Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом» - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»
Поделиться Поделиться
Солнечные лучи пронзают хвойный лес

Фото: PxHere

В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.

Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:

«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.

Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.

Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага

внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,

загремел колокольный звон».

Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.

В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.

Автор: Анастасия Андреева


Все выпуски программы: ПроЧтение

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем