У нас в студии клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов и председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу, руководитель оргкомитета фестиваля славянского искусства «Русское поле» Маргарита Железнова.
Разговор пойдет о 13-м фестивале «Русское поле», о том, как в программу фестиваля вплетена тема семьи, о встречах со священниками и о значении традиционного русского искусства и семейных ценностей.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА, здравствуйте, уважаемые друзья! В студии у микрофона Константин Мацан. 31 августа в музее-заповеднике «Коломенское» в Москве пройдет ежегодный фестиваль «Русское поле», и каждый год на волнах радиостанции ВЕРА мы об этом говорим, потому что и тема веры, тема корней там присутствует, фестиваль творчества, фестиваль о традиции, поэтому каждый год мы к этой теме обращаемся и, как всегда, у нас сегодня в гостях Маргарита Николаевна Железнова. Добрый вечер.
М. Железнова
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Маргарита Николаевна — председатель межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу и руководитель комитета Межрегионального творческого фестиваля славянского искусства «Русское поле». И священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, руководитель миссионерской практики Сретенской духовной академии и участник фестиваля «Русское поле». Добрый вечер.
о. Николай
— Добрый вечер.
К. Мацан
— Итак, каждый год у нас традиция — мы с друзьями собираемся в студии Радио ВЕРА, чтобы поговорить про фестиваль «Русское поле». Маргарита Николаевна, что в этом году ждёт нас нового?
М. Железнова
— Тринадцатый фестиваль.
о. Николай
— Счастливое число.
М. Железнова
— Очень счастливое число, и тринадцать тематических площадок у нас получается.
К. Мацан
— Сразу видно, что православные в студии собрались. (смеются)
М. Железнова
— У нас с каждым годом фестиваль просто расширяется, поэтому каждый раз придумать что-то новенькое становится всё сложнее и сложнее.
К. Мацан
— Если в тринадцатом году фестиваля — тринадцать площадок, то к тридцатилетию, видимо, придётся уже какой-то гектар земли под это дело выделять.
М. Железнова
— Да, сейчас тринадцать площадок, а дальше, я не знаю, как мы ещё будем расти. Ну, конечно, в первую очередь, год семьи, и очень много площадок у нас посвящено именно году семьи. Эту тему мы поднимем и на главной сцене во время гала-части, мы готовим кое-что новенькое, никогда у нас не было театрализованного представления именно в полном смысле этого слова, и это будет посвящено русским традициям. Это будет площадка «Семейное подворье», где пройдут и мастер-классы, интересные для всех возрастов. То есть вот пришла семья, и для любого возраста там что-то будет интересное. Это и новые номинации, которые мы в этом году специально ввели — семейные ансамбли, семейные коллективы, которые тоже будут выступать у нас на фестивале. Конечно, каждая площадка из всех, она посвящена чему-то, очень много у нас юбилеев происходит, каких-то знаковых событий для нашей страны, и поэтому каждый раз мы стараемся как-то прикоснуться к этому. Если говорить так вот глобально о том, что новое, то у нас будет сразу две новых площадки — это «Книжная полянка», так называется площадка, и «Поэтический рубеж». «Книжная полянка», там будет стоять выездная библиотека, там интересные мастер-классы, там открытый микрофон для всех желающих, там будем читать прозу и стихотворения наших великих писателей и поэтов, она посвящена юбилеям Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, ну и многим-многим другим. Там даже будет мастер-класс по сценической речи, так что площадка очень интересная, программа уже сформирована.
о. Николай
— Батюшки будут приходить и тренироваться проповедь говорить литературным языком. (смеются)
М. Железнова
— Да, да, да, поучим, конечно.
К. Мацан
— Батюшки могут учить посылать звук, чтобы до конца храма он долетел без микрофона, хотя в храмах обычно неплохая акустика.
о. Николай
— Это сейчас, слава Богу, так.
М. Железнова
— Ну, и то не во всех, кстати.
о. Николай
— Сейчас подзвучку стали делать и стало легче, конечно.
М. Железнова
— Ну, когда подзвучка, тогда да. Так что площадка будет интересна как для детей, так и для взрослых, там даже некоторые произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя будут читать известные артисты, моно-спектакли, мини-спектакли там будут проходить, поэтому я думаю, что для тех, кто захочет немножко пройтись по всему фестивалю по нашей площадке общей, большой, и передохнуть можно будет там. Рядом будет находиться тоже новая площадка, называется «Поэтический рубеж», и вот тут у нас пройдёт конкурс, который мы никогда не проводили — это конкурс патриотической поэзии «О подвиге, о Родине, о Славе», потому что очень много и знаменательных дат в этом году, и люди пишут патриотические стихи и читают их, и поэтому конкурс у нас даже, мы сами не ожидали, он пройдёт в двух категориях: «автор» и «чтец», нам пришлось даже делить. Ну и в жюри все увидят знаменитого, любимого всеми Александра Шаганова, который возглавит это жюри, поэтому, я думаю, будет интересно. Также там будет и конкурсная программа, помимо этой программы, пройдёт ещё такая программа Московского дома национальности, которая называется «Позывной «Поэт», она связана с теми, кто сейчас пишет стихи о специальной военной операции, и многие также там это услышат. Плюс, там выступит клуб военной авторской песни «Ветер Победы», они будут и читать стихи, и песни петь свои авторские, поэтому она разноплановая, и я думаю, что там будет интересно любому, кто захочет испытать свои силы. Ну и там разные конкурсы уже для гостей фестиваля, которые могут ощутить себя в таком словесном поэтическом смысле и попробовать написать стихи, то есть это тоже будет возможно. Это вот то, что у нас новенькое предстоит на площадках.
К. Мацан
— Так, отец Николай, а ваше участие в фестивале каким будет?
о. Николай
— Я буду участвовать на нашей тематической площадке, которая представляет Сретенский монастырь уже несколько лет, и в прошлом году, если мы говорили, в основном, о миссии, о Священном Писании, о подвиге новомучеников, в этом году тоже будут эти темы сквозить, но в целом, как правильно Маргарита анонсировала, у нас, поскольку Год семьи, (ну, это не Маргарита анонсировала, а кое-кто другой назначил этот Год семьи) и это очень правильно и верно, для нас это вообще принципиальный вопрос, чтобы сохранялись семьи в текущих условиях и развивались, и дети росли, и были счастливы, и чтобы та ужасающая статистика, которая сейчас есть, разводов, уменьшалась, а наоборот, количество новых браков и многодетных семей увеличивалось. Но для этого нужно подготовить крепкую такую, я не хочу говорить идеологическую, но религиозно обоснованную основу, на которой можно будет строить и не бояться, потому что люди боятся, и в этом плане нужно трудиться, в том числе и нам, священникам, для того, чтобы как-то людей успокаивать, объяснять, рассказывать, какие-то спорные тяжелые моменты разбирать, что будет происходить, в том числе, и на нашей площадке «Славянская слобода». В этом году прямо большинство риторов будут выступать именно с семейной темой и будут брать, в том числе, такие острые темы, которые подчас не всегда можно затронуть на проповеди, допустим.
К. Мацан
— А например?
о. Николай
— Ну, вот взаимоотношения мужчин и женщин, семейные кризисы, проблемы современной семьи, которые периодически кажутся неразрешимыми, и мы смотрим, как христиане, в том разрезе, что Господь не готов за нас решать эти проблемы, вот как некоторые думают: придём, повенчаемся, и Господь наши проблемы решит, то есть как-то за нас ипотека заплатится, как-то за нас Господь друг друга выслушает и избавит нас от обид друг на друга, которые копятся годами — не так. Но Господь готов поддержать наше желание по-настоящему, серьёзно заняться семейными вопросами и решением семейных проблем. И мы будем как раз это всё обсуждать, у нас такие темы будут представлены как: «семья, как школа любви», потому что некоторые воспринимают, что семья — это ячейка общества для получения совместной прибыли или ещё что-нибудь такое, то есть по-разному семью рассматривают, как какой-то бизнес-проект или ещё что-то, или как такое лёгкое приятное времяпрепровождение, а то, что это, с нашей точки зрения, конечно, проект очень интересный, привлекательный, с одной стороны, но с другой стороны, тяжёлый и рискованный, и об этом тоже нужно сказать, потому что, если ребёнку говорить, что в школе только будет розовый пони бегать, тебе будет каждый день давать конфеты, и ты ничего не будешь делать — какое жёсткое разочарование случится с бедным ребёнком. То есть, безусловно, там будут и трудности, которые будут делать тебя умнее, сильнее, ты будешь развиваться, но необходимо эти трудности тебе будет преодолевать. И, безусловно, ответственные родители и ответственные пастыри должны предупреждать людей, хотящих вступить в брак, об этих трудностях. Собственно, вот когда ко мне приходят люди и просят повенчать, я говорю: «Это прекрасно, конечно, ребята, но давайте сначала побеседуем на эту тему». И не то, что я там отговариваю, но мы начинаем обсуждать перспективы, что именно ждёт ребят и с какими трудностями, возможно, они столкнутся, и насколько они готовы решать эти трудности, а не то, что вот пока нам будет суперхорошо и беспроблемно, то мы будем в семье, а как только возникнут проблемы, то мы оттуда свинтим, тогда бы никто одиннадцать классов в школе так бы и не закончил с таким подходом. Поэтому «Семья, как школа любви», вот именно эту тему будет освещать иерей Иаков Белый-Кругляков, который у нас в Сретенской академии преподает, он руководитель школы абитуриента, он и клирик храма священномученика Антипы Пергамского.
К. Мацан
— И он частый гость радиостанции ВЕРА.
о. Николай
— Сто процентов. И он как раз расскажет об этой концепции подробно, как именно, что за «школьная форма» будет, какие «уроки», какие «домашние задания», какие «контрольные работы», как их сдавать и можно ли будет списывать в этой школе любви, это очень такая важная тема. Потом, у нас будет отец Павел Гумеров, он автор многих книг, в том числе вопросов и ответов, в том числе, и по семейной тематике, и он как раз будет говорить, рассуждать и учить — о том, как преодолевать семейные конфликты, потому что, может, я открою секрет, но они случаются в ста процентах семей. Может, есть какие-то идеальные семьи...
К. Мацан
— Мне кажется, в большем проценте семей даже встречаются.
о. Николай
— Да. И люди, когда начинают об этом всерьёз говорить, они прямо поражаются, потому что вот первый такой период влюблённости, он характеризуется идеализмом: «Ой, да мы вообще душа в душу, ну вот бывают какие-то лёгкие проблемы, но они быстро-быстро решаются». Вот ко мне когда приходят и припархивают двое таких идеалистичных молодых людей и говорят: «Мы вообще никогда не ссоримся», для меня это, конечно, такой звоночек, потому что я даже помню, как мы, когда с супругой только вот встречались, у нас там были какие-то конфликты, но, пройдя год отношений, мы решили расстаться. То есть это вообще нормальная тема такая, что как-то люди сталкиваются с проблемами, и если они учатся их решать, то есть надежда, что и в будущем они их будут разрешать, а если у них такая картина, что у нас вот только всё безоблачно и вообще не может ничего такого произойти: ну как это так, мы поссоримся? — то тогда, к сожалению, такие люди неподготовленные идут в бой. Поэтому отец Павел Гумеров будет готовить как раз к таким боевым действиям на фронте борьбы за счастье в семье и будет рассуждать подробно о том, что за конфликты будут возникать в семье. Есть особые, конечно, но в целом они типичные, и кризисы там, одного года, пяти лет, десяти лет, это всё все проходили, тем более, отец Павел сам имеет большой опыт семейной жизни и много детей, поэтому он знает, о чём говорит. И тем более практикующий священник любой, он в этом плане имеет выборку чуть больше, чем даже какой-то там семейный психолог или ещё кто-то, потому что семьи, которые проходят через любого приходского священника, их огромное количество на исповедь приходит, и мужчин, и женщин, с детьми, без детей, кто разводится, кто собирается разводиться, то есть это уже такая достаточно большая подборка. Я вот наблюдаю, что священник, который десять лет активно участвует в приходской жизни, активно исповедует, активно венчает, он уже нарабатывает такой серьёзный опыт и может им поделиться, а уж тем более такие пастыри и авторы книг по семейной жизни, как отец Павел Гумеров. У нас, помимо беседы, как обрести и сохранить любовь в браке, будут говорить сразу и батюшка, и матушка...
М. Железнова
— Это очень интересная будет беседа.
о. Николай
— Да-да, это отец Андрей Юревич и матушка Ольга Юрьевич, они, конечно, такие...
К. Мацан
— ... эксперты по сохранению любви в браке.
о. Николай
— Да, они имеют семерых детей и тринадцать внуков, это серьёзная база. Знаете, сохранить брак, в принципе, сжав зубы, можно, и многие люди, даже вот ипотека скрепляет брак хорошо, общие какие-то обязательства, ну а как же, перед людьми неудобно и так далее, то есть вот как-то так: «давай вместе потерпим», но это плохая схема, и с точки зрения христианства тоже, потому что тот, кто не познал любовь, тот не познал и Бога, и вот этот страх перед внешним миром, перед каким-то неизвестным будущим, если он скрепляет брак, то это очень плохо, потому что там, где есть страх, по слову Иоанна Богослова, нет места любви, и поэтому батюшка с матушкой будут рассказывать, а как сохранить любовь. Была же книжка такая дурацкая «Любовь живёт три года», и многие в это упёрлись, и действительно считают, что после какого-то времени уже нет любви, а есть привычка или есть обязательства, или ещё что-то такое, вот отец Андрей с матушкой Ольгой будут опровергать этот тезис.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, руководитель миссионерской практики Сретенской духовной академии и Маргарита Николаевна Железнова — председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу и руководитель оргкомитета Межрегионального творческого фестиваля Славянского искусства «Русское поле», об этом фестивале мы сегодня говорим, вот отец Николай нам сейчас подробно рассказывает про то, какие священники будут принимать участие в фестивале, о чём будут говорить, а будут говорить они, как я понимаю, о важности семьи. Так, а что ещё?
о. Николай
— Будет один такой московский клирик, широко известный в узких кругах — иерей Николай Конюхов, собственной персоной. Я буду говорить на тему роли мужчины и женщины в семье, поскольку современные западные тенденции немножко привыкли стирать эту грань и говорят, что вообще нет никаких ролей, вот как договорятся, так и будет, современные молодые люди, они действительно иногда не понимают, насколько важны какие-то принципиальные моменты, что и женщине важно ощущать себя защищённой, поэтому мужчина должен быть защитником, а не нытиком, который жалуется ей, что ему чего-то не достаёт и что ему там лавандовый раф не принесли. И, соответственно, женщина, которая не борется со своим мужчиной, не конкурирует с ним, а старается, наоборот, быть его поддержкой, старается восхищаться им и так далее, и так далее. И вот эти такие принципиальные роли мужчины и женщины в семье, мы будем про них говорить, а кто же ещё будет про них говорить? Вряд ли про это нам расскажут в каких-то современных фильмах, где всё это стёрто, и часто женщина выступает как раз в мужской роли завоевателя, а мужчина такой весь в расстроенных чувствах, инфантильный, боится принимать решения, всё мечется туда-сюда. И поэтому, особенно для молодых людей, эта тема, мне кажется, очень актуальна. Ну и плюс, исходя из опыта людей, ко мне приходящих, и из своего скромного опыта четырнадцати лет семейной жизни, конечно, можно какие-то общие моменты указать и для того, чтобы и тем людям, кто собирается только вступить в брак, и тем, кто уже состоит в браке, как мы с Костей, и Рита тоже, наверное?
М. Железнова
— У меня трое внуков.
о. Николай
— Вот, тем более. Для всех нас какие-то вот такие моменты, они иногда, знаете, заново открываются. И даже вот те беседы, которые мы проводим иногда для молодых людей, я приезжал в школу, со старшеклассниками, беседовал, и ко мне потом подходили учителя, и мы вроде такие там молодёжные всякие темы обсуждали, они говорили: «Батюшка, в нас так попало, то есть уже находясь в браке, прямо для нас заново открываются какие-то темы». Так что вот поговорим о мужских и женских ролях, как это сейчас возможно, в новых условиях, безусловно, уже воспроизвести какие-то вещи из Древней Руси, из «Домостроя» уже и не нужно, и невозможно, но принципиальные моменты какие-то важные мы для себя напомним, в том числе благодаря нашему великому и замечательному апостолу Павлу, который прямо на эту тему позволял себе вольно и много высказываться, и благодаря его трудам, которые написаны в его Посланиях, мы можем многие вещи воспроизвести. И пятая тема, завершающая по семейной тематике, будет «Семья — социальный институт, созданный в раю». Это будет озвучивать Андрей Афанасьев, прекрасно знакомый людям по телеканалу «Спас», он и ведущий, и он военкор, который постоянно ездит на Донбасс, ведёт оттуда репортажи, его прекрасно знают, и он сам тоже не чужд семейной жизни, и хочет немножко поговорить о такой библейской основе семьи, как Бог замысливал семью, то есть это же райский институт, это то, что было создано до грехопадения, семья — та институция в нашем человеческом обществе, которая была задумана до грехопадения, это очень важно подчеркнуть, и эту тему будет Андрей Афанасьев развивать. Вот такая будет у нас лекционная часть, но это не всё, что будет на Славянском базаре.
М. Железнова
— Нет, конечно, потому что у вас, например, в этом году будет очень интересная группа, коллектив музыкальный, называется «Групповая терапия», а солист этого коллектива — иерей Глеб Курский, то есть он создал эту группу. Это потрясающая философская музыка, потрясающие песни, и я думаю, что они очень перекликаются как раз со всеми этими темами, это будет интересно.
К. Мацан
— Я, когда учился на заочном отделении богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, пока меня оттуда не отчислили, отец Глеб Курский преподавал у нас Священное Писание Ветхого Завета, я даже ему какие-то зачёты, экзамены сдавал.
о. Николай
— И отец Глеб, он не просто создал группу, он включил туда свою матушку, это семейная группа.
К. Мацан
— Это семейная терапия, помимо того, что групповая.
о. Николай
— Да, и они выступали перед бойцами в зоне СВО, у них множество песен, причём они такие уже узнаваемые, и самое главное, что музыка, которую они исполняют, она прямо трогает душу, поэтому многие люди ждут выступления и надеются вживую услышать, потому что они большинство песен исполняют ещё в акустической аранжировке, то есть просто акустикой. А я вообще сам очень люблю гитару, и сам периодически играю, но не так, как отец Глеб.
М. Железнова
— Ну, там шатёр, именно вот как раз и нужна акустическая такая обстановка. На самом деле я тоже познакомилась с отцом Глебом: от Российского Союза, от нашего отделения, мы ездим, я такой клич дала по артистам, по знакомым, и мы ездим по санаториям в Подмосковье, и для бойцов, которые проходят реабилитацию, мы за весну сделали концерт, сейчас просто лето, перерыв, и вот с осени опять начинаем. И группа эта, они сами попросились: можно нам? И вот их выступление я смотрела на реакцию людей, бойцов, ребят, как они реагируют на эту музыку, то есть она прямо проникает, берёт за душу. Можно сказать, что разная музыка берёт за душу, но вот философская музыка, она помогает переосмыслить то, что они прошли и то, что им дальше предстоит, поэтому это очень важно, и это надо петь, и надо, чтобы как можно больше людей это слышали обязательно.
К. Мацан
— А вот, если шаг в сторону от нашей магистральной темы сделать, какие у вас свои личные ощущения от этих встреч с бойцами, которые проходят реабилитацию? Вы же видели их, вы как-то, может быть, не только реакции видели, но и поговорить удавалось, вообще чем это для вас стало? Да сложно, но и от того, что просто хочется очень-очень помочь ребятам, поддержать их, у меня и друзья, которые сейчас там, на передовой, в разведке очень многие, и когда ты по Подмосковью ездишь, по санаториям, и когда ты видишь людей, они все разные, кто-то более активный, как-то легче переносит. Вот там один парень был, он молодой совсем, лет двадцать, у него очень серьёзное ранение, он без руки, но он так рвался, например, на мастер-класс художественный, он купил сам кисти, когда им объявили, что у нас будет мастер-класс, мы будем что-то рисовать, он купил кисти, он купил свои краски, хотя мы всё это привозили, он очень старался, он даже преподавателям подарил свой шедевр, свою картину с сиренью, которую он рисовал. Ещё один был боец, он возрастной, у него дочь взрослая, она у него, кстати, училась в художественной школе, и когда его учили, показывали, что надо и как делать, он говорит: «Да ну что вы, у меня вообще ничего не получится!» А когда он увидел свою картину в завершении, он быстрее звонит дочери, говорит: «Ты не представляешь, я это сделал сам!» И вот эта реакция, и ты на людей смотришь, и понимаешь, что кто-то быстрее реабилитируется психологически, для кого-то нужна помощь и близких своих, и посторонних людей, не только врачей, просто вот вокруг людей, которые находятся, и от артистов нужна помощь, и от тех, кто занимается каким-то творчеством другим. Культура и искусство — это то, что помогает восстановлению какому-то внутреннему, духовная беседа обязательно, потому что психологи — ну, не всегда беседа с психологом может нащупать вот именно ту точечку, дёрнуть за ту ниточку, которая даст толчок на восстановление внутренней психики человека, а вот порой правильно и искренне исполненная песня, она может как раз стать тем шагом к восстановлению человека, к его тяге к жизни, потому что многих ты видишь с тяжёлыми ранениями, у которых пропала тяга к жизни, а это очень плохо, и вот здесь надо помогать, конечно, им.
К. Мацан
— Мы вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, мы сегодня говорим про фестиваль русского искусства, вернее, славянского искусства «Русское поле». У нас сегодня в гостях руководитель оргкомитета фестиваля Маргарита Железнова и один из участников фестиваля — священник Николай Конюхов. Мы скоро вернёмся, не переключайтесь.
К. Мацан
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона Константин Мацан. В гостях у нас сегодня Маргарита Железнова — председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу и руководитель оргкомитета фестиваля Славянского искусства «Русское поле», который, напомню, пройдет 31 августа в Москве, в музее-заповеднике «Коломенское», и священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, руководитель миссионерской практики Сретенской духовной академии. И мы заговорили перед перерывом про опыт встречи с бойцами, вернувшимися из зоны боевых действий, которые, в частности, проходят реабилитацию в подмосковных клиниках, и, как нам сказала Маргарита Николаевна, в этом году и в рамках фестиваля славянского искусства «Русское поле» будет отдельная секция, площадка, мероприятие, посвященное специальной военной операции через стихи. Ну вот, отец Николай, у вас тоже есть какой-то свой опыт общения с людьми, вернувшимися из зоны боевых действий?
о. Николай
— Да, потому что, помимо того, что, как у священника любого, у нас прихожане, кто-то уезжает, кто-то приезжает, у кого-то дети находятся сейчас в зоне СВО, но так вот, московские жители, мы, в основном, конечно, погружены в информационную повестку и наблюдаем это немножко со стороны. А ещё год назад так получилось, что у меня маме делали операцию небольшую, ей нужно было восстанавливаться после этого, и как раз в один из центров трансплантологии московский, который принадлежит Министерству обороны, я её отвёз. А этот центр, он полностью как раз забит нашими бойцами, которым требуется восстанавливать конечности, то есть там делают протезы и ножные, и ручные, и всё остальное. И вот, когда я туда приехал и просто увидел там большое количество наших ребят на колясках, на костылях или так идут, и когда я увидел всё это, столкнулся с ними, начал разговаривать, я вдруг понял, что идёт война вот по-настоящему, то есть, ты это и так знаешь, а тут ты это прямо почувствовал. Там есть медсестра, мы с ней обсуждали это всё, она узнала меня, говорит: «Ой, вы же с телеканала „Спас“, я вас знаю!» — и это обычно сразу как-то стирает грань, человек располагается, начинает всё рассказывать. Она нам говорит, что, во-первых, где-то около двадцати-тридцати процентов ребят, которые восстанавливаются, получают какой-нибудь протез ножной, возвращаются обратно в зону СВО. Они говорят: «Ну а что, там наши ребята остались, что мы здесь прохлаждаемся».
М. Железнова
— Да-да, они очень хотят вернуться, очень многие, они ждут, как только они получат всё, научатся ходить, руки, и на любую специальность, но лишь бы вернуться к своим.
о. Николай
— Да. Они говорят: «У меня там друзья, мне перед ними даже немножко стыдно, я тут лежу в уютной кроватке, гуляю, а у них там сейчас над головами снаряды летят».
К. Мацан
— И это говорит человек без руки или без ноги.
о. Николай
— Да, спрашивают: «А когда можно будет уже ехать?» Им говорят: «Подождите, вам ещё нужно полечиться, восстановиться». — «Нет-нет-нет», то есть вот они прямо рвутся, и это четверть, это очень большой процент, хотя им положена ротация, они могут после этого уже не возвращаться. Меня это, конечно, поразило, и местные сами, вот медсёстры, они со слезами об этом говорят. Потом, часть бойцов, вот они там в коридоре столпились, что-то шутят, смеются, как-то так друг друга поддерживают, этот дух братства, конечно, это тоже поражает. Но там есть и моменты, когда тяжело, вот медсёстры мне тоже рассказывали, когда молодые ребята узнают, что будут ампутировать ногу, и молодому человеку, ему, конечно, достаточно тяжело это пережить, принять. И вот те люди, которые трудятся, прямо низкий им поклон, и я прямо сказал, что давайте имена персонала, чтобы помолиться за этих медсестёр, врачей, психологов, которые общаются с ребятами. Безусловно, в этом плане Русская Православная Церковь всегда оказывает максимальную духовную поддержку, и мы стараемся и по госпиталям ходить, и есть священники, которые приписаны прямо к больницам, особенно во многих, где есть уже часовня или комната какая-то, приспособленная под храм, то там батюшки всё время приходят, общаются, поддерживают, и тут должна быть всесторонняя поддержка. Вот Маргарита сказала, что не всегда только психолог, допустим, может справиться, это очень верно, то есть тут нужна всесторонняя поддержка. И очень радостно было, я увидел, когда ходил по больнице, объявление, что вот завтра приезжает такая-то группа, не буду говорить, какая, но неважно, вот наша, российская, достаточно знаменитая эстрадная группа, а ещё в один день артист приезжает, и это так важно, что люди не чувствуют себя брошенными, такая поддержка, в том числе, от знаменитых людей, для них, безусловно, это важно. Поэтому и на фестивале, и, в том числе, на нашей площадке «Славянская слобода» будет эта тема освещаться, и Андрей, который ездит постоянно, будет об этом говорить, и группа, о которой сказали — «Групповая терапия» с отцом Глебом, они будут петь такие патриотические песни, которые будут поддерживать, в том числе, надеюсь, тех ребят, которые сейчас лежат в госпиталях.
К. Мацан
— А вот к вопросу как раз о поддержке бойцов и вернувшихся, тех, кто сейчас на линии боевого соприкосновения, и на самом деле, всех жителей приграничных территорий, которые сейчас напрямую на себе испытывают все тяготы военного времени, сейчас много, слава богу, мероприятий, то тут, то там, вот направленных на поддержку бойцов СВО и беженцев, и одновременно понимаешь, что всегда есть опасность такие вещи как бы насадить сверху, казённо: «вот надо поддержать, давайте сделаем площадку», и всегда хорошо, когда это прорастает снизу, как потребность. И мы видим это, какой колоссальный отклик у людей на трагические события в Курской области, сейчас произошедшие. Недавно на волнах Радио ВЕРА мы говорили с теми, кто непосредственно мониторит информацию, и рассказывали о горячей линии, которую Церковь открыла именно для помощи Курской области беженцам. И вот в первые три дня, когда эта горячая линия открылась, на которую можно было звонить с просьбами о помощи и с предложением помощи, поддержки — количество позвонивших с предложениями помощи было в два раза больше, чем количество просьб о помощи, это показатель того, как действительно, очень многие, едва ли не вся страна откликнулась. И вот возвращаясь к фестивалю и к поддержке, и к вашей секции, вот вы видите, что это, вероятно, все-таки растет снизу, как потребность, вот как это выглядит?
М. Железнова
— Вообще наш фестиваль, как оказалось, он связан в любом случае, потому что мы — межрегиональный фестиваль и у нас участники со всей России, со всех регионов. И вот прямо сразу, в 2022 году мы ощутили, что уже пошла военная операция, началась, тем, что у нас приграничные области, вот Белгородская и так далее, то есть те, кто к нам ежегодно приезжал, я за столько лет уже очень многих знаю, и они не приехали, потому что кто-то уехал, кто-то переехал, кто-то не смог уже. В то же время у нас, например, сейчас приезжают уже, в прошлом году приезжали из Донецка, из Луганской области, из Запорожской, из Херсонской области участники начали приезжать, для них это очень важно. Я разговаривала с руководителем Белгородской делегации в прошлом году, говорю: «Вы прямо такой большой командой приедете?» А они: «Ну возьмите нас всех, пожалуйста. Вы понимаете, мы к вам приезжаем, мы хотя бы несколько дней без обстрелов». Это просто, знаете, так трогает! А ведь у нас сейчас Курская область, Белгородская, Воронежская, Краснодарский край, вся вот эта полоса, и, конечно же, мы одна семья. Вот фестиваль реально — это одна семья, потому что очень многие приезжают не первый год. Я многие знаю коллективы, например, которые ездят уже с 2014 года, с 2013 года, и попробуй, их не возьми, они: «Нет, мы должны быть!» и так далее. То же самое — мастера, они семьями у нас.
о. Николай
— Маргарита, вы сказали по поводу того, что вот приезжают с Белгородской области и с Донецкой, с Луганской, меня поразило то, что вот сейчас, при тех скорбных событиях трагических, которые происходят в Курской области, там же трудятся волонтёры и приезжают волонтёры из Донецка и из Луганска, то есть люди, которые сами познали горе, которые жили просто вот под обстрелами и для них это уже стало чем-то абсолютно привычным. У меня знакомый рассказывал, когда он приезжал как раз в Донецк, и он там с местным ездит — бац! там что-то прилетело, а он даже особо не отреагировал. Знакомый говорит: «У нас волосы зашевелились, мы так испугались», а он говорит: «Да это нормально, в соседнем районе ПВО работает, там сбило, всё нормально», то есть они уже по звуку определяют. И эти люди, которые могли бы стать запуганными, эгоистичными, что вот нас обижают, мы в таких тяжелейших условиях живём, не до жиру, быть бы живу, кому нам помогать, когда у нас у самих проблемы — нет, это люди с огромным сердцем, которые сами, когда случилась беда в соседних регионах, они уже воспринимают это абсолютно как своё, они приехали, я смотрю, там один из волонтёрского движения Донецка сейчас помогает беженцам в Курской области, для меня это прямо, знаете, было таким открытием и трогательно для меня, моё сердце сжалось, так скажем.
К. Мацан
— У нас сегодня в гостях священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, и Маргарита Железнова — руководитель оргкомитета фестиваля славянского искусства «Русское поле», которое пройдёт 31 августа в музее-заповеднике «Коломенское». И вот много нам отец Николай рассказал про то, что будет посвящено на фестивале семейной теме, площадке специальной, за которую отвечает Сретенская духовная академия, и ваши преподаватели, коллеги будут там выступать. Я вот о чём подумал: среди людей, говорящих о семье, много молодых, ну если нас с вами тоже считать не старыми, и отец Иаков Белый-Кругляков тоже, в общем, совсем не старый священник. Есть, конечно, такие вот уже классики семейной темы, как отец Андрей Юревич и матушка Ольга или отец Павел Гумеров, но тоже, в общем-то, не старцы. А всегда интересно, помимо всего прочего, посмотреть на опыт пар, которые вместе прожили тридцать, сорок, пятьдесят лет. И почему я об этом сейчас говорю, я хочу вас спросить об этом. Вот мы сегодня, у меня такое ощущение есть, встречаем среди молодых людей такое представление, что ну вот есть там условные бабушка и дедушка, и за всю жизнь кажется, что они уже настолько к характеру друг друга привыкли, что как бы не замечают. А со стороны смотришь, думаешь: ну вот два человека, оба со скверным характером, друг на друга ругаются, шипят, ворчат, а столько лет вместе прожили. И у молодого человека возникает вопрос: а зачем это надо было делать? Ну можно было развестись, зачем мучиться всю жизнь было? И в ответ на это люди вот того самого возраста золотого, отвечают: «Да нет, это мы так любим друг друга». Или про них говорят: «ну они так любят друг друга». Но молодой человек этому не верит: как так? Нет, так не любят, это они просто терпели — вот то самое, о чём вы говорили. И, наверное, не поймёшь, пока сам не доживёшь до этого возраста с одним человеком столько лет. Или нет? Вот что бы вы такому молодому скептику ответили?
о. Николай
— Знаете, мне супруга рассказывала, что у неё бабушка с дедушкой жили тоже как раз очень много лет вместе, и вот дедушка Ваня никогда не позволял себе, допустим, покритиковать стряпню бабушки, то есть вот она ему что-то давала, говорит: «Я даже не знала, ему вкусно или нет, но он всегда благодарил и с любовью прямо говорил: «Спасибо тебе огромное». Причём она, может быть, там где-то пересолила или ещё что-то, ну бывают у всех хозяек какие-то ошибки, но он не считал вот это достойным — сделать своей любимой и дорогой замечание. Вот мне кажется, это дорогого стоит, потому что терпеть, ещё раз, и молодые люди в этом плане тонко чувствуют, что люди живут вместе, но там любви-то нет уже как таковой, есть привычка некая, есть какие-то обязательства. У меня есть просто прихожане, которые приходят, и половина, может, даже восемьдесят процентов исповеди посвящена тому, как тяжело с ним или с ней жить и как ужасно, и вот как он меня не понимает, и он там обижается. Есть пары, которые долго живут в браке, у которых тоже есть проблемы, которые могут иногда ругаться, но там есть самое главное — там живёт Господь Бог, там живёт любовь, мы знаем, что Бог — это и есть любовь, и всё равно их жизнь, она светлая, и люди приезжают, скорее, погреться, как около костра. Я вспоминаю, как бабушка с дедушкой — у меня дедушка жив до сих пор, ему девяносто четыре года, а бабушка уже, к сожалению, умерла, я очень по ней скучаю, — и когда мы к ним приезжали, у них очень были высокие, так скажем, отношения. Как бережно, допустим, дедушка относился к бабушке, он её назвал «мадам», и просто меня поражало, насколько он галантно периодически за ней ухаживал, как он говорил: «Ну, всё-всё-всё, хватит тебе работать, тебе пора уже отдыхать.» Какая-то вот такая история, никогда бы не сказал, что эти люди живут, потому что им некуда деться или потому что они привыкли. Понятное дело, что все эти вещи есть, но прямо чувствуется вот эта любовь. И мы очень надеемся, мы с женой периодически шутим, чтобы мы были заправскими дедом с бабкой, чтобы к нам приезжали, внуков давали, но мы какое-то время бы с ними сидели, а потом отдавали, и вместе куда-нибудь ехали отдыхать, что наконец мы уже всех воспитаем, сможем нормально вдвоём вместе тусоваться, есть такие у нас важные мечты.
К. Мацан
— Знаете, всё-таки ещё не могу на одну тему вас не спросить. Мы как-то, получается, немножко нивелируем терпение, как добродетель, вот типа: либо терпение, либо любовь.
о. Николай
— Нет-нет, это всё связано, просто ты, когда любишь, тогда и терпишь. И терпение это не такое, что сжав зубы, как бывает часто, что: «ну как же ты меня достал!» Знаете, какая-то обречённость, куда я могу деться? У меня прихожанка так и сказала: «Батюшка, а какой у меня есть выбор?» То есть не то, что она выбирает быть с этим человеком, понести его недостатки, потому что у всех они есть, потому что постепенно ты в семье человека любишь уже целиком, не разделяя его, что вот эта часть меня устраивает, а вот эта часть — нет. Вот как Господь на нас смотрит, Он нас любит целиком, а не то, что — «там вот иди, Костя, стань святым, как твой небесный покровитель, а потом, так и быть, приходи ко Мне гулять по воде со Мной». Не так. То есть сначала Господь принимает человека целиком, который к нему приходит, Он его утешит, обогреет и поможет преодолеть то злое, что в нём есть. А вот когда человек живёт с другим, просто не принимая, то есть он по правде не терпит, это называется, такой есть термин в психологии: «отложенная месть», то есть человек, он не терпит, он не прощает, просто у него такая безысходность, его поставили в такие условия — ну, он сам себя поставил в такие условия, что он никуда не может деться, и он так: «подожди у меня ещё».
К. Мацан
— То есть, иными словами, терпение — это не выбор, грубо говоря, оставаться с этим человеком или уходить, это не всегда такой выбор. Терпение — это ещё выбор, как относиться к этому человеку, оставаясь с ним: через принятие или через эту самую отложенную месть.
о. Николай
— Добродетель терпения, она связана с добродетелью смирения, когда ты с миром принимаешь обстоятельства, в том числе и людей, в том числе и дефекты личности второй половины.
М. Железнова
— Да, и их недостатки, конечно. Это уже всё зависит, действительно, от любви, которая у этой пары. И вдвоём, правильно мы говорим, характеры могут быть взрывные просто, но они не могут друг без друга, они будут кричать, ругаться, но они будут вместе.
о. Николай
— Итальянская семья.
М. Железнова
— Да, но они будут вместе, и если кто-то со стороны на вторую половину что-то там скажет, как-то обидит, то вторая вот эта вот половина за своего мужа или за свою жену просто вступится мгновенно.
К. Мацан
— Как Антон Макарский однажды у нас в программе, они с Викой Макарской были вдвоём, он сказал про их семейную жизнь, про супругу: «Да, иногда хотелось убить, но развестись — никогда».
М. Железнова
— Да-да-да, точно!
о. Николай
— Ну серьёзно, когда люди понимают, что у них такое вот совместное, действительно, ну как свою руку можно отрубить? Ты настолько чувствуешь, что это часть тебя, и да, твоя часть может болеть. Вот у меня голова болела сегодня с утра, и я не думал прибегнуть к гильотине, это какой-то совсем радикальный способ, есть всё-таки цитрамон или ещё что-нибудь, каким-то образом ты можешь свою голову полечить. Поэтому, если в семье есть нацеленность менять себя ради второго человека, а не менять его под себя, то тогда всё будет хорошо. И мы, кстати, на площадках будем это обсуждать, в том числе, про это.
М. Железнова
— Кстати говоря, если вы приедете и пройдёте по площадкам, то вы увидите эти семейные пары, ведь многие же к нам приезжают целыми семьями, муж, жена, дети, а в этом же году ещё и семейные ансамбли.
К. Мацан
— А что это будет, они будут петь, танцевать, читать стихи?
М. Железнова
— Нет, это у нас номинация как раз «семейные коллективы», их жюри отбирало лучших из лучших, из лучших, это вокальный конкурс у них, так что они выступают, поют всей семьёй.
К. Мацан
— Семейный хор будет?
М. Железнова
— Да, семейный хор.
о. Николай
— Ой, слушайте, у меня в школе три девочки, и там у них и мама поёт, и три дочери поют, а папа играет на музыкальном инструменте, они как выступят, так это просто вообще сказка.
М. Железнова
— А мастера! У нас же сколько мастеров, которые передают из поколения в поколение своё умение, свои навыки, вот этот уникальный какой-то промысел, и у нас из Питера приезжают, из Нижегородской области приезжают, прямо уже семейные мастерские. У нас вообще очень много семей, в этом году у нас практически на каждой площадке, я так уже знаю за столько лет, у нас, получается, где-то всё равно есть семьи, у нас даже многодетные в этом году тоже есть, будут представлены, и артисты.
о. Николай
— Это замечательно.
М. Железнова
— Ну и вообще, мы взяли вот Год семьи, и когда я думала, что делать на гала-части, как показать Год семьи, не просто чтобы вышли муж и жена, спели, а мне захотелось передать и показать людям, что вот эти наши русские традиции семейные, они во многом, вот как были оттуда, и они переходят, и в нашей жизни они есть. Да, может быть, не в том объёме, как это было раньше, наша семейная традиция уважения к старшим, например. Ведь не просто же так раньше на Руси вся семья жила в одном доме, бабушка с дедушкой, вот тебе сын с семьёй, со своими внуками, вот тебе дочери, и так далее, и так далее. Это не просто так они либо селились прямо на одном участке и дома себе тут же строили, но они все были вместе, и это важно, потому что когда молодые уходят, там в поле уходили, на работу, кто занимался детьми — бабушки и дедушки. А ведь сейчас у нас все бабушки и дедушки, такие, как и я, например, они все заняты, они работают. А с детьми, с внуками, кто будет передавать вот это всё внукам? И вот эта проблема-то, она у нас и существует, поэтому надо показать, что русский человек, он силён именно своим прошлым, которое нужно сохранять, оберегать и передавать. У нас и площадки, они во многом затрагивают семейную тему и героическую тему, потому что вот, например, на двух площадках у нас сразу будет тема нашего великого полководца, у которого юбилейная дата, что он стал генералиссимусом российским, это Александр Васильевич Суворов. И, между прочим, у него сразу много юбилейных дат...
К. Мацан
— А сколько ему лет?
М. Железнова
— По одним источникам, ему...
о. Николай
— Двести?
М. Железнова
— Да нет, больше. Двести двадцать пять лет — это переходу Суворова через Альпы, он уже был полководцем.
К. Мацан
— То есть Суворов перешёл через Альпы в год рождения Пушкина, потому что у Пушкина был юбилей — двести двадцать пять лет в этом году.
М. Железнова
— Да, да. Но, помимо этого, благодаря Суворову императрица Екатерина подписала Манифест о присоединении Крыма, Тамани и правобережной Кубани к России, опять юбилейный год у нас получается, то есть очень много связано с Суворовым, и генералиссимуса ему дали тоже в юбилейный год, но они там все близко, поэтому там двести двадцать пять, двести двадцать, двести тридцать, в общем-то, вся эта тема Суворова, она будет, у нас будет реконструкторская площадка с суворовцами, там воспроизведём такие баталии театрализованные, французы-суворовцы и так далее. И будем готовить рекорд, как всегда.
К. Мацан
— Так, какой в этом году?
М. Железнова
— Самая большая суворовская каша.
о. Николай
— Ну вот, это даже больше и лучше.
М. Железнова
— Кстати говоря, я вас приглашаю на площадку «Национальная кухня».
о. Николай
— Я очень люблю поесть, по мне видно. (смеются)
М. Железнова
— Прямо с самого утра, потому что наш знаменитый шеф-повар Олег Ольхов будет готовить монастырскую кухню.
о. Николай
— Какого это числа?
М. Железнова
— Тридцать первого.
о. Николай
— А, поста уже не будет, так что...
К. Мацан
— Ну что ж, дорогие друзья, в последний день лета приглашаю вас отпраздновать его на фестивале «Русское поле». Я очень благодарю наших сегодняшних собеседников, спасибо огромное. Маргарита Железнова — председатель Межрегионального отделения Российского творческого союза работников культуры по Центральному федеральному округу и руководитель оргкомитета фестиваля славянского искусства «Русское поле» и священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, руководитель миссионерской практики Сретенской духовной академии, были сегодня с нами в программе «Светлый вечер», рассказывали про фестиваль «Русское поле» и про разные другие темы. Я напоминаю, 31 августа в музее-заповеднике «Коломенское» фестиваль пройдет. Я вас еще раз благодарю за беседу, до свидания.
о. Николай
— Спасибо большое.
М. Железнова
— Спасибо.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Благодарность Богу». Священник Антоний Лакирев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 20.12.2024». Ольга Зайцева, Андрей Тарасов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Ольга Богаевская. «Сын»
— Андрей Борисович, какая занятная репродукция висит у вас над обеденным столом!
— А, это работа художницы Ольги Богаевской, «Сын» называется. 1965 год. Подлинник картины хранится в художественном музее в Якутске. Давайте-ка, Маргарита Константиновна, я свет включу, чтоб удобнее было рассматривать.
— Спасибо большое! Посмотреть тут есть на что. Сколько динамики в сюжете! Толпа движется по мосту. За плотным человеческим потоком едва видны перила, река и панорама города. А на переднем плане навстречу людям идёт хрупкая женщина с ребёнком на руках. Блузка в полоску, волосы перехвачены белой косынкой.
— Смотришь и безошибочно определяешь, что именно молодая мама — главная героиня картины.
— Конечно, ведь она держит малыша, а полотно называется «Сын».
— Даже если не знать названия! Посмотрите, в толпе есть настоящие красавицы — большеглазая брюнетка, блондинка с ярким платочком на шее. Но мы, зрители, невольно удерживаем внимание на неприметной женщине в полосатой блузке.
— Наверное, благодаря малышу, которого она держит?
— Да, годовалым карапузом в синем беретике невозможно не залюбоваться. К тому же он единственный на картине повёрнут лицом к зрителю.
— Заглядывает в самую душу широко распахнутыми чистыми глазками.
— Но все-таки смысловой центр изображения — мама малыша. Ребёнок — сокровище, которое она обрела. И художница рассказывает нам в деталях, как это обретение изменило её жизнь.
— Про какие именно детали вы говорите?
— А вот обратите внимание на предметы в руках у женщин. Брюнетка держит огромный букет тюльпанов. Блондинка — яркие журналы и модную сумочку. А у юной мамы через локоть перекинута плетёная сумка-авоська, в которой детская книжка, бутылка молока и апельсины.
— Всё это предназначено для ребенка!
— Так тонко Ольга Богаевская раскрыла тему материнской любви. Можно сказать, служения!
— Богаевская, Богаевская... Не она ли иллюстрировала в своё время книжку Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»?
— Она! Ольга Борисовна блестяще передала сюжет этого проникновенного произведения в зрительных образах. Художница умела показать сложный внутренний мир героев, взаимодействие душ, и потому была востребована как иллюстратор. Её рисунки украсили многие книги в пятидесятых, шестидесятых годах двадцатого века.
— Такая занятость в книгоиздательстве могла пойти в ущерб живописи, как это нередко бывает у художников. Но картина «Сын» доказывает, что с Ольгой Богаевской этого не произошло.
— О, нет! Она в 1940 году окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, и с тех пор ежегодно участвовала в выставках со своими картинами. Из-под кисти Богаевской выходили выразительные портреты, воздушные натюрморты. Но её любимая тема это, конечно, жанровые полотна со сценками из жизни, правдиво и трогательно рассказывающие о любви.
— Такие, как замечательное произведение «Сын», с которым я познакомилась благодаря вам, Андрей Борисович.
Картину Ольги Богаевской «Сын» можно увидеть в Национальном художественном музее республики Саха Якутия, в городе Якутске.
Все выпуски программы: Краски России
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России