Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 227 зач., IV, 25-32 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться

Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Антоний Борисов.

От некоторых религиозных философов неоднократно приходится слышать, что окружающий нас мир всё больше походит на Вавилон — цивилизацию, которая одновременно ассоциируется со смешением многочисленных культур и поощрением различных пороков. А христианству, соответственно, места в этом мире не остаётся. Вы знаете, всё не так однозначно. Понять это можно, обратившись к отрывку из 4-й главы послания апостола Павла к Эфесянам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 4.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;

27 и не давайте места диаволу.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;

32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Несмотря на то, что в первом веке нашей эры христианство очень быстро распространилось по территории Римской империи и во многих городах появились большие христианские общины, античное язычество отказывалось исчезать. Более того — в некоторых местах языческие культы продолжали активно существовать и являлись большим искушением для последователей Христа. Апостолу Павлу во время его третьего миссионерского путешествия пришлось столкнуться с агрессивным проявлением язычества в городе Эфесе.

Проповедь Павла здесь возымела большое влияние — многие эфесяне стали принимать крещение. В результате главный языческий храм Эфеса, посвящённый Артемиде, стало посещать меньше людей. Служители храма и ремесленники, делавшие серебряные статуэтки богини, начали нести убыток. В результате, они подняли бунт против Павла и вынудили его под страхом смерти покинуть Эфес. Апостол очень переживал за христиан Эфеса — культ Артемиды был силён и привлекателен.

В особенности заманчивыми казались для людей ночные собрания в храме Артемиды. Некоторые христиане, перешедшие из язычества, возвращались к своим прежним обычаям и начинали вновь приходить в так сказать в святилище языческой богини. Павел, находясь в римской тюрьме, примерно в 63-м году нашей эры написал эфесским христианам послание, в котором призывал их соблюдать верность Христу.

Апостол Павел просит христиан Эфеса не забывать о том, что крещение не просто обряд, а таинство, во время которого человек обещает всю жизнь соблюдать верность Богу. Проявлениями этой верности являются искренняя вера и благочестивая жизнь. Христианин, по мысли Павла, должен жить так, чтобы в его сердце не было места для компромисса со грехом. Как Христос всего Себя отдал в жертву за людей, так и христианин должен всецело служить Богу. Речь не о какой-то форме фанатизма, а о том, что человек все свои поступки, слова и мысли должен соотносить с заповедями Божиими.

В жизни христианина нет места для блуда, безмерного стяжания материальных благ, сквернословия — всего того, что в изобилии присутствовало в повседневном существовании эфесских язычников. Павел в своём послании также напоминает эфесянам, что невозможно сочетать служение Христу с поклонением языческим богам. Это замечание апостола было неслучайным — в Эфесе имелись люди, которые считали Христа одним из языческих божеств, а потому полагали, что христианство не препятствует, например, совершению жертвоприношений в честь Артемиды.

Павел говорит, что это невозможно, и поясняет свою мысль при помощи такого образа — если свет смешать с тьмой, то это будет уже не чистый свет, так и христианин, ведущий греховную жизнь, ещё и практикующий язычество, не может вполне именоваться учеником Христа. Послание апостола Павла к христианам Эфеса остаётся актуальным и в наши дни. Сегодня довольно популярной является мысль, что православие в жизни человека может быть сведено к исполнению некоторых традиций. При этом, качественным образом человек может не менять своё существование. Фактически речь идёт о том, в чём обличал некоторых эфесян апостол Павел — в смешении христианского и языческого образов жизни, чего настоящему православному христианину необходимо остерегаться.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем