
Фото: PxHere
«Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога"» Такими словами начинается тринадцатый псалом царя и пророка Давида. Вера в то, что Бога нет, лишает человека разума, и не только разума, но и простого здравомыслия.
Об этом трагедия «Скупой рыцарь» Александра Сергеевича Пушкина. Её главный герой, Барон, посвятил жизнь золоту. Монеты, обагрённые кровью и облитые слезами, стекаются в его сундуки, и нет счастья для Барона выше, чем созерцать свои сокровища в подвале.
Но о чём мечтает Барон? О ещё бОльшем богатстве? О власти? О долголетии? Нет. Он мечтает ни много ни мало, как ... об аде.
... о, если б из могилы
Прийти я мог, сторожевою тенью
Сидеть на сундуке и от живых
Сокровища мои хранить, как ныне.
Целую вечность сидеть с ключами в подземелье — разве это не ад? А Барон, напротив, заявляет о своём желании волонтёром отправиться в преисподнюю. Вот это и есть подлинное безумие, о котором говорил пророк Давид. Сначала отрицается Бог, затем — и счастье, и бытие. Всё, что не вмещается в крохотный сундук. Желание Барона исполняется, он умирает в финале пьесы с криком: «Ключи, мои ключи».
Какой отблеск рая можно найти в этой пьесе? И есть ли он? Да, есть. Сын Барона, Альбер, велит слуге подать ему вина, присланного в подарок. А вина нет, слуга отнёс накануне больному кузнецу последнюю бутылку. Тут бы Альберу возмутиться — он и без того почти нищ, денег отец не давал, вина купить было не на что, приходилось дорожить тем, что подарили. Но Альбер, выслушав ответ слуги, только и говорит: «Да, помню, знаю. Так дай воды».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Псалом 121. Богослужебные чтения
В ветхозаветной традиции существовал интересный обычай во время крупных праздников. Когда паломники поднимались к Иерусалимскому храму, по пути они пели особые гимны — которые так и назывались — «песни восхождения». Интересно, что само название перешло и в христианское богослужение — в субботу вечером мы слышим «степенны» — псалмы восхождения. Сегодня в храмах читается 121-й псалом — именно такой — давайте послушаем.
Псалом 121.
Песнь восхождения. Давида.
1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдём в дом Господень».
2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, —
3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,
4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне.
5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.
6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!
7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!
8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!»
9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.
Но неужели весь смысл прозвучавшего сейчас вдохновенного псалма только в том, что человек радуется возможности прийти в храм на праздник? Или в словах «в дом Господень пойдём» есть ещё большая глубина? Что такое «дом»? В замечательном исследовании французского феноменолога Гастона Башляра «Поэтика пространства» мыслитель пишет, что «дом — один из важнейших интегрирующих принципов для идей, воспоминаний и грёз... Дом в жизни человека вытесняет всё разрозненное и случайное, неустанно превознося целостность и преемственность. Без его советов человек растрачивал бы себя попусту. Он — тело и душа. Он — первичный мир человека».
Если эти слова Башляра применить к храму, становится понятным: посещение «Дома Божия» — это не просто «временная смена дислокации», это прежде всего вхождение не в помещение, а в иной уклад жизни — такой, где человек в первую очередь должен обрести меру. Что это значит? Ведь ещё на портике античного храма в Дельфах было начертано: «Μηδὲν ἄγαν» — «Ничего сверх меры». Но вопрос так и оставался неразрешимым: а где та самая правильная мера, или золотая середина?
У нас, христиан, уже есть ответ на этот вопрос. Наша «мера» — это Христос Спаситель, Истинный Бог и Истинный человек. Сораз-меряясь с тем, что Он говорит нам в Своём Евангелии, любой человек получает в руки реально применимый инструмент, которым можно очень хорошо перенастроить жизнь.
Вот об этом, дорогие друзья, и будем думать, приходя в храм: как бы нам ещё лучше уловить, ощутить всей душой ту самую тональность «золотой меры», понимая которую многих глупостей и ошибок в жизни можно было бы избежать!
«Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Гостем программы «Исторический час» был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о судьбе и творчестве поэта, участника Великой Отечественной войны Эдуарда Аркадьевича Асадова, о его подвиге во время войны, после которого он потерял глаза и часть лица, о том, как в своем творчестве он говорил о нравственности и почему был так востребован у читателей.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
- «Михаил Конаевич Тинбаев — воевода XVII века». Александр Малов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Музыка и вера». Иван Смирнов
Гостем программы «Вечер воскресенья» был музыкант, художественный руководитель Российского гитарного фестиваля Иван Смирнов.
Наш гость рассказал о своем пути в музыке, о том, как вера с детства наполняла его жизнь, а также о том, какое влияние на него оказывали отец, гитарист Иван Смирнов и дядя, известный священник Дмитрий Смирнов.
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







