Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рождение нового христианина — особая радость для каждой верующей семьи.
Картина «Крестины» кисти Ивана Тупылева посвящена как раз этому Таинству. Важность и торжественность события на фоне простого крестьянского быта впечатляет своим контрастом.

— Вот и ещё один раб Божий принял веру православную. Слава Богу!
— Спасибо, отец Иоанн, что окрестили моего внучатого племянника. И как смиренно и тихо вёл себя малыш, хотя ему всего-то два месяца. Внимательно рассматривал незнакомые лица и лики на росписях старинного храма, будто понимал, что с ним происходило.
— Младенцы ведут себя по-разному, Маргарита Константиновна. Уж сколько чад Божиих здесь покрестили за почти двести лет, что стоит этот храм — невозможно и сосчитать.
— И двести лет назад, наверное, всё происходило почти так же: те же молитвы, то же убранство... А знаете, в Третьяковской галерее, где я работаю, есть картина «Крестины». Её написал художник Иван Тупылев в 1800 (тысяча восьмисотом) году. По ней можно понять, как проходили крестины на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Хотите взглянуть? Я сейчас найду её в интернете...
— С радостью посмотрю...
— Вот она! Интересная работа, не правда ли?
— Колоритная! Правда, младенца крестят, как мы видим, не в храме, а прямо в крестьянской избе. Посреди просторной светлицы стоит купель, слева — священник с бородкой как у меня, он держит над купелью ребёнка, сейчас он будет трижды окунать его в освящённую воду. За действиями священника наблюдают родные малыша — справа от купели крёстная мать. Она, развернув полотенце, готовится принять на руки нового члена Церкви Христовой.
— Обратите внимание, как на фоне скромного убранства избы художник выделяет одежды священника и крёстной. Он — в красном пасхальном облачении, расшитом золотом. На крёстной матери — праздничная алая юбка и роскошный, отделанный жемчугом кокошник. Иван Тупылев подчёркивает тем самым значимость события для крестьянской семьи.
— В этой картине чувствуется пасхальная радость! А вот справа, на печи я вижу круглый медный самовар — он сияет, его начистили прямо к торжеству. Рядом — глиняный горшок на огне, в нём, вероятно, варится праздничное угощение.
— А посмотрите-ка, батюшка, справа от крёстной матери стоят босоногие ребятишки — это брат и сестра малыша. Они с любопытством наблюдают за таинством.
— Да. Я заметил, что выражения лиц детишек, переживающих за брата или сестру в такой важный момент жизни, не меняются с годами... Те же внимательные глазки, внутренний трепет... Дети, и большие, и маленькие, очень чутко воспринимают происходящее.
— И Иван Тупылев в своей работе «Крестины» тонко подмечает это.
— Уж очень радостная картина у него получилась! Этот художник писал только крестьянский быт?
— Как раз наоборот, картина «Крестины» едва ли не единственная в бытовом жанре, из созданных художником. Он писал в основном на исторические и религиозные темы. А ещё он расписывал храмы.
— Храмы? Интересно... И его иконописные работы сохранились?
— Да. Например, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Он написал сюжет «Зачатие святой Анны» и «Воспитание Богородицы» в главном иконостасе. А ещё — «Явление воскресшего Христа апостолу Фоме» в иконостасе правого придела.
— Как хорошо, когда художник использует свой талант во славу Божию.
— И таких мастеров, которые, как и Иван Тупылев, прославляли Господа, очень и очень много. Приезжайте к нам в Третьяковскую галерею, я с удовольствием расскажу Вам о работах других замечательных русских художников и покажу подлинник картины Ивана Тупылева «Крестины».
— Спасибо за приглашение, Маргарита Константиновна. С радостью приеду.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



