
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 230 зач., V, 20-26.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Наш мир, к сожалению, способен самые возвышенные явления исказить и испортить. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно посмотреть, что происходит с браком. Количество по-настоящему крепких брачных союзов становится всё меньше. А тот идеал, который завещан нам Богом и который описан в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Эфесянам, кажется всё труднее достижимым. Впрочем, давайте послушаем, о чём пишет апостол.
Глава 5.
20 благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа,
21 повинуясь друг другу в страхе Божием.
22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
Прозвучавшие строки — это сокращённый вариант более обширного чтения, которое звучит во время таинства брака или венчания. К сожалению, чаще всего из прочитанного собравшиеся на свадебном торжестве запоминают только сурово звучащее окончание: «Жена да убоится своего мужа». И слова эти понимаются тоже, чаще всего, предельно превратно. В духе карикатурно представленного Домостроя. Хотя апостол Павел, конечно, имел в виду вещи, предельно далёкие от какой-либо домашней диктатуры. И сам собой назревает вопрос — а чем руководствуется апостол, когда обращается к христианам Эфеса с просьбой беречь и хранить в чистоте их семейные союзы? Тут, конечно же, необходимо учитывать исторический контекст. Эфес во времена Павла печально славился упадком нравов. В городе имелось капище языческой богини плодородия Артемиды, которая считалась покровительницей всякого рода пороков. Безусловно, христианину жить в окружении таких нравов было делом очень непростым. Но, как показала дальнейшая история, Церковь Эфеса не только выстояла перед лицом различных искушений, но и смогла победить зловещий культ Артемиды. Не какими-то административными способами, так сказать, «сверху», а, наоборот, «снизу» — то есть благодаря стойкой вере местных христиан, сделавших свои семьи настоящими домашними церквами.
Как же у них это получилось? Они следовали завету апостола Павла — тем словам, что мы только что слышали. Павел призывал эфесян рассматривать супружеские отношения не только сквозь призму хозяйства, быта, деторождения, но видеть в них нечто большее. А именно — просил мужей и жён служить друг другу подобно тому, как служат друг другу Христос и основанная Им Церковь. Да. Апостол Павел уподобляет мужа-христианина Спасителю, а жену — Церкви. И дальше пишет фактически следующее. Христос пожертвовал Собой, пролил на кресте кровь для того, чтобы Его Церковь жила и расширялась, включая в себя новых и новых людей. Вот и муж призван жертвенно служить своей семье — с милостью и любовью относится к супруге, детям. Не чувствовать себя каким-то султаном, возлегающим на подушках в самолюбовании, а трудиться, оставляя на заднем плане свои, простите, хотелки. Это жертвенное служение во имя любви в качестве ответа благодарности должно встречаться с не менее жертвенным, любящим служением супруги. Слова апостола «жена да убоится своего мужа» необходимо понимать в том смысле, что жена призвана бояться обидеть супруга, ответить на его любящее служение неблагодарностью.
Можно ли добиться столь светлых отношений в наши дни? Уверен — можно. Чем, собственно, хуже окружающая нас жизнь той, частью которой были христиане Эфеса. Если уж они смогли устоять перед порочным искушением Артемиды, то сможем и мы. Хотя современный мир вполне может тягаться с языческим образца первого века по Рождестве Христовом. Но не будем унывать и сдаваться. Тот, кто верен Христу, способен выйти победителем из самого сложного противостояния. Ведь такой человек находится на стороне правды Божией, которую тьма одолеть не в состоянии. Будем же держаться за эту правду, жить в чистоте и праведности, и тогда Господь нас и наши семьи никогда без Своей помощи не оставит.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 141. Богослужебные чтения
Неоправданные надежды — это всегда тяжёлое испытание для каждого из нас. Можно ли как-то предостеречь себя от подобных разочарований? Ответ на этот вопрос находим в 141-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Пророк Давид оказался при царском дворе будучи ещё юношей. Он был искусным музыкантом. Его игра нравилась царю Саулу. Она успокаивала его, когда на него нападал мрачный дух уныния. Со временем Давид стал любимцем царя. Поэтому и среди придворных он пользовался расположением. Было, конечно, и много завистников, но они молчали. Всё изменилось, когда Давид победил Голиафа. Простые люди стали восхвалять его больше, чем Саула. Царя начала мучить зависть и ревность, и он попытался убить Давида. Однако тот убежал.
Только что прозвучавший псалом был написан пророком Давидом в этот непростой для него период времени. Те люди, которые молча ему завидовали, стали открыто его злословить. Но не это самое печальное. Тяжелее то, что от него отвернулись те, кто ещё вчера клялся ему в вечной дружбе. Давид стал для них нежеланным гостем. Мало кто хотел портить из-за него отношения с царём. Поэтому и говорит Давид: «не ста́ло для меня́ убе́жища, никто́ не забо́тится о душе́ мое́й».
В этом возгласе слышатся сетования ребёнка, над которым зло подшутили уличные мальчишки. Или же жалобы юноши, которого предала легкомысленная и ветренная невеста. Другими словами, это интонации человека, который обманулся в своих ожиданиях. Он думал, что на людей можно положиться, что они утешат его, придут на помощь, поддержат и согреют. А тут оказалось, что правда жизни иная. У каждого свои цели.
От таких новостей и правда можно впасть в жесточайшее уныние. Но Давид верит, что эти тяжёлые события его жизни разворачиваются под присмотром со стороны Неба. Поэтому он и говорит: «Когда́ изнемога́л во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою́». Бог наблюдает, как рушатся незрелые и наивные представления юноши. Наблюдает не ради забавы. Бог ждёт. Он ждёт, когда псалмопевец перестанет хвататься за иллюзию, что кто-то придёт к нему на помощь и чудесным образом решит все проблемы. Он ждёт, когда Давид наконец-то обратится к Нему.
Это в итоге и происходит. Мы видим, как мысли о людях уходят на второй план. Настрадавшись, пророк начинает взывать к Богу. «Вы́веди из темни́цы ду́шу мою́, что́бы мне сла́вить и́мя Твоё», — просит он. Под темницей Давид подразумевает свой внутренний мир. А, вернее, свои прежние представления, в которых очень много места занимает надежда на людей. Неоправданные надежды наполняют его душу печалью и скорбью. А потому он и просит Бога, освободить его из этой тюрьмы ложных привязанностей. Просит дать ему такое сердечное состояние, когда он будет ощущать опору в одном лишь Творце.
Все мы однажды оказываемся в ситуации, в которой оказался юный Давид. Для нас становится тяжким ударом пронизывающее осознание того, что каждый живёт свою жизнь, никто не будет решать наши проблемы, одним словом, что люди не заменят нам любящих родителей и доброго волшебника не существует. Порой это так потрясает, что мы разочаровываемся в жизни и людях. Мы озлобляемся. Закрываемся. Становимся жёсткими, подозрительными, нелюдимыми. Мы впадаем в состояние, которое отравляет и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
А потому прозвучавший псалом даёт нам великую надежу. Оказывается, подобные потрясения происходят под чутким надзором. И цель у них всегда одна — наше духовное пробуждение. Это нечто вроде инициации, посвящения, пройдя через которое мы должны повзрослеть. Как повзрослел Давид. Вскоре после всего произошедшего межу ним и Саулом, Давид стал царём. Так и мы должны найти опору в Боге, который открывается нам в нашем собственном сердце. Который освобождает нас от ложных надежд и незрелых представлений о жизни. Он делает нас светочем для других людей. И уже не мы ищем в них поддержку. Но они приходят к нам, чтобы увидеть, какую твёрдость и мудрость Бог даёт человеку. Именно об этом и говорит царь Давид в конце своего псалма: «Вокру́г меня́ соберу́тся пра́ведные, когда́ Ты я́вишь мне благодея́ние».
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Сол., 277 зач., III, 6-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Пожалуй, нет человека, который не слышал бы, что праздность — мать всех пороков. Эта истина может быть выражена множеством различных способов, но суть её сохранится: человек должен добывать своё пропитание трудом. Это закон, который был установлен Самим Богом в момент изгнания Адама и Евы из рая. Новый Завет не отменил этот базовый закон, напротив, он его повторил и облёк в ту форму, которая не позволяет его понимать каким бы то ни было иным способом, кроме буквального. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Второго послания святого апостола Павла к Фессалоникийцам, в этом отрывке апостол Павел выразил новозаветное отношение к труду. Давайте послушаем его слова.
Глава 3.
6 Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7 ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8 ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,
9 не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10 Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11 Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12 Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.
13 Вы же, братия, не унывайте, делая добро.
14 Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.
15 Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.
16 Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!
17 Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так:
18 благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Невозможно было не услышать основную мысль только что прозвучавшего отрывка, она слишком яркая и доходчивая, чтобы быть незамеченной: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). Если же кто-то не желает работать, то такое поведение апостол Павел назвал бесчинством, то есть тем действием, которое не согласуется с христианской нравственностью. Здесь же апостол привёл яркий пример бесчинства бездельников: «Некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3:11). То есть следствием безделья становится суетливость. Эту апостольскую мысль стоит пояснить. Дело в том, что здесь апостол Павел использует игру слов, которая совершенно теряется в русском или же церковнославянском переводах: то слово, которое переведено как «суетятся», в оригинальном тексте означает вмешательство в чужие дела; бездельники ничего не делают, но лезут в чужие дела — таков смысл апостольских слов.
И это действительно так. Особенно же ярко упомянутое Павлом следствие безделья проявляет себя в современном мире, и пример тому — все те бесчисленные комментаторы в социальных сетях, которые сами ровном счётом ничего не производят — ни в материальном, ни в интеллектуальном смыслах, — но при этом имеют своё критическое мнение по абсолютно всем вопросам, а также время, чтобы его высказывать. Не надо быть специалистом по новозаветной этике, чтобы понять, что такое поведение не способно привести человека к спасению. Человек, по мысли апостола Павла, должен жить так, чтобы у него не было ни времени, ни желания вмешиваться в чужие дела, сплетничать и вообще как-то касаться жизни других людей. Жить же так возможно лишь тогда, когда человек исполняет Божию заповедь о труде.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать сельским храмам

Владислав Баженов — участник проекта «Хранителем наследия может стать каждый», созданного фондом «Белый ирис». Владислав стремится вернуть к жизни старинный полуразрушенный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что стоит на тверской земле. К этому служению мужчину подвело знакомство с историей своей семьи.
В селе Покров, где располагается церковь, жили его предки. Среди них — прапрадед, который участвовал в строительстве святыни и 12 лет трудился на приходе старостой.

Когда Владислав узнал, что судьба его родных связана с историей Покровской церкви, он не смог остаться в стороне. И год назад обратился за поддержкой в фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис». Получил приглашение на встречу добровольцев и познакомился с людьми из разных регионов. Их всех объединяет общая идея: возрождение старинных храмов и духовной жизни в деревнях и сёлах.
Со временем Владислав присоединился к проекту «Хранителем наследия может стать каждый» (поддержан Фондом президентских грантов). В рамках него команда фонда «Белый ирис» подробно рассказывает, как помогать разрушенным святыням.
Владислав понемногу продвигается в своём деле. Нашёл единомышленников и получил поддержку жителей села Покров. Теперь он планирует организовать субботник.
Мужчина настроен позитивно: «В любом деле могут быть и успехи, и неудачи. Но в деле возрождения храмов любое начинание — это уже успех», — говорит Владислав Баженов.
Вы тоже можете присоединиться к сообществу неравнодушных людей и помогать старинным храмам. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











