Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рождение нового христианина — особая радость для каждой верующей семьи.
Картина «Крестины» кисти Ивана Тупылева посвящена как раз этому Таинству. Важность и торжественность события на фоне простого крестьянского быта впечатляет своим контрастом.
— Вот и ещё один раб Божий принял веру православную. Слава Богу!
— Спасибо, отец Иоанн, что окрестили моего внучатого племянника. И как смиренно и тихо вёл себя малыш, хотя ему всего-то два месяца. Внимательно рассматривал незнакомые лица и лики на росписях старинного храма, будто понимал, что с ним происходило.
— Младенцы ведут себя по-разному, Маргарита Константиновна. Уж сколько чад Божиих здесь покрестили за почти двести лет, что стоит этот храм — невозможно и сосчитать.
— И двести лет назад, наверное, всё происходило почти так же: те же молитвы, то же убранство... А знаете, в Третьяковской галерее, где я работаю, есть картина «Крестины». Её написал художник Иван Тупылев в 1800 (тысяча восьмисотом) году. По ней можно понять, как проходили крестины на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого веков. Хотите взглянуть? Я сейчас найду её в интернете...
— С радостью посмотрю...
— Вот она! Интересная работа, не правда ли?
— Колоритная! Правда, младенца крестят, как мы видим, не в храме, а прямо в крестьянской избе. Посреди просторной светлицы стоит купель, слева — священник с бородкой как у меня, он держит над купелью ребёнка, сейчас он будет трижды окунать его в освящённую воду. За действиями священника наблюдают родные малыша — справа от купели крёстная мать. Она, развернув полотенце, готовится принять на руки нового члена Церкви Христовой.
— Обратите внимание, как на фоне скромного убранства избы художник выделяет одежды священника и крёстной. Он — в красном пасхальном облачении, расшитом золотом. На крёстной матери — праздничная алая юбка и роскошный, отделанный жемчугом кокошник. Иван Тупылев подчёркивает тем самым значимость события для крестьянской семьи.
— В этой картине чувствуется пасхальная радость! А вот справа, на печи я вижу круглый медный самовар — он сияет, его начистили прямо к торжеству. Рядом — глиняный горшок на огне, в нём, вероятно, варится праздничное угощение.
— А посмотрите-ка, батюшка, справа от крёстной матери стоят босоногие ребятишки — это брат и сестра малыша. Они с любопытством наблюдают за таинством.
— Да. Я заметил, что выражения лиц детишек, переживающих за брата или сестру в такой важный момент жизни, не меняются с годами... Те же внимательные глазки, внутренний трепет... Дети, и большие, и маленькие, очень чутко воспринимают происходящее.
— И Иван Тупылев в своей работе «Крестины» тонко подмечает это.
— Уж очень радостная картина у него получилась! Этот художник писал только крестьянский быт?
— Как раз наоборот, картина «Крестины» едва ли не единственная в бытовом жанре, из созданных художником. Он писал в основном на исторические и религиозные темы. А ещё он расписывал храмы.
— Храмы? Интересно... И его иконописные работы сохранились?
— Да. Например, в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. Он написал сюжет «Зачатие святой Анны» и «Воспитание Богородицы» в главном иконостасе. А ещё — «Явление воскресшего Христа апостолу Фоме» в иконостасе правого придела.
— Как хорошо, когда художник использует свой талант во славу Божию.
— И таких мастеров, которые, как и Иван Тупылев, прославляли Господа, очень и очень много. Приезжайте к нам в Третьяковскую галерею, я с удовольствием расскажу Вам о работах других замечательных русских художников и покажу подлинник картины Ивана Тупылева «Крестины».
— Спасибо за приглашение, Маргарита Константиновна. С радостью приеду.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России