
Рим., 88 зач. (от полу́), V, 6-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня Великая Пятница, христиане всего мира вспоминают в этот день Распятие Господа нашего Иисуса Христа. С того дня, когда Спаситель мира был приговорён к позорной казни, прошло без малого две тысячи лет, но человеческий ум по-прежнему не может до конца вместить случившееся: как может быть убит Воплощённый Бог? Да, безусловно, у нас есть поистине гигантское количество литературы, которая пытается осмыслить случившееся на Голгофе, однако в полноте выразить словами сделанное для нас и за нас Христом невозможно. Сегодня во время богослужения Великой Пятницы звучит отрывок из 5-й главы Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке апостол Павел написал о Смерти нашего Спасителя, и апостольские слова стоит всегда держать в памяти. Давайте их послушаем.
Глава 5.
6 Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.
8 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
11 И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.
Литература, которая пытается осмыслить Смерть Христа на Кресте, делает акцент не только на самом Распятии, но и на том, почему оно случилось, и, размышляя о причинах Распятия, многие светские исследователи упираются в конфликт между религиозной знатью Израиля и Христом. Описанию этого конфликта, его причин и развитию посвящены целые библиотеки. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то обнаружим в них совсем иной подход: апостолам совершенно неинтересны те причины Распятия, которые может перечислить историческая наука, апостолам интересно другое — чем Смерть Христа была по своей сути? И в чем её первопричина?
Только что нами услышанный отрывок Послания к Римлянам даёт ответ на оба этих вопроса.
С точки зрения апостола Павла, Христос умер для того, чтобы спасти человечество от гнева Божия. Павел построил свои умозаключения на противопоставлении вражды и мира. Человечество до Христа находилось в состоянии вражды с Богом, и проявлялась эта вражда в неблагодарном пренебрежении Богом со стороны людей: люди попросту не могли поступать как-то иначе, ведь наша природа искажена грехопадением прародителей, и книга Бытия свидетельствует, что первые люди, согрешив, отнюдь не спешили осознать свой грех, напротив, они начали дерзко оправдывать себя пред Богом, и тем самым лишь ухудшили своё положение. Дальнейшая история человечества шла по этому же пути: люди умудрялись любое Божие благодеяния обращать себе во вред, усиливая вражду между собой и Богом. Конечно, ветхозаветное человечество знало и праведников, однако праведники не могли изменить общей картины, ведь грех стал доминантой человеческой жизни.
Смерть Христова всё изменила: Христос, умерев, примирил нас с Богом, Он, будучи Богом и Человеком, восприняв на Себя наше естество, пройдя весь путь человеческой жизни и ни в чём не согрешив, воссоздал разрушенное Адамом, — Он исцелил наше естество и изменил человеческие взаимоотношения с Богом. Конечно, в полной мере осознать слова апостола Павла довольно непросто, мысль об оправдании Христовой Кровью, пожалуй, одна из самых сложных во всём новозаветном богословии, и вместе с этим интуитивно её можно понять: всякий грех требует наказания, и это не какая-то прихоть Бога, это закон жизни, и мы прекрасно знакомы с этим законом, и поистине страшно представить, во что превратится наш мир, если в нём не будет наказаний за преступления. Христос взял на Себя все наши грехи, все наши нравственные преступления, и Он, не имея за Собой никакой вины, умер за грешников, ради того, чтобы бывшие грешники обрели свободу и мир с Богом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 июня. О подлинном миротворчестве

В 5-й главе Евангелия от Матфея есть слова из нагорной проповеди Христа: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими».
О подлинном миротворчестве — священник Родион Петриков.
Слова Христа из Нагорной проповеди звучат как призыв к действию в мире, где разделения, увы, порой кажутся непреодолимыми. Но что значит быть миротворцем по-христиански?
Это не просто избегать конфликтов, но это значит активно сеять мир там, где царит вражда. Христос, назвавший Себя «миром нашим», показывает, что миротворец — это не наблюдатель, а активный участник. Он входит в разорванные ситуации, как Сам Бог вошёл в нашу человеческую историю.
И речь не о компромиссе, а о мужестве говорить правду, но с любовью, и восстанавливать мосты там, где другие возводят стены. Сегодня наш мир проверяется в мелочах: когда в соцсетях хочется ответить грубостью на грубость, когда в семье назревает ссора, когда коллеги делятся на своих и чужих.
И миротворец — это тот, кто первым делает шаг к примирению, даже если это рискованно. Ведь сыновство Божие — это не титул, не статус, а призвание: отражать характер Отца, Который, как солнце, светит и на злых, и на добрых.
Как не выгореть? Секрет в источнике. Истинный мир рождается не от человеческих усилий, а от встречи со Христом, Начальником жизни. И Его благодать превращает страх в доверие, а обиды — в молитву.
Пусть слова Господа напомнят нам, что каждый жест милосердия, каждое прощение, каждый честный разговор — это кирпичики в здании Царства Божия.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О призвании апостола Павла к благовестию

1-я глава Послания апостола Павла к римлянам начинается со слов: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях».
О призвании апостола Павла к благовестию — священник Алексий Долгов.
Этими словами святой апостол Павел хотел подчеркнуть, что промыслом Божиим он был избран для особого служения — благовестия. Он адресовал своё послание римлянам.
Главное призвание святого апостола Павла — это благовестие Божие, проповедь о Христе распятом и воскрешённом. Благовестием он называет свою проповедь потому, что Евангелие Иисуса Христа и есть благая весть, потому что возвещает о благах, как говорят святые отцы. Поэтому обещание благовестия было обещанием блага роду человеческому.
А Божиим благовестие называют потому, что оно дано самим Богом и даёт о Боге истинное знание. Потому что оно не есть что-либо человеческое, но оно — божественное, неизречённое, превыше всякого естества.
Апостол Павел упоминает о священном Писании, утверждая, что это благовестие уже было известно богоизбранному народу. Действительно, в Ветхом Завете содержатся многочисленные пророчества о пришествии в мир Мессии, которые в точности исполнились на Христе. Апостол подчёркивает связь своего благовестия со Священным Писанием Ветхого Завета, чтобы никто не думал, что он проповедует новые учения, никому неизвестные прежде.
Но всё же благовестие святого апостола Павла, к которому он был призван Богом, отличается от благовестия Ветхого Завета. Пророки обличали, укоряли, угрожали людям за отступление от веры в единого Бога. Апостол же Павел благовествует о несчётных сокровищах, постоянных и непреложных благах, не только настоящих, но и будущих.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 июня. О творчестве Ильи Глазунова

Сегодня 10 июня. В этот день в 1930 году родился художник Илья Глазунов.
О его творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Родился в семье учёного-историка, и это очень важное обстоятельство для понимания жизненного пути и творческого наследия Ильи Глазунова. В нём сочетались любовь к истории Отечества и талант живописца. За всё время своей карьеры Илья Глазунов создал более 3 000 работ.
Чем же известен Илья Глазунов сегодня? Ну, прежде всего, он прославился на весь мир тем, что создал уникальные портреты своих современников: высокопоставленных государственных лиц и культурных деятелей со всего мира. Его кисти принадлежат изображения Индиры Ганди, Сальвадора Альенде, Федерико Феллини и других.
Но, кроме известных портретов, Илья Глазунов оставил нам работы в жанре монументальной живописи. Это прежде всего «Мистерия XX века» и «Вечная Россия», которые вошли в анналы мирового художественного сокровища. Сегодня они признаны шедеврами культурного наследия всего мира, их узнают в любой стране мира.
А ещё в творчестве Глазунова нужно отметить то, что он был большим почитателем Фёдора Достоевского. Вот поэтому для книг Достоевского, своего любимого писателя, Глазунов сделал работы с особенным трепетом.
Все выпуски программы Актуальная тема