
Сегодня с балкона увидела я картинку, будто специально срежиссированную для того, чтобы о ней рассказать. Вот представьте: идёт по двору чёрный кот, вальяжный красавец. Неспешно переходит широкую асфальтированную полосу от подъезда до палисадника как раз на пути двух ребят-приятелей. Мальчишкам лет по двенадцать, они едут на велосипедах и о чём-то переговариваются. Увидев кота, один из них резко тормозит и разворачивается. «Я в объезд!» — кричит он приятелю. А тот широко улыбается и продолжает движение...
Я знаю второго мальчика. Это Илюша, старший сын моих знакомых, прихожан нашего храма. Каждое воскресенье вижу я его вместе с родителями и младшими братьями на Литургии. И было бы очень странно предположить, что и он может быть подверженным каким-то суевериям. Возможно, он даже и знать не знает, что кому-то якобы не повезёт, если чёрный кот дорогу перейдёт.
«Ну и кто счастливее, кто из двоих свободнее?» — подумала я, с сожалением глядя вслед Илюшиному приятелю. И поняла вдруг, что и он мне знаком именно по храму. Просто постригся коротко, вот сразу и не узнала...
Да как же можно? И в храм ходить, и чёрной кошки бояться?
Но тут же вспомнила себя многолетней давности. В начале воцерковления я какое-то время продолжала верить «приметам». Вроде как, «на всякий случай», лишним не будет. Со временем же осознала, что это не просто лишнее, а принципиально не то! Суеверие — вера суетная, псевдовера, с христианством не имеющая ничего общего. Суеверный человек чувствует себя принадлежащим миру, хаотично наполненному опасностями, и тревожно вглядывается в этот хаос, пытаясь по якобы метафизическим знакам определить, что делать и как жить. Тревожное существование получается и, главное, в заботах лишь о благополучии в жизни земной, неминуемо конечной.
Господь же обещает верным чадам Своим жизнь вечную, с Ним. За эту возможность нам с вами попасть в Царствие Небесное он взошёл на крест. Знать это и в то же время суеверно опасаться чёрной кошки — значит обнаруживать маловерие. А попросту — грешить. Ведь и само слово «грех» означает в переводе с греческого «промах», «мимо цели». Если цель христианина — жизнь вечная, то при чём здесь какие-то мирские страхи?
Очень надеюсь, что Илюшин приятель это поймёт, как и я когда-то. Научится жить бесстрашно и свободно. Боясь одной-единственной вещи: греха, то есть, — отступления от Бога, от Его заботы, внимания, любви.
Мы же знаем, как мы дороги Господу. Он любит нас безмерно и бесконечно. А если нападает на нас порой малодушный страх, колебания в вере, то вспомним слова Евангелия: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.