётся жена, ибо взята от мужа, и прилепится человек к жене своей, и будут два в плоть едину. Речь идет только о плоти. Ну а поскольку человек не только плоть, но и дух, то, соответственно, встает вопрос, а вот по духу соответствует жена ему или нет? И вот дальше, когда мы читаем историю грехопадения, то там есть обращение к Адаму и к жене его. И я, в общем-то, глядя на эти обращения, воспринял просто, что то, что там произошло: вкушение от этого дерева посреди рая — это есть своего рода тест на соответствие — проверка, насколько жена соответствует Адаму. И что же там мы видим? Бог спрашивает Адама «Кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, которое я запретил тебе есть?» Прямо упоминается о запрете. Прямо звучит вопрос. Вот я тебе запретил, а ты сделал. Почему? И вот кажется, что Адам вроде как и не отвечает на этот вопрос, уходит: жена, которую ты мне дал, мне дала, и я ел. Как будто нет ответа. Жену спрашивает: что это ты сделала? Жена тоже, вместо того, чтобы просто рассказать, что она сделала, говорит о том, что змей обольстил меня, и я ела. То есть мы видим, что здесь ответы как бы не соответствуют вопросу. А вот когда есть такое несоответствие, то, вообще-то говоря, это свидетельствует о особенностях того, кто отвечает. Его спросили об одном, а он говорит о другом, о чём-то своём. И вот тогда зададимся вопросом, о чём же своём говорит Адам, и о чём своём говорит жена? Значит, когда Бог спросил Адама, тот говорит, жена, которую ты мне дал, мне дала, и я ел. И вот как учёный я сразу вижу, а это факт, факт, от которого никуда не денешься. И как бы там кто не оценивал: переваливает ли он вину на Бога или ещё что-то, но факт остаётся фактом. А вот у жены, наоборот, не требует никакой оценки Бог. Просто сказано: скажи, что это ты сделала, просто расскажи. Вот факты нужны. Вместо фактов она даёт оценку: змей обольстил меня, и я ела. И вот из этого можно сделать вывод, что Адам и жена — это как бы разделение. С одной стороны — факты, с другой стороны — оценка этих фактов. То есть Адам — это тот, который понимающий. А жена — это та, которая, во-первых, имеет инициативу, она первая вкусила от этого дерева, и потом она же и оценивает. Альфа и омега, начало и конец, да. И вот теперь, значит, две вот эти вот ипостаси человека, с одной стороны, значит, наблюдатель-пониматель, а с другой стороны — действующий. Здесь вот нечто похожее, как Марфа и Мария мы видим. И вот дальше встаёт вопрос — а кто кому должен соответствовать? Ведь задача была Богом сформулирована так — созданим человеку помощника соответственного ему. То есть Адам — это центральное действующее лицо, а жена должна быть помощником. А вот когда мы оцениваем то, что произошло, мы почему-то всё берём наоборот. Мы принимаем высказывания жены за истину, а Адам получается уже как следствие из того, что сказала жена, а по большому счёту ведь должно быть наоборот, потому что факт — это и есть факт, от него никуда не денешься. И вообще-то говоря, в ответе Адама присутствует в какой-то степени и ответ тоже Богу. Значит, если взять вот эту фразу «жена, которую Ты мне дал, мне дала, и я ел», обрезать начало и конец, то в середине останется «ты мне дал». То есть Бог как бы задаёт вопрос «Я же тебе запретил, а почему ж ты ел?» Адам отвечает «Ну Ты же мне дал». То есть здесь восприятие этого, того, что произошло, воспринимают так, что раньше был запрет, а сейчас запрет снялся через жену, которую Ты мне дал.

Кира Лаврентьева

— Ты мне дал, да.

игум. Владимир (Маслов)

— Да. И поэтому здесь уже оценка другая должна быть. Если Бог действительно дал, то, ну простите, а как жена тогда должна оценить это? Ну и дальше, когда мы смотрим на всё то, что там произошло, в конечном итоге мы видим суждение, суд произведён, да. Суд. А суд нормальный должен происходить так: вначале изучается событие, то, что произошло, факты, потом эти факты передаётся в суд, и суд уже на основании фактов должен решить, что произошло. Вот мы же здесь видим обратное. То есть вначале жена, по нашим оценкам, как мы воспринимаем, значит, жена сказала «змей обольстил меня», значит, то, что произошло, это что-то дурное, на что меня змей побудил. А если дурное, значит, Адам, ссылаясь на Бога, хулит Бога. Вот какой вывод. Хотя в ответе Адама никакой хулы Бога на Бога нет. Он просто на него указывает, как на источник всего происходящего. И если бы жена соответствовала действительно Адаму, то она могла бы сказать «Змей, которого ты сотворил, мне дал, и я ел». Тогда первоисточником всего был бы Бог, но соответствия нету. Понимаете? И раз соответствия нет, то получается, что жена не соответствует Адаму по духу, и задача, которая была поставлена Богом, она не завершена. И вот это оказывается большой проблемой. Впервые появляется вот это несоответствие, с которым мы в жизни постоянно сталкиваемся и которое порождает все наши практически проблемы человеческие. А если же мы обратимся наоборот, к тем случаям, где соответствие есть, мы видим, что как прекрасно всё устроено.

Кира Лаврентьева

— Отец Владимир, давайте примеры приведём, если это перевести в практическую область, то что такое, например, ну вот буквально из жизни: несоответствие и соответствие, чтобы слушатель понимал, о чём мы говорим.

игум. Владимир (Маслов)

— Ну, очень простой пример. Когда есть говорящий и есть слушающий, одно дело, что говорящий хотел сказать, а другое дело, что слушающий понял.

Кира Лаврентьева

— Да. (Смеётся.)

игум. Владимир (Маслов)

— Если есть несоответствие, ну, дальше сплошные проблемы возникают. Если слушающий понял именно то, что было сказано — есть соответствие, есть понимание, есть настоящее общение. Вот простой пример, с которым мы сталкиваемся постоянно! Постоянно.

Кира Лаврентьева

— В своей лекции как раз о несоответствии вы говорите о том, что если, например, подчинённый с лидерскими качествами приходит в компанию, например, где управленец там без лидерских качеств, то есть каждый несоответствует своей должности, то, соответственно, будет у них несоответствие. Простите за такую тавтологию. Да, будет у них несоответствие.

игум. Владимир (Маслов)

— Каждый не на своём месте.

Кира Лаврентьева

— Не на своём месте, да. Вот тут, отец Владимир, мне кажется, это такая тема, потому что очень много людей, наверное, не на своём месте находится. Испытывают от этого грусть, печаль, не знают, как это изменить, потому что, например, семью надо кормить. Ну то есть сталкиваются с огромным количеством разных причин, почему они это соответствие своей жизни не могут никак внести.

игум. Владимир (Маслов)

— Ну да. Тут как раз и встает проблема: а как добиваться этого соответствия?

Кира Лаврентьева

— Вот! Вот главная проблема. Все поняли, что соответствие — это хорошо.

игум. Владимир (Маслов)

— Да, соответствие — это хорошо, но как прийти к этому соответствию?

Кира Лаврентьева

— Вот!

игум. Владимир (Маслов)

— Так вот, дело в том, что если вот мы начнем просто перечислять, где мы встречаемся с уже развитым соответствием, то буквально вся наша жизнь пронизана этим. Язык, язык не мы изобретаем, да. Мы рождаемся уже в среде, где этот язык существует. И если мы правильно усваиваем этот язык, мы понимаем, что нам говорят, мы, соответственно, и действуем правильно, вот. Если же у нас какое-то неверное понимание, ну, допустим, иностранный язык, плохо знаешь, там могут быть много неверных пониманий, ну, соответственно, и ошибок много. Дальше вот интересная тоже такая психофизическая проблема, говорят, вот есть окружающий мир, и есть мир, каким мы его воспринимаем. Почему-то, почему-то мы воспринимаем мир вроде таким, какой он есть. А вот почему, спрашивается. И вот на этот вопрос, вообще-то говоря, наука толком ответить не может. Потому что тут возникает ещё множество дополнительных проблем. Допустим, вот сетчатка глаза устроена так, что кровеносные сосуды, нервы идут прямо по сетчатке, и они на сетчатке оставляют как бы тень. Есть слепое пятно, где вообще светочислительных ... там нету.

Кира Лаврентьева

— Рецепторов, да.

игум. Владимир (Маслов)

— Да, и человек вроде бы не должен видеть ничего, а мы видим всё прекрасно. То есть мы понимаем, что каким-то образом наша психика дополняет то, чего нет. И мы видим мир таким, вроде как он и есть. Понимаете? Мы видим результат уже. Вот так Господь устроил, что результат получается, и мы видим мир таким, какой он есть.

Кира Лаврентьева

— Программа «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Напомню, что у нас в студии игумен Владимир Маслов, клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области. С вами Кира Лаврентьева, мы продолжаем наш разговор о соответствии. Как важно, чтобы всё в жизни было в каком-то равенстве, в какой-то гармонии Божьей, в каком-то соответствии. Вот об этом мы сегодня говорим. Пытаемся разобраться, как этого соответствия достичь, желательно законными способами, не разводясь с женой, не переезжая никуда от детей, не обижая начальника. Сейчас вот как-то мы пытаемся понять, как этого соответствия по Божии достичь.

игум. Владимир (Маслов)

— Понятно, но мне вначале хотелось бы действительно перечислить побольше, где есть соответствие, и поделиться.

Кира Лаврентьева

— Чтобы люди понимали, да.

игум. Владимир (Маслов)

— Есть, допустим... в 1960 году была статья Вигнера о непостижимой эффективности математики в физике, был поставлен вопрос, каким образом получается так, что математические выкладки могут давать результаты, очень точно описывающие физическую реальность? Потому что математика, казалось бы, это изобретение человеческого ума. Физика — это есть внешняя реальность. И, тем не менее, законы, которые физика обнаруживает, и потом теоретики чисто математическими способами пытаются понять, оказываются чрезвычайно точные соответствия. Вот это очень странно. Вопрос поставлен:почему? Ответа нет! Просто констатируется, что это удивительно, но есть. Потом, какие соответствия мы ещё знаем? Вот есть разговорная речь и есть текст, пожалуйста. Значит, одно должно соответствовать другому. Мы разговорную речь можем перевести в текст, и обратно текст перевести в разговорный язык. Вот, чтобы это было нормально, должно быть полное достаточное соответствие. Дальше есть более сложный момент, когда, допустим, два разных языка, и осуществляется перевод с одного языка на другой. И вот тут вот уже более сложно. С одной стороны, язык соответствует реальности, а с другой стороны, в разных языках эта реальность описывается несколько иначе. И вот, оказывается, при переводе тут возникают нюансы, и очень важно не буквально там слово в слово перевести, а почувствовать смысл, который был там изложен. И настоящие переводы — это настоящее творчество, а не просто там машина что-то взяла и перевела.

Кира Лаврентьева

— Искусственный интеллект.

игум. Владимир (Маслов)

— Да. Дальше какие ещё соответствия? Мы очень любим, допустим, движения под музыку, танцы, а там тоже соответствие движений и музыки. Та же музыка, опять же, она как текст может быть записана нотами, эти ноты обратно могут быть воспроизведены в виде музыки. Ну, я говорю, вот проблема с пониманием, потом память. Как мы узнаем, что мы поняли именно то, что нам хотелось? Ведь в тот момент, когда мы вспоминаем, мы чётко понимаем, я вспомнил. Вспомнил именно то, что искал — соответствие достигнуто. А до этого, пока я не вспомнил, я мучительно пытался найти: ну как же, где же это соответствие? И вот мы видим, что это соответствие, оно действительно устанавливается. Оно не просто вот есть, оно ещё устанавливается. Психологи проделали замечательный такой эксперимент. Одевали испытуемому очки, которые переворачивали изображение вверх ногами. И при этом человек видел всё шиворот-навыворот. Естественно, в таком мире очень тяжело быть. То есть явное несоответствие искусственным образом было создано. И вот когда человек начинал в этом мире что-то делать, делать то, что ему было привычно, то, что соответствовало его опыту. В какой-то момент происходила удивительная вещь. Для него изображение опять как бы переворачивалось, он видел мир так, как он и должен быть таким, какой он и должен быть. Но когда человек вот уже привыкал к такому миру, снимали очки, у него опять всё переворачивалось назад. Ему вновь приходилось устанавливать это соответствие. Так вот, если говорить о нашей жизни, то это постоянная попытка установить соответствие: того же самого понимания, чтобы человек понял тебя правильно, оценок, кто как оценивает, а здесь много всяких нюансов, да. Если нет этого соответствия, то, соответственно, получается, люди как бы на разных языках говорят, не понимая друг друга. Если соответствие достигнуто, если говорят об одном и том же, почему, допустим, очень важно определиться с терминами, о чём мы говорим. Дальше есть такой, допустим, момент, вот мы выбрали тему соответствия, да. Ну, когда просто тема есть, её же надо развить, и мы можем обращаться к разным вещам, вот я говорю там и о музыке, и восприятии, и памяти, понимаете, и можно увлечься и уйти, о чём-то другом начать говорить, расплываться по древу. Но важно вернуться, то есть сохранить это соответствие той теме, которая выбрана. И тогда действительно что-то получается интересное. То есть это установление соответствия — это работа. И дальше встаёт вопрос, а как это делать? Как научиться этому? В детстве это считается совершенно естественным, что человек, ребёнок знакомится с миром, он должен усваивать тот мир, который уже есть, он... как бы себя впустить, и его восприятие должно соответствовать миру. Когда мы немножко повзрослели, мы думаем, что уже знаем, понимаем, и уже начинаем требовать от мира, чтобы мир соответствовал нашим ожиданиям. И когда нет этого соответствия, когда кто-то ведёт себя не так, как я ожидаю, ну тут начинается: почему? Почему он себя ведёт не так, как я от него ожидаю? Я же знаю, как он должен себя повести, а он ведёт себя по-другому. Вот тут вот как раз смирение-то и нужно, понимаете? Вот для того, чтобы привести в соответствие ожидания свои с тем, что действительно есть. И ориентироваться прежде всего не на ожидания, а на то, что есть. Потому что наши оценки, наши ожидания — это вот как раз помощник. А то, что есть — это вот, как Бог сказал о Себе «Я есть то, что Я есть. Я есть сущий». О своем имени. То есть есть то, что есть, и есть то, как мы себе это представляем. И очень важно, чтобы не требовать от мира, чтобы он был таким, каким я хочу, а прежде всего ориентироваться на то, что мир уже есть, и мне очень важно его воспринять таким, какой он есть. Вот такие.

Кира Лаврентьева

— Вот давайте всё-таки про пути достижения соответствия, отец Владимир, поговорим. Они же тоже могут быть разными. Вы приводили в пример, например, супругов, которые годами притираются друг о друга, испытывают трудности, страдают, смиряются, ссорятся, притираются, мирятся, проходят некий путь. И, в конце концов, настраивают какое-то, в общем, взаимопонимание, смиряются с какими-то недостатками друг друга, начинают глубже друг друга понимать, любить. И в этом смысле вы приводите этот пример как некое соответствие, что вот они достигли соответствия. Не сразу, через труд, через молитву, через работу над собой.

игум. Владимир (Маслов)

— Терпение, прощение, да. Всё, что от нас требует Христианство.

Кира Лаврентьева

— Да, а можно достичь соответствия другим способом? Соответствия в кавычках: так, эта супруга мне не подходит, я пошёл искать следующую супругу, которая будет мне соответствовать. Вот, отец Владимир, как это вообще перенести на жизнь, чтобы человек всё-таки правильно действовал в поисках соответствия? Или, например, он работает и чувствует, что не на своей работе работает. Вот как-то давайте в практическую область постараемся это перенести.

игум. Владимир (Маслов)

— Понятно, значит, в практической области так, что часто люди очень торопятся делать выводы, побыстрее добиться вот этого соответствия.

Кира Лаврентьева

— Им кажется, что они знают, как надо.

игум. Владимир (Маслов)

— Не получилось здесь, пойду искать там. Не получилось там, пойду еще куда-нибудь, в третье, пятое, десятое место. И вот человек начинает там бегать по работам, менять жён там, понимаете. Но это сталкивается человек, в конце концов, с тем, что повторяется вновь одно и то же. Вот ему казалось, что вот здесь как раз будет соответствие, а потом обнаруживается, что опять не то. Опять, как в книге Бытия сказано, и был вечер и было утро. Вечер — это когда благодать, благость хорошая ослабевает, уменьшается, а утро, когда становится больше. Так вот, человек, который добился вроде бы своего, женился или замуж вышла, ожидали сейчас вот благ, а начинается вечер первый. Вдруг обнаруживается на близком расстоянии не только то, что ожидалось хорошее, но и то, что не слишком хотелось бы видеть и с чем мириться. Ну и дальше вопрос. Либо начинается борьба: друг друга переделывать, а эта борьба, как правило, она ни к чему не ведёт. В конце концов, только ссорятся, только неприязнь растёт, ну и всё это заканчивается обычно плохо. Либо, если есть действительно вера, если есть терпение, а любовь долготерпит, сказано, если нет этого долготерпения, если нет надежды, что в конце концов вы общий язык найдёте, и друг друга поймёте, и смиритесь друг перед другом. Если этого нет, ну, тогда люди расходятся. Если же прошли через кризис какой-то, ну, дальше начинается уже любовь, которая долготерпит и прощает. И вот люди, которые прожили долгую жизнь вместе, обнаружат, что они даже где-то как-то похожи друг на друга становятся.

Кира Лаврентьева

— Программа «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. И сегодня у нас в студии игумен Владимир Маслов, клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернёмся после короткой паузы. Пожалуйста, оставайтесь с нами.

Кира Лаврентьева

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, и сегодня с нами игумен Владимир Маслов, клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы сегодня непростую, но в то же время очень нужную тему поднимаем про соответствие. Вообще, соответствие, которое проявляется в разных аспектах нашей жизни. Что это такое, то самое соответствие, мы как раз сейчас говорим, и о том, зачем и почему оно важно тоже. И вот отец Владимир как раз нам сейчас рассказывает, как этого соответствия всё-таки добиться через терпение и смирение, а не через радикальную перемену того, чего нам кажется неправильным в нашей жизни. Но с другой стороны, отец Владимир, но ведь иногда и решимость нужна. Я сейчас там не про жену и про мужа. Но иногда решимость нужна, что-то поменять в своей жизни на пути к этому соответствию всё-таки. Я не знаю, место жительства, переехать куда-то там, сказать ребёнку, чтобы он слез с нашей шеи, чтобы было хоть какое-то соответствие, потому что он, например, уже не по возрасту продолжает потреблять родителя, а ему надо уже самому идти на работу, работать, свою жизнь жить. Ну, так вот во всем абсолютно. Иногда же нужно и нет уметь сказать, а где-то надо терпеть и смиряться. Вот наша грань-то, которую мы пытаемся нащупать всю жизнь.

игум. Владимир (Маслов)

— Ну, если говорить о детях, то чаще всего это проблема уже у самих родителей. Поскольку не могут они вовремя сориентироваться, что ребенок меняется, что он взрослеет, и к нему нужно уже по-другому относиться, родители продолжают так же. И вот тут возникает несоответствие. Одно дело, когда о нём заботятся, всё за него делают, а другое дело, когда начинают уже от ребёнка требовать. И вот тут очень важно достаточно плавно этот переход совершить вот. Чтобы не было такого, что всё давали-давали-давали, а потом вдруг резко, теперь мы от тебя только требуем. Потому что, допустим, почитание родителей, вот мы говорим, да, вот чти отца своего, матерь свою, да благо тебе и долголетен ты будешь на земле. Вот это, это должно быть воспитано. Воспитано! В Библии не говорится о любви родителей к детям, это естественно, а о любви детей к родителям говорится, и это должно быть воспитано. И даже когда, значит, родители заботятся о детях, всё для них делают, и тогда уже надо задумываться о том, что когда-то и детям тоже надо позаботиться о родителях, чтобы они не только о своём знали, свои интересы и добивались их, но и о родителях тоже понимали, что у них есть свои немощи какие-то, болезни. Это тоже воспитывается, понимаете. И если родители надеются, что всё само собой произойдёт, Ну, само собой, дети, конечно, что-то усвоят, но, скорее всего, не от родителей, а где-то извне, и не самые лучшие образцы. Ну, что сказать, потеряли, значит, здесь контроль над детьми своими, да и контроль тоже не может быть абсолютным. Если маленькими детьми ещё можно там что-то управлять, контролировать, то чем взрослее, тем всё это сложнее становится, и, в конце концов, где-то надо уже и как на равных говорить, понимаете.

Кира Лаврентьева

— Да. Так.

игум. Владимир (Маслов)

— То есть там речь идёт опять о несоответствии.

Кира Лаврентьева

— Да, и вот это несоответствие очень сильно может мучить.

игум. Владимир (Маслов)

— Ну, мучить-то мучить. Главное, что не торопиться сразу мучиться, а попытаться эти проблемы решать. Вот, смотрите, мы говорим, цель христианской жизни — стяжание Духа Святого, да. Но вот замечательно то, что Дух, где Дух Святой присутствует, там всё происходит вовремя и кстати. То есть там как раз это соответствие есть. Дух Святой позволяет как раз добиться этого соответствия. Если человек в Духе, у него получается вот. Когда не в Духе, у нас всё валится из рук, всё не то и не так, и всё как бы сплошное несоответствие. Поэтому вот эта вот задача стяжания Духа Святого, это опять же связано с задачей, как добиваться этого соответствия. Соответствия, значит, наших представлений о жизни с реальной жизнью, наших представлений о другом человеке, с тем, какой он есть на самом деле, с нашими ожиданиями от самих себя. Вот мы же помним, как Пётр совершенно искренне «Господи, если все оставят Тебя, я никогда Тебя не оставлю вплоть до смерти». Ожидание вполне понятное, и он искренне это говорил, но это Господь был рядом с ним, а когда Его не было, Господа рядом, то оказалось, что сил-то у него не хватило, и ожидания не оправдались именно потому, что строил свои планы, исходя из других условий. Одно дело, когда Бог с тобой — у тебя может очень много чего получаться, а когда Господа рядом нету, то окажешься ты беспомощным зачастую. И то, что ты ожидал от себя вроде бы, да ты не можешь этого сделать, потому что раньше тебе Бог помогал, а теперь вот ты оказался без этой помощи, беспомощным.

Кира Лаврентьева

— Да, получается, в некотором смысле это работа такая, работа над поиском соответствия.

игум. Владимир (Маслов)

— При этом вот я ещё хотел бы добавить такую вещь, что если у нас есть это соответствие, то оно приводит к единству. Когда есть соответствие между говорящим и слушающим — понимание есть — есть единство между ними. Нет, соответственно, единства нет. Так вот, достижение соответствия приводит к этому единству. А дальше мы вспоминаем, Бог един. То есть это путь как раз к Богу. И недаром, когда Бог поставил вот эту задачу добиться соответствия жены Адаму, это было фундаментальное требование, понимаете? Которое пронизывает, я говорю, всю нашу жизнь. Всю нашу жизнь! Взять на разном уровне, можно взять, допустим, биологию. Значит, наследственный материал, ДНК, двойная спираль. И одна спираль соответствует чётко другой. Полное соответствие. Понимаете? Дальше, как строятся белки, там должно быть соответствие между последовательностью из трёх нуклеотидов к какому-то белку, какой-то аминокислоте, и вот эта последовательность формирует белок. Опять же, есть соответствие — есть правильный белок. И, соответственно, строится, как говорится, правильная организация жизни клетки. То есть этих соответствий и в нашей жизни, и на уровне биологии, да на всём там, всё кругом нас окружают вот эти соответствия.

Кира Лаврентьева

— Да, да, отче. Вы говорите о том, что главное соответствие — это наше соответствие Богу. Не Он должен нам соответствовать, а мы Ему. В чём это проявляется? В чём это должно проявляться?

игум. Владимир (Маслов)

— В чём проявляться? Ну, вот, когда мы говорили о Марфе и Марии, значит, Марфа — слышание, Мария — делание.

Кира Лаврентьева

— Да.

игум. Владимир (Маслов)

— И вообще-то мы понимаем, что вначале бы надо услышать и понять, а потом уже начать делать, да, то есть, соответствие дел пониманию вроде как должно быть. Но тут мы сталкиваемся с одной проблемой, что если я надеюсь добиться какого-то понимания, ничего не делая, у меня тоже ничего не получится. Для того, чтобы что-то понять, надо делать. Вот в этой истории с перевёрнутыми линзами, мир, который переворачивает, человек, который не делает, а только наблюдает, у него это соответствие не получается, а который делает, то это соответствие возникает. Понимаете? Поэтому тут как бы есть и то, и другое. И соответствие мужа жене и жены мужу, то есть где-то как-то, значит, конечно, в целом установка такая, что жена должна соответствовать мужу. Да, это вот библейское. Я не имею в виду там женщину и мужчину, а имею более серьёзно, как вот Христос — жених, а Церковь — это невеста Христова. Понятное дело, что Церковь должна соответствовать Христу. Но, тем не менее, совсем не значит, что наши нужды, наши интересы безразличны Ему, и Он будет только требовать, чтобы как сказал, так вот и будет. Он тоже прислушивается, видит, что мы делаем, и как вот хороший учитель, он тоже смотрит, как ученик решает задачи, и смотрит, что у него не получается, какие задания ему дать, чтобы научить, понимаете, тоже на него ориентируется. Так и Бог тоже, Он не безразличен к тому, что с нами происходит, и тоже реагирует на наши удачи, неудачи, где-то как-то тоже помогает. Хотя в основном, конечно, исполнитель воли Божьей — это человек, человек — помощник Богу. Но в некоторых случаях и Бог нам тоже помогает.

Кира Лаврентьева

— Вы сказали, что первоначально человек замысл своего соответствия не выполнил, который на него был возложен. Получается, что наша задача в своей жизни его как-то максимально выполнить всё-таки. Так, Отец Владимир?

игум. Владимир (Маслов)

— Да. Поскольку, вот я сказал, вот это соответствие — оно чрезвычайно важно и ведёт к единству, к Богу, то задача добиваться вот этих соответствий — она чрезвычайно важна. Чрезвычайно важна! Она поставлена Богом, а человек, собственно, должен исполнить, решить эту задачу.

Кира Лаврентьева

— Программа «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, и у нас в студии сегодня игумен Владимир Маслов, клирик Екатерининского монастыря города Видное Московской области. У микрофона Кира Лаврентьева. Отец Владимир, чем отличается поиск соответствия, о котором вы сегодня говорите, от какого-то такого вымышленного комфорта, к которому человек стремится, потому что стремится! Потому что к этому стремится его ветхий человек. Можно ли сказать, что этот комфорт — это некое подобие, такая пародия на соответствие? Потому что от соответствия мы же тоже, не тоже, а мы испытываем такую настоящую радость, ощущение правильности, когда, наконец, это соответствие входит в нашу жизнь, мы испытываем ощущение правильности, что всё, наконец-то, идёт по воле Божьей в нашей жизни, и всё, наконец-то, выстраивается правильно. То же самое ищет человек, пытаясь достичь какой-то некой зоны комфорта, о которой говорится сейчас из каждого утюга, но только вопрос, что эта зона комфорта очень часто бывает вымышленной.

игум. Владимир (Маслов)

— В прошлой нашей беседе «Жизнь, как задача», я как раз говорил, что у человека есть два комфортных таких состояния: когда задачи ещё нет и когда задача уже решена. А вот когда задача есть, но она не решена...

Кира Лаврентьева

— То это некомфортность.

игум. Владимир (Маслов)

— Очень некомфортное состояние. И вот здесь возникает как раз две возможности. Либо пытаться вернуться назад в детство: безответственность, что кто-то бы решил за меня, кто-то за меня сделал, понимаете, а мне было бы комфортно, мне было бы легко и хорошо. Это вот попытка уйти в детство, уйти от решения задачи. И другой путь — это попытаться всё-таки эту задачу решить. У тебя не получается — учись. Ищи возможности, как это сделать, чтобы задача, в конце концов, была решена. И если тебе удастся это сделать, то опять ты получишь очень большой заряд радости, удовлетворения, что, наконец, ты смог этого добиться. Главная проблема, что большинство людей стремятся избежать решения этих задач, войти в эту зону комфорта, ничего не делая, легко и просто. Но и здесь вспоминаем то, что Господь сказал «Входите узкими вратами, ибо широкие врата ведут в погибель», те, которые пытаются уйти от задачи, а ведь мы, собственно, здесь в мир и пришли для того, чтобы исполнить волю Божию, исполнить решения, задачи, поставленные Им. Если пытаемся избежать, то с нами, соответственно, поступают как с нерадивыми учениками, которых учитель пытается как-то заставить всё-таки что-то, чего-то делать, решить эту задачу. Тяжело и учителю, и ученикам. Если человек чётко понимает, что задачи всё равно ему предстоит решить, да, это бывает тяжело решать эти задачи. Но когда есть надежда, что решение есть, человек продолжает решать. И вот когда получает всё-таки эти решения, а это тоже навык — навык решения задачи — это навык, который человек приобретает в ходе жизни. И вот когда этот навык достаточно развит, а, кстати, Дух Святой помогает решать эти задачи, и по ходу решения задачи, наоборот, ты получаешь этого Духа, понимаете. Вот тогда и наступает настоящая радость.

Кира Лаврентьева

— То есть так или иначе, что жизнь, как задача, что тема соответствия, они всё равно упираются в вопрос поиска воли Божией.

игум. Владимир (Маслов)

— Ну, тут поиска воли Божьей...

Кира Лаврентьева

— О себе?

игум. Владимир (Маслов)

— Дело в том, что люди могут искать Воли Божьей на каком-то сознательном уровне. Вот я вначале пойму, а потом исполню.

Кира Лаврентьева

— Да.

игум. Владимир (Маслов)

— А можно просто прямо в исполнении искать этой воли Божьей.

Кира Лаврентьева

— В ходе.

игум. Владимир (Маслов)

— Да, по ходу дела, вот, пытаться сориентироваться, то ли я делаю или не то. Вот когда встречаюсь с препятствиями какими-то вот, что это действительно, что-то принципиально, вот мне нужно отступать. Действительно, в некоторых случаях, когда я зашёл в тупик в решении своей задачи, стоит отступить. Но отступить от этого конкретного пути решения задачи, но не от задачи совсем. Решать жизненные задачи человеку всё равно приходится. А менять пути — да, иногда мы можем.

Кира Лаврентьева

— Ну, в общем, да, это целая такая наука. Дорожная карта нужна. А дорожная карта у нас — Церковь, Священное Писание.

игум. Владимир (Маслов)

— Да. И вот опять встаёт вопрос, насколько наша жизнь ориентируется на Священное Писание, насколько соответствует тому, что там сказано. И тут опять тоже есть некоторые подводные камни, потому что если в Евангелии прямо сказано, что Господь говорил притчами, и без притч не говорил им, про Ветхий Завет так не сказано, хотя апостол Павел говорит, что сейчас мы видим, как сквозь узкое стекло, а когда-то увидим ясно, да. Вот, там тоже очень много притч. Так вот, соответствие можно пытаться добиться прямым текстом. Вот как раз книжники, фарисеи именно и пытались так исполнять, такого соответствия по букве, соответствия закона по букве. И у них ничего не получалось, потому что Богу как раз нужно соответствие по Духу! И Господь как раз и пришёл для того, чтобы сказать, закон исполняется не так, как вы, соответствие букве закона, а Он требует от вас соответствие Духу закона, чтобы вы понимали смысл, ради чего всё это делаете. Вот, что Суббота для человека, а не человек для Субботы. Вот это для них было это новое слово.

Кира Лаврентьева

— Да, отец Владимир, чем больше мы говорим, тем, конечно, вопросов-то больше становится. И человек ведь, который только приходит, например, в церковь, он же понимает, что он не соответствует вообще тексту Писания. Более того, мы не можем себя считать соответствующими Причастию, например, мы не можем сказать, что вот «Я сегодня готов». То есть я сегодня хорошо подготовился, значит, я соответствую. Не можем! То есть тут есть ощущение, собственного недостоинства, тоже. Вот как эту задачу для себя решать? С одной стороны, ты должен стремиться к соответствию, с другой стороны, ты не должен себя оценивать со стороны, что ты чему-то там духовному слишком уж уже соответствуешь.

игум. Владимир (Маслов)

— Но дело в том, что это нормальное положение ученика, который понимает, что то, что он знает, это ещё слишком мало.

Кира Лаврентьева

— Да.

игум. Владимир (Маслов)

— А что нужно ещё учиться и учиться, это нормальное положение. Но из этого не надо делать вывод, что я бестолковый, что мне учиться не надо...

Кира Лаврентьева

— В отчаяние такое впадать.

игум. Владимир (Маслов)

— ... всё бросать надо, понимаете. Просто нужно переходить из класса в класс, взрослеть! Вот и всё.

Кира Лаврентьева

— И вот вы сказали о том, что пример соответствия — это когда учитель говорит ученику, и ученик его слышит и идёт, исполняет. Вот это хорошее соответствие. Это также ведь можно перенести и на духовника и духовное чадо, что если духовное чадо, ну или просто человек, который ходит на исповедь к какому-то священнику, понимает, что он ему хочет сказать, а не делает свои выводы, то, соответственно, и толку будет, наверное, от этого взаимодействия больше.

игум. Владимир (Маслов)

— Конечно, мы все должны стремиться к пониманию друг друга. Но понимание не всегда бывает приходит сразу. Вот в Евангелии Господь, говорит очень интересное, приводит притчу: Господин сказал одному сыну: иди работай в мой виноградник. Тот сказал: не пойду. А потом одумался и пошёл, и сделал. А другой сказал, иду, господин, и не пошёл«. Да, вот казалось бы, соответствие во втором случае есть, он согласен, а дел-то нету — по делу соответствия нет. В первом случае, наоборот, значит, несогласие вроде как, а потом пошёл всё-таки, одумался и сделал. Ну и когда задают вопрос, а кто же исполнил волю господина? Ну да, конечно, первый. Несмотря на то, что вначале было несогласие. Так вот, человек, когда ему ставится задача действительно от Бога, и он понимает, что задача может быть выше его сил, то возникает действительно реакция такая «Ой, я не могу, не надо, я отказываюсь», понимаете. Когда человек приходит в церковь, чаще всего у него надежда достаточно в обольщении находится, понимаете.

Кира Лаврентьева

— В иллюзии.

игум. Владимир (Маслов)

— Да, в иллюзии, как пьяный, там, «мне море по колено, я всё смогу, с Божьей помощью мы сейчас весь мир переделаем» вот. Потом оказывается, нет, не получается. И вот тут вот встаёт вопрос — делать дальше или не делать? Отказаться совсем или всё-таки одуматься? А делать-то надо. Кто-то ведь должен сделать. Я откажусь, другой откажется, но кто-то должен сделать! И вот если человек решается и всё-таки делает, он исполняет. А тот, который всегда согласный, а делать не делает...

Кира Лаврентьева

— Ну да. Соглашусь и сделаю по-своему, да, отец Владимир.

игум. Владимир (Маслов)

— Да, можно так сказать.

Кира Лаврентьева

— Спасибо огромное за этот разговор. Действительно, можно его долго продолжать, тему можно изучать, смотреть лекции отца Владимира, переслушивать наши программы. Правильно батюшка напомнил, у нас еще была программа про «Жизнь, как задачу», и она очень тесно, кстати, перекликается с теми самыми соответствиями, о которых мы сегодня говорили. В этом часе с нами был игумен Владимир Маслов, клирик Екатеринского монастыря города Видное Московской области. Огромное вам спасибо, отец Владимир. Приезжайте к нам, пожалуйста, еще. Дорога ваша сегодня была непростой.

игум. Владимир (Маслов)

— Спасибо. Спасибо за беседу.

Кира Лаврентьева

— Всего вам доброго и до свидания.


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях

Также рекомендуем