Еф., 227 зач., IV, 25-32.

Комментирует священник Антоний Борисов.
От некоторых религиозных философов неоднократно приходится слышать, что окружающий нас мир всё больше походит на Вавилон — цивилизацию, которая одновременно ассоциируется со смешением многочисленных культур и поощрением различных пороков. А христианству, соответственно, места в этом мире не остаётся. Вы знаете, всё не так однозначно. Понять это можно, обратившись к отрывку из 4-й главы послания апостола Павла к Эфесянам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
27 и не давайте места диаволу.
28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Несмотря на то, что в первом веке нашей эры христианство очень быстро распространилось по территории Римской империи и во многих городах появились большие христианские общины, античное язычество отказывалось исчезать. Более того — в некоторых местах языческие культы продолжали активно существовать и являлись большим искушением для последователей Христа. Апостолу Павлу во время его третьего миссионерского путешествия пришлось столкнуться с агрессивным проявлением язычества в городе Эфесе.
Проповедь Павла здесь возымела большое влияние — многие эфесяне стали принимать крещение. В результате главный языческий храм Эфеса, посвящённый Артемиде, стало посещать меньше людей. Служители храма и ремесленники, делавшие серебряные статуэтки богини, начали нести убыток. В результате, они подняли бунт против Павла и вынудили его под страхом смерти покинуть Эфес. Апостол очень переживал за христиан Эфеса — культ Артемиды был силён и привлекателен.
В особенности заманчивыми казались для людей ночные собрания в храме Артемиды. Некоторые христиане, перешедшие из язычества, возвращались к своим прежним обычаям и начинали вновь приходить в так сказать в святилище языческой богини. Павел, находясь в римской тюрьме, примерно в 63-м году нашей эры написал эфесским христианам послание, в котором призывал их соблюдать верность Христу.
Апостол Павел просит христиан Эфеса не забывать о том, что крещение не просто обряд, а таинство, во время которого человек обещает всю жизнь соблюдать верность Богу. Проявлениями этой верности являются искренняя вера и благочестивая жизнь. Христианин, по мысли Павла, должен жить так, чтобы в его сердце не было места для компромисса со грехом. Как Христос всего Себя отдал в жертву за людей, так и христианин должен всецело служить Богу. Речь не о какой-то форме фанатизма, а о том, что человек все свои поступки, слова и мысли должен соотносить с заповедями Божиими.
В жизни христианина нет места для блуда, безмерного стяжания материальных благ, сквернословия — всего того, что в изобилии присутствовало в повседневном существовании эфесских язычников. Павел в своём послании также напоминает эфесянам, что невозможно сочетать служение Христу с поклонением языческим богам. Это замечание апостола было неслучайным — в Эфесе имелись люди, которые считали Христа одним из языческих божеств, а потому полагали, что христианство не препятствует, например, совершению жертвоприношений в честь Артемиды.
Павел говорит, что это невозможно, и поясняет свою мысль при помощи такого образа — если свет смешать с тьмой, то это будет уже не чистый свет, так и христианин, ведущий греховную жизнь, ещё и практикующий язычество, не может вполне именоваться учеником Христа. Послание апостола Павла к христианам Эфеса остаётся актуальным и в наши дни. Сегодня довольно популярной является мысль, что православие в жизни человека может быть сведено к исполнению некоторых традиций. При этом, качественным образом человек может не менять своё существование. Фактически речь идёт о том, в чём обличал некоторых эфесян апостол Павел — в смешении христианского и языческого образов жизни, чего настоящему православному христианину необходимо остерегаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
Гостем программы «Исторический час» был старший преподаватель Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Александр Музафаров.
Разговор шел об удивительной судьбе вице-адмирала Михаила Павловича Саблина, прошедшего несколько войн и ставшего в определенный момент командующим Черноморским флотом, о том, как он неоднократно спасал корабли Черноморского флота и о том, как благодаря именно его стараниям в 1920-м году удалось эвакуировать из Крыма около 150-ти тысяч человек.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Вице-адмирал М.П. Саблин». Александр Музафаров
- «Крещение марийцев». Дмитрий Трапезников
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений











