Однажды я увидела по телевизору программу про Оптину Пустынь. И так она меня впечатлила, что я захотела однажды там оказаться. Рассказала бабушке о передаче и своих мечтах. Она меня поддержала и вспомнила, что когда-то в их доме жила семья — папа, мама и дочь Лена. Когда девочка училась в старший классах, родители серьёзно поругались. Для ребёнка это стало настоящим потрясением. Леночка решила во что бы то ни стало помирить родителей.
Городок военный. Люди в нем жили атеистических взглядов. Их семья не была исключением. Но юная душа почувствовала, где искать опоры. Она стала ездить по святым местам, жить в разных обителях, трудиться. Через какое-то время родители помирились. А Лена нашла свой путь. Она приняла решение уйти в монастырь.
«Какой-то рядом с Оптиной» — закончила рассказ бабушка — «Не помню название».
— А как же теперь Леночку зовут? — поинтересовалась я.
— Мать Неонила, кажется.
Это было очень интересно, но Оптина далеко. И оставалась для меня мечтой. Когда я переехала в Москву исполнение мечты стало реальнее. Теперь я сама откладывала поездку. Думала — ещё успею. Теперь ведь совсем рядом живу. Возможно, я ещё долго бы собиралась с силами, но мне позвонила подруга и сообщила, что она сейчас в Оптиной Пустыни. «Приезжай» — говорит, — «я тебя со своим духовником познакомлю».
Её приглашение было таким простым, что мне захотелось тут же выехать. И хотя у меня были планы на ближайшие дни, я с лёгкостью их перенесла.
Приехала утром, к ранней Литургии. Оптина в рассветный час впечатлила меня своей красотой и умиротворением. До чего светлая обитель! Братский хор пел, как мне показалось, одухотворённо и значимо.
В толпе меня отыскала подруга, Катюша. Мы радостно обнялись и пошли на исповедь к ее духовному отцу. Потом Причастились. Уже собирались уходить, когда ко мне подошел Катин духовник и попросил отвезти его до соседнего монастыря. Вечером он служил там. Я, конечно, не отказала.
Приехали в Шамординскую обитель к началу всенощной. Батюшка сразу отправился в храм, а я решила прогуляться по территории.
Ходила и думала: а вдруг та Леночка, соседка моей бабушки, здесь подвизается...
К службе стали прибывать насельницы. Их много. Все одинаково одеты. А я и лица той Леночки не знаю. Как искать? Помолилась своими словами — «Господи, управь, если мне это полезно».
Стала подходить к монахиням, спрашивать, не знают ли они мать Неонилу. Таких в обители оказалось две, но ведь у каждой своё послушание. Они могут быть где угодно, например, в скиту...
Я уже решила, что воли Божьей на эту встречу нет, как вдруг ко мне обратилась молодая монахиня.
— Вы меня искали? — спрашивает.
— Да, Вы могли знать мою бабушку — ответила я. Рассказала ей, кто я и откуда. Мать Неонила улыбнулась, обняла меня. Мы вышли во двор и долго беседовали. Она спрашивала про мою семью, родных, общих знакомых, про наш городок.
Я стала для нее приветом из прошлой жизни, возврату к которой нет. Её родители давно отошли ко Господу. Она хотела бы посетить их могилки, обновить кресты и посадить цветы.
Тогда я предложила остановиться у меня. До кладбища — за 5 минут можно дойти. Она удивленно посмотрела.
— Правда, можно?
— Конечно.
— Тогда я попрошу благословения у настоятельницы поехать на родину.
Я оставила матушке Неониле свой номер телефона и вернулась на службу. Стояла и дивилась. Надо же, как Господь всё мудро устроил. Эта встреча была нужна той Леночке, что через скорбь о рассорившихся родителях пришла к Богу и посвятила себя служению Ему. Но её тянуло за душу неоконченное дело в мирской жизни — привести в порядок могилки родителей. Как это осуществить, когда все контакты потеряны, и обратиться за помощью не к кому? Господь привёл меня.
Матушка Неонила при первой же возможности приехала. Мы накопали в моем саду цветов, и она несколько дней занималась цветниками у родителей. Заказала новые кресты, покрасила оградку.
По вечерам мы разговаривали. Я рассказывала о своей такой суетной, полной страстей, жизни, а матушка Неонила делались своим духовным опытом, поддерживала меня. Дом был наполнен какой-то особенной тишиной в те дни и покоем.
Преподобный Ефрем Сирин в своём творении «О Рае» пишет: «но более нежели красота рая, восхитил сердце покой рая».
Прощаясь, мы не могли сдержать слёз. За время, что у меня гостила мать Неонила мы очень сроднились. И казалось, будто ангел покинул мой дом, когда она уехала. Но я благодарила Бога за эту дивную встречу, и дивилась этой цепочке событий. Надо же как управилось! Я мечтала побывать в обители, а мать Неонила — на родной стороне. Господь исполнил два прошения сразу, даровал радость, каждую укрепил на её пути.
Вся история — как бы чреда случайных совпадений. Но епископ Василий Родзянко сказал: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются» . Поэтому нельзя оставлять молитвенный труд, и невозможное станет возможным.
Ведь Сам Спаситель нам пообещал: «То, что невозможно человеку, возможно Богу».
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (16.12.2025)
Псалом 64. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У псалмов, как и многих других пророческих текстов, есть несколько значений: во-первых, псалмы могут говорить о том, что происходит в момент их составления и что будет происходить в ближайшем будущем; во-вторых, они могут касаться весьма далёкого будущего, отстоящего от времени появления псалма на тысячу и более лет; и в-третьих, псалмы могут раскрывать ту духовную реальность, которая явит себя в жизни будущего века. Конечно, далеко не всякий псалом обладает такой многозначностью, но звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 64-й псалом из числа тех, которые не ограничиваются лишь буквальным смыслом. Давайте его послушаем и попытаемся найти в нём то, что касается каждого нашего современника.
Псалом 64.
1 Начальнику хора. Псалом Давида для пения.
2 Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет в Иерусалиме.
3 Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.
4 Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.
5 Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего.
6 Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,
7 поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,
8 укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!
9 И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.
10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду её, обильно обогащаешь её: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил её;
11 напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её;
12 венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,
13 источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;
14 луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.
Невозможно не заметить, что первейший смысл только что прозвучавшего псалма состоит в восхвалении Иерусалима как места селения Божия, как места, в котором находится Храм. Действительно, Иерусалим был уникальным местом для древнего мира, в нём и только в нём был Храм, вокруг которого строилась жизнь избранного Богом народа.
Любопытно то, какими словами 64-й псалом выразил мысль о блаженстве людей, живущих в Иерусалиме: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5). О каких таких благах храма Божия здесь идёт речь? Храм — это не супермаркет, это не рынок, это не банк и даже не поликлиника, храм не способен дать человеку то, что мы привыкли понимать под «благом», храм не может дать человеку ничего материального. Следовательно, псалом говорит о благах иного рода, псалом возвещает высшее благо, которое можно обрести лишь в храме, — возможность пребывания рядом с Богом.
В дальнейшем эта мысль псалма получила новое прочтение, сегодня мы её понимаем не как указание на Иерусалим, а как свидетельство о Церкви и о том благе — спасительных таинствах церковных — которые дают нам храмы.
Нельзя не вспомнить и ещё об одном важном — самом важном! — смысле прозвучавшего сегодня псалма: его слова мы слышим во время заупокойных православных богослужений. И здесь под храмом понимается уже не Иерусалим и не христианские храмы, а Сам Бог, блаженным оказывается тот, кого Бог избрал и приблизил, кто поселился не в какой-то точке земного мира, а в обителях Царя Небесного. Именно это жилище стремится обрести всякий христианин, пусть же Бог поможет нам в исполнении этой мечты!
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Тим., 297 зач., III, 16 - IV, 4.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Согласно физическим законам, для полной стабильности объект должен иметь три точки опоры. Понять это легко — например, стоя в автобусе, мы держимся за поручень, то есть находим третью, внешнюю, точку опоры. Об этой точке, но уже не в физическом, а в духовном смысле, рассуждает апостол Павел — в отрывке из 3-й и 4-й глав своего второго послания к Тимофею. Данный текст читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 3.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
Глава 4.
1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его:
2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.
3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Существует ещё один интересный пример, связанный с теорией трёх точек опоры. Это знаменитый Медный всадник — памятник Петру Первому в Петербурге. Многие, полагаю, его видели. Так вот — Пётр изображён восседающим на коне, вставшем на дыбы. И наблюдателю кажется, что памятник, как живой, как будто балансирует, ловит равновесие. Но это не так, конечно же. У Медного всадника есть третья, скрытая точка опоры. Это змей, который подкрадывается к коню сзади и цепляется за его хвост и копыта. Очень интересная деталь — не правда ли?
Так скульптор — Этьен Фальконе — продемонстрировал следующую вещь. Каждый правитель призван остерегаться искушения мыслить себя как вечного и непобедимого, беречь себя от безумия властолюбия, не поддаваться гордости. Потому что та, как змей, исподтишка ужалит и погубит правителя, нанеся удар и его стране. О чём-то подобном рассуждает и апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею. Тимофей был назначен Павлом епископом, то есть руководителем, церковной общины в городе Эфесе, где сам Павел много и усердно проповедовал. Тимофей по тем временам был несколько молод для занятия подобной должности. Но, с точки зрения Павла, его ученик был вполне готов к непростому и ответственному служению.
Что не означало, впрочем, отсутствия каких-то ошибок. От них и стремится уберечь Павел Тимофея. В первую очередь, он призывает ученика внимательно следить за собой и не поддаваться гордости. Какие же практические рекомендации даёт Павел? Он просит Тимофея постоянно и вдумчиво читать Священное Писание — Слово Божие, которое, как слышали мы в послании, «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».
Священное Писание обладает уникальным свойством — при должном внутреннем расположении читателя, оно вступает с ним в самый настоящий диалог. Господь начинает беседовать с нами. Это подтвердит каждый, кто регулярно обращается к тексту Библии. Сколько бы раз ты ни читал тот или иной фрагмент Писания, оно всякий раз открывается тебе с новой стороны и способно, таким образом, стать той необходимой, третьей точкой опоры, которая позволит человеку не потерять чувство равновесия, не утратить связи с реальностью.
Но Писание будет, так сказать, «работать» корректно, только если мы будем читать его с молитвой — просьбой к Богу открыть нам правду о мире и о нас самих. Это очень и очень важно. Павел же, продолжая наставлять Тимофея, просит его осуществлять епископское служение не в свою славу, а в славу Божию. И проповедовать не от себя, а на основании Слова Божия, прививая людям любовь к Священному Писанию. Чтобы сами прихожане Тимофея обрели в Библии собственную точку опоры и через это выработали иммунитет в отношении всяких лжепроповедников, шарлатанов, которые не правду Божию возвещают, а льстят и обманывают. Всё для того, чтобы сделать человека своей собственностью.
Советы апостола Павла были полезны не только для святого Тимофея. Они могут, безусловно, пригодиться и нам. Многое, конечно, с первого века поменялось, но люди, по большому счёту, остались прежними. А значит — мы по-прежнему нуждаемся в доброй и крепкой опоре, которой пусть будет для нас Господь, говорящий с нами через Священное Писание.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











