
Фото: PxHere
Мы пользуемся знаками препинания и не догадываемся, что они появились в письменной речи не сразу, этот процесс растянулся на столетия. Ведь даже во времена античности — эпохи, когда зародилось ораторское искусство и литература — знаков препинания не было. Древние философы и риторы записывали слова подряд, без пробелов. И прочесть текст, так сказать, с листа, было затруднительно. Первым знаки препинания придумал смотритель Александрийской библиотеки Аристофан Византийский, живший на рубеже третьего и второго века до Рождества Христова. Он предложил использовать точку. Поставленная внизу строки, она служила подобием запятой. А если стояла вверху строчки, то обозначала паузу между фрагментами предложения.
Древние римляне решили отказаться от этого новшества, поскольку считали его излишним. Оратор Цицерон настаивал, что главным в чтении текста должен быть ритм, который у каждого свой. Как музыкант, я с ним согласна, но вот как читатель — не совсем.
Только спустя длительное время знаки препинания вновь оказались нужны. И внедрили их христиане, которые придавали пониманию Библии огромное значение. Переписанные тексты Священного Писания должны были быть верно поняты в любом уголке древнего мира. Так с VI-VII веков в Европе начала оформляться система знаков препинания.
На протяжении столетий появлялись самые разные символы для оформления текста: пирамида из трех точек, точка с волнистой линией сверху, косая палочка. К XV веку в текстах между словами начали активно использовать пробелы, а в XVIII веке в разных странах Европы и в России стали применять вопросительный и восклицательный знаки, а также тире. Кстати, одним из популяризаторов тире был писатель Николай Карамзин.
Итак, к XIX веку система знаков препинания в европейской и российской печатной культуре практически сложилась.
Символы структурируют письменную речь, упрощают понимание, помогают визуальному восприятию текста. У каждого из них своя история. Самый длинный путь прошла точка, сохранившись с глубокой древности. Как тут не вспомнить стихи Самуила Маршака о знаках препинания:
Так, — сказала точка,
Точка-одиночка. —
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
11 декабря. О духовных учителях

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего».
Об учениках Христа — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь произносит эти слова, обращая их к Своим ученикам — к апостолам. Просто так ученик не сможет никогда стать выше своего учителя. Чтобы быть наравне с учителем, чтобы взять на себя подвиг и жребий апостольства, сами апостолы должны были трудиться и совершенствоваться в вере, молитве.
И в День Пятидесятницы апостолы получат тот самый дар Духа, который сделает их — простых галилейских рыбаков — способными перевернуть весь мир. И мы увидим, как ученики Христовы будут достойными того, чтобы дойти до края земли с проповедью Христова Евангелия. Мы с вами также являемся продолжателями дела апостолов. И стремясь к христианскому совершенству, мы должны помнить, что труд, молитва в духовной жизни, добрые дела — это неотъемлемая часть всего того, что заповедал нам Христос Спаситель.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О том, как распоряжаться богатством

В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого».
О борьбе с соблазнами богатства — священник Николай Дубинин.
И в I, и в XXI веке человек, по сути, не меняется. Все наши страсти и пороки, они, наверное, одинаковы во все времена. Именно поэтому апостол Павел, знаток человеческой души, советует апостолу Тимофею. Он говорит: «Богатых христиан, богатых учеников Христовых увещевай полагаться не на богатство, а на Бога, и чтобы они не возвеличивали сами себя над другими».
Действительно, когда человек материально обеспечен, он имеет большой соблазн «поднимать, что называется, главу над ближними», превозноситься, иными словами, и вот эта надежда на свои материальные блага, на свою какую-то важность, значимость большим соблазном для таких людей может стать.
Поэтому каждый христианин, например, который какую-то руководящую должность занимает или имеет обеспеченность финансовую, должен бороться с этими наклонностями. И лучшее средство борьбы — это помощь ближнему, как раз внимательно осматриваясь вокруг, находить тех людей, которые нуждаются в твоей помощи, и помогать им. Вот тогда этот человек будет служить Богу своим богатством, ну и ближнему, конечно, тоже.
Все выпуски программы Актуальная тема
11 декабря. О наставлениях Священномученика Серафима (Чичагова)
Сегодня 11 декабря. День памяти Священномученика Серафима (Чичагова), митрополита, пострадавшего за Христа в 1937 году.
О его наставлениях — игумен Назарий Рыпин.
Священномученик Серафим Чичагов говорит о том, что оскорбления других до́лжно переносить равнодушно и приобучаться к такому расположению, как бы они не нас касались. Здесь речь не о том, чтобы быть равнодушным ко всем и с неким пренебрежением к кому-либо относиться.
Как у Иоанна Лествичника есть такой пример, когда один монах, которого он спросил: «А как тытерпишь поношения от братии?» Он говорит: «А что, они, как псы, лают, на них внимание обращать?». Конечно же, не об этом речь, а о том, чтобы не включать свои эмоции, чтобы иметь смирение и принимать какие-либо оскорбления других с надеждой, упованием на Бога. Иногда, принимая как должное за наши грехи, безусловно, тогда это будет полезное для нас отношение. Тогда они действительно не будут нас касаться, как говорит священномученик.
И поэтому важно в скорбях обращаться к Богу, молиться о собственных грехах, чтобы Господь дал нам потерпеть за наши немощи и грехи, и за обидчиков, оскорбляющих нас, тоже помолиться, чтобы Господь дал им разум, дал исцеление и не дал им погибнуть во мраке их собственных страстей и заблуждений, порой которые проявляются в этих оскорблениях в наш адрес.
Все выпуски программы Актуальная тема











