Однажды я увидела по телевизору программу про Оптину Пустынь. И так она меня впечатлила, что я захотела однажды там оказаться. Рассказала бабушке о передаче и своих мечтах. Она меня поддержала и вспомнила, что когда-то в их доме жила семья — папа, мама и дочь Лена. Когда девочка училась в старший классах, родители серьёзно поругались. Для ребёнка это стало настоящим потрясением. Леночка решила во что бы то ни стало помирить родителей.
Городок военный. Люди в нем жили атеистических взглядов. Их семья не была исключением. Но юная душа почувствовала, где искать опоры. Она стала ездить по святым местам, жить в разных обителях, трудиться. Через какое-то время родители помирились. А Лена нашла свой путь. Она приняла решение уйти в монастырь.
«Какой-то рядом с Оптиной» — закончила рассказ бабушка — «Не помню название».
— А как же теперь Леночку зовут? — поинтересовалась я.
— Мать Неонила, кажется.
Это было очень интересно, но Оптина далеко. И оставалась для меня мечтой. Когда я переехала в Москву исполнение мечты стало реальнее. Теперь я сама откладывала поездку. Думала — ещё успею. Теперь ведь совсем рядом живу. Возможно, я ещё долго бы собиралась с силами, но мне позвонила подруга и сообщила, что она сейчас в Оптиной Пустыни. «Приезжай» — говорит, — «я тебя со своим духовником познакомлю».
Её приглашение было таким простым, что мне захотелось тут же выехать. И хотя у меня были планы на ближайшие дни, я с лёгкостью их перенесла.
Приехала утром, к ранней Литургии. Оптина в рассветный час впечатлила меня своей красотой и умиротворением. До чего светлая обитель! Братский хор пел, как мне показалось, одухотворённо и значимо.
В толпе меня отыскала подруга, Катюша. Мы радостно обнялись и пошли на исповедь к ее духовному отцу. Потом Причастились. Уже собирались уходить, когда ко мне подошел Катин духовник и попросил отвезти его до соседнего монастыря. Вечером он служил там. Я, конечно, не отказала.
Приехали в Шамординскую обитель к началу всенощной. Батюшка сразу отправился в храм, а я решила прогуляться по территории.
Ходила и думала: а вдруг та Леночка, соседка моей бабушки, здесь подвизается...
К службе стали прибывать насельницы. Их много. Все одинаково одеты. А я и лица той Леночки не знаю. Как искать? Помолилась своими словами — «Господи, управь, если мне это полезно».
Стала подходить к монахиням, спрашивать, не знают ли они мать Неонилу. Таких в обители оказалось две, но ведь у каждой своё послушание. Они могут быть где угодно, например, в скиту...
Я уже решила, что воли Божьей на эту встречу нет, как вдруг ко мне обратилась молодая монахиня.
— Вы меня искали? — спрашивает.
— Да, Вы могли знать мою бабушку — ответила я. Рассказала ей, кто я и откуда. Мать Неонила улыбнулась, обняла меня. Мы вышли во двор и долго беседовали. Она спрашивала про мою семью, родных, общих знакомых, про наш городок.
Я стала для нее приветом из прошлой жизни, возврату к которой нет. Её родители давно отошли ко Господу. Она хотела бы посетить их могилки, обновить кресты и посадить цветы.
Тогда я предложила остановиться у меня. До кладбища — за 5 минут можно дойти. Она удивленно посмотрела.
— Правда, можно?
— Конечно.
— Тогда я попрошу благословения у настоятельницы поехать на родину.
Я оставила матушке Неониле свой номер телефона и вернулась на службу. Стояла и дивилась. Надо же, как Господь всё мудро устроил. Эта встреча была нужна той Леночке, что через скорбь о рассорившихся родителях пришла к Богу и посвятила себя служению Ему. Но её тянуло за душу неоконченное дело в мирской жизни — привести в порядок могилки родителей. Как это осуществить, когда все контакты потеряны, и обратиться за помощью не к кому? Господь привёл меня.
Матушка Неонила при первой же возможности приехала. Мы накопали в моем саду цветов, и она несколько дней занималась цветниками у родителей. Заказала новые кресты, покрасила оградку.
По вечерам мы разговаривали. Я рассказывала о своей такой суетной, полной страстей, жизни, а матушка Неонила делались своим духовным опытом, поддерживала меня. Дом был наполнен какой-то особенной тишиной в те дни и покоем.
Преподобный Ефрем Сирин в своём творении «О Рае» пишет: «но более нежели красота рая, восхитил сердце покой рая».
Прощаясь, мы не могли сдержать слёз. За время, что у меня гостила мать Неонила мы очень сроднились. И казалось, будто ангел покинул мой дом, когда она уехала. Но я благодарила Бога за эту дивную встречу, и дивилась этой цепочке событий. Надо же как управилось! Я мечтала побывать в обители, а мать Неонила — на родной стороне. Господь исполнил два прошения сразу, даровал радость, каждую укрепил на её пути.
Вся история — как бы чреда случайных совпадений. Но епископ Василий Родзянко сказал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются» . Поэтому нельзя оставлять молитвенный труд, и невозможное станет возможным.
Ведь Сам Спаситель нам пообещал: «То, что невозможно человеку, возможно Богу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM