
Всякая тварь меня пугала, пока был я ребёнком, и всякую тварь жалею, теперь, когда возрос. Пока я был ребёнком, всякая тварь сильнее мне казалась. Теперь чувствую себя сильнее мира и жалею всех.
Ибо научился я стоять с Тобой, Господи, в окружении воинства бессмертного, словно соснами горными. Из Тебя расту я, словно дерево из скалы.
Пока я был ребёнком от каждой твари учился, и шёл за каждой как за учителем. И научился смерти и немощи, и научился взывать к Тебе.
Искал я сильного, чтобы ухватиться за него, спастись от перемен и колебаний. И глаза мои его не видели, и уши не слышали, и нога моя, где бы не ступала — не находила его. Воздвигает время всех детей своих, чтобы схватиться с ними, и ломает их, и гнёт, и с корнем выдирает, так просто играючи, и смеётся страху и ужасу.
Бросался я к цветам и говорил себе — красотой своей они сильней меня. Но приходила осень — гибли цветы и не мог я им помочь, но уходил в слезах и бросался к дереву высокому.
Но приходил срок и погибали корни дерева и на землю оно падало, словно воин побеждённый, и уходил я в слезах и бросался к камню, говорил я — он сильней меня, я спокоен с ним.
Но приходил срок и рассыпался камень в пыль и ветер уносил её, и уходил я в слезах и бросался к звёздам, говорил я — звёзды сильнее всех, буду их держаться и не упаду.
Но обнял я звёзды и начал с ними шептание тайное и услышал стоны умирающих, и от них отвернулся в слезах и к людям бросился, говорил я — люди свободно движутся и ходят прямо, сила в них, буду их держатся и не упаду.
Но приходил срок и увидел я сильнейшего из них беспомощно скользящего в немую бездну времени и одного меня оставляющего.
Обозрел я в страхе всю вселенную и сказал — ты сильнее всех, вселенная, тебя буду держаться, сохрани меня от скольжения в бездну бессловесную. И ответ услышал: раньше зари вечерней утону я в бессловесной бездне и завтра уже не я буду, но другая вселенная. Тщетно на меня надеешься, я — спутник немощный.
Снова к людям я бросился, к мудрым из мудрейших, и просил совета. Но ссорились меж собой они о том, чей совет мудрее, пока смерть, взмахнув крылом не помирила спорщиков.
И обратился к людям вновь, к самым из них радостным и спросил, что думают. Что могли сказать мне, плотью мыслящие! Обратили в шутку и смеялись мне, пока смерть не подняла костыль свой и не покрыла язык их плесенью.
Снова к людям я пошёл, к тем, что меня родили и спросил у них. Потемнели лица их морщинистые, увлажнились очи и едва ответили — в неведении родились мы, в неведении и тебя родили и разделили с тобою неведение.
Опять к людям обратился я, пошёл спросить друзей своих, — «друзья мои, что вы думаете?» Долгим было молчание, пока в смущении глаз не подняли и не ответили: «давно хотим тебя спросить, что думаешь?»
Постучал я с вопросом своим в двери последние, открылась она и увидел я как выносят из неё мертвеца.
Когда стало стучать мне некуда, слёзы высохли и ужас пронзил меня когтями до костей.
Тогда последняя слеза скатилась на дно души моей, и стукнула в дверь неизвестную, отворилась дверь и явился Ты, Царь мой и Отче мой, в окружении воинства бессмертного, словно горных сосен в неопаляющем пламени.
И свет заиграл, словно арфа многогласная, и услышал я слова Твои — Я есмь Тот, Кого ищешь ты, меня держись. Сущий — имя мне.
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема