На заре своего воцерковления меня возмущала строка в Евангелии: «Враги человеку домашние его».
Как так-то? — негодовала я. Это самые близкие, самые родные. Те, кто желает мне только добра. Какие же они враги?
Но вместе с духовным опытом пришло и духовное прозрение.
Я вспомнила, как воцерковлялась моя мама. Она первой стала ходить в храм, поститься, молиться. Я тогда была далека от этого. Как же меня раздражало, когда мама рано вставала в воскресенье на службу. Ведь, собираясь, она будила и меня. А мне так хотелось поспать в свой единственный выходной.
Или когда она молилась перед приемом пищи. Меня буквально выворачивало наизнанку. Хотя, что в этом такого? Молится человек, пусть молится. Но нет. Я даже не пыталась скрыть своего раздражения.
Или ещё когда мама благословляла меня в дорогу. Меня просто трясло. Вспомнить страшно.
У нас было много ссор на этот предмет. Отношения портились. Разве я не была ей врагом в то время?
Откуда столько нетерпимости и агрессивной несдержанности? Ведь по натуре мне эти качества несвойственны. Так активно я не протестовала ни в каких ситуациях.
Много позже, когда я сама пришла к вере, тоже оказалась в положении моей мамы. Я приехала на юбилей к своему дальнему родственнику. Он — бывший военный, человек строгих правил и твёрдого характера. Прежде мы не касались темы Бога и Церкви. Я не знала его позиции.
Садясь за праздничный стол, я по привычке полушёпотом произнесла: «Господи, благослови». Юбиляр даже с места подскочил. Крикнул не своим голосом: «Отставить религиозную пропаганду». В такой ярости я его ещё не видела.
Помятуя свой опыт такой же реакции, не обиделась. Слава Богу, он ограничился этой вспышкой гнева. И после короткой неловкой паузы мы проложили празднование дня рождения.
В конце вечера он подошёл ко мне и стал убеждать, что моя религиозность временное явление. Говорил, что сила в науке и прочее в таком духе. Я слушала молча. А чего спорить? По себе знала, что это бесполезно.
Простились мы на доброй ноте. Каждый остался при своём.
Общались редко. Поэтому даже не знаю, в какой момент он пришёл к Богу. А так как детей и внуков он воспитывал по своим научным соображениям, ему тоже пришлось выслушивать свои же аргументы против религии, только из их уст.
Вот такая цепочка получается. Как знать, возможно, кто-то из его потомков тоже придёт в Церковь и тоже будет защищаться от своих домашних.
А я все думаю и не могу понять — почему? Почему самые близкие становятся самыми опасными? Ведь в семье каждый должен любить и поддерживать другого.
Что же делать? Мой ответ такой: нам, верующим — обращаться к Евангелию, искать ответы Там. Взывать к Господу за помощью. Молиться святым о вразумлении и не ближних, а нас самих. Чтобы нам не стать врагами своим родным, которые пока не ведают, что творят, препятствуя нашей жизни с Богом.
В моей любимой молитве Оптинских старцев есть слова: «Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая».
Вот что должно нами руководить! Не желание навести порядок в чужой жизни. А страх негативно на неё повлиять. Даже из лучших побуждений.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
16 декабря. О подлинном человеческом счастье

14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отслужил Божественную Литургию в новоосвящённом храме Святого равноапостольного князя Владимира в районе Крылатское в городе Москве.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о подлинном человеческом счастье.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 декабря. О жизни и творчестве Людвига Ван Бетховена

Сегодня 16 декабря. В этот день в 1770 году родился немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 декабря. О творчестве Георгия Свиридова

Сегодня 16 декабря. В этот день в 1915 году родился композитор Георгий Свиридов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Все выпуски программы Актуальная тема











