«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин

Поделиться Поделиться
Протоиерей Федор Бородин в студии Радио ВЕРА

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.

Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется память Всех святых и Рождество Иоанна Крестителя, а также о днях памяти Тихвинской иконы Богородицы, святых благоверных князей Петра и Февронии, первоверховных апостолов Петра и Павла и собора 12-ти апостолов.

Ведущая: Марина Борисова


Марина Борисова:

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, во второе воскресенье после Пятидесятницы, и на наступающей неделе. Неделя нас ждет насыщенная, ее смысловое насыщение начинается прямо буквально с завтрашнего дня. Столько смыслов сконцентрировано в одном дне 7 июня. Получается, что это и воскресенье Всех святых, в земле российской просиявших, и собор Всех святых, на Афоне просиявших, и рождество пророка Иоанна Предтечи. Мы постараемся, насколько хватит у нас времени, коснуться всех этих тем, но самое главное, по традиции, мы постараемся понять смысл воскресенья, исходя из тех евангельских и апостольских отрывков, которые мы услышим завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к римлянам из 2-йглавы, стихи с 10-го по 16-й. Этот отрывок достаточно часто вспоминают в проповедях, потому что он вроде как адресован и верующим и, не то чтобы неверующим, но не христианам, скажем так. Апостол Павел говорит, что «Нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (...) ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Я, когда читаю этот отрывок, все время вспоминаю своих родителей и их родителей, соответственно, бабушек и дедушек, потому что это как раз люди, чье сознательное время жизни пришлось на пик богоборчества. На уровне мировоззрения, которое закладывалось им в мозг, все, казалось бы, должно было отрицать Закон Божий. Но то, как они жили и как они реагировали на обстоятельства жизни, когда начинаешь вспоминать об этом, было абсолютно христианское. По-видимому, настолько было это привито, что никакими ухищрениями идеологического аппарата было невозможно до конца из человека это выколотить.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. Вы говорите о поколении родителей, но, к сожалению, как в течение многих поколений закладывается навык христианских поведений, закладывается навык христианского решения любых проблем и выхода их них, точно так же он разрушается за несколько поколений. То, что было совершенно естественно поступить по-христиански, даже не понимая этого и не проговаривая это для поколения наших родителей, сейчас, к сожалению, уже не так и все меньше и меньше мы это видим, и это очень грустно. Речь у апостола Павла идет о язычниках, вы говорили о людях, которые были в детстве крещены. Формально они христиане были, но по жизни, по убеждениям, по незнанию Евангелия и Закона Божия, по тому, что они не обращались ко Христу в течение почти всей своей жизни, но многие в конце все-таки обратились, в 90-е годы, это можно отнести и к ним. Действительно, Господь вложил в каждого человека стремление к правде, стремление к истине. Если человек старается жить по совести, даже не став участником откровения, не получив его в руки, все равно в нем есть сила Образа Божия, эта печать, как святые отцы говорят, которая вдавлена в сургуч человеческого сердца и которую никак нельзя оттуда вырвать, даже если человек очень этого хочет. Поэтому эти слова прекрасны, дают правильное объяснение и взгляд на всю внехристианскую культуру и мышление внехристианское. Когда человек, ищущий правду, ищущий истину, ищущий Бога, потому что Он есть Истина, стремясь к Нему, делая ошибки, обманываясь, двигаясь по своим страстям и создавая Бога по своему образу, а не наоборот, но все-таки делая это искренне и видя в этом самое главное делание своей жизни, может быть для нас даже примером в поступках. Как мы знаем, например, в традиции росписи православных храмов, в Благовещенском соборе Московского Кремля, не в храме самом, а в галерее, вы можете увидеть портреты тех языческих римских и греческих философов, которых иногда святые отцы, как Платона, например, даже называли христианином до Христа. Потому что Церковь с уважением относилась к этому поиску, если он был искренний, если человеку даже иногда приходилось и страдать за эту правду, которую он обретал. Но, тем не менее, Церковь знает, что полнота откровения дарована только во Христе.

Марина Борисова:

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Матфея, 4-я глава, стихи с 18-го по 23-й. Это отрывок, повествующий о призвании первых четырех апостолов. Что особенно, мне кажется, знаменательно, что неделя начинается с воскресенья, где чтение рассказывает о том, как первые четыре апостола последовали за Христом, а заканчивается неделя праздником в честь Первоверховных апостолов Петра и Павла и собором 13-ти апостолов. То есть вся неделя нас настраивает на более внимательное размышление, кто такие апостолы, как они вообще оказались рядом с Христом и какова их роль в нашей жизни.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, призвание — это чрезвычайно важно. Мы находимся перед этой тайной, например, когда пожилой священнослужитель должен принять решение о призвании в священный сан юноши. Как узнать, Господь его призывает или нет, если ты смотришь на него, видишь сейчас чистого, благочестивого и стремящегося к алтарю человека? Хорошо, когда есть рядом кто-то, кто возьмет на себя эту ответственность, а если такого человека нет, как решить этот вопрос? Мы знаем, что человек может ответить на призвание отказом. Мы помним повествование о человеке, который был призван в апостолы и не стал им. Это богатый юноша, которому Господь сказал: раздай все, следуй за мной. Он тоже мог бы стать учеником, мы бы строили в его память храмы, писали бы иконы, составляли бы ему молитвы. Притом, что, скорей всего, он наследовал жизнь вечную, но не стал совершенным, то есть не стал апостолом. Мы знаем Иуду отрекшегося, мы знаем горькие слова из Евангелия от Марка о том, что книжники и фарисеи отвергли волю Божию о себе, не крестившись. Человеку дана эта страшная власть — не принять призвание Божие. Но вот Петр, Андрей, Иаков, Иоанн были такими людьми, которые смогли оставить все, просто разжать руки, чтобы из них все выпало. Я так это и представляю себе, просто опускает сеть с трепещущей живой рыбой, та падает на дно лодки, а Зеведей отец смотрит на Иакова и Иоанна, смотрит на Христа, их призывающего, и говорит: идите, сыночки, вот я вас для этого и воспитывал. Мы, к сожалению, не очень почитаем этого человека, а это великий человек. Так угадать волю Божию. Причем, Иаков, насколько я понимаю, был старше Христа, как и Петр был старше Христа в земном возрасте своем. Сказать, да, идите к этому Учителю, о Котором никто пока еще ничего толком не слышал. Какое должно было быть сердце у людей, становящихся апостолами именно потому, что они могут разжать руки, и у их родителей, у пожилого человека, который остается без кормильцев. Какой должна быть вера и желание послужить Мессии, послужить Христу. Это удивительный момент этого призвания. Совершено не случайно он читается в память Всех святых, в земле русской просиявших. Умение разжать руки и отдать все Христу, не оставляя за собой ничего. Такой максимализм, если это ответ на другой призыв, может разрушить всю жизнь человека. Но эта цельность, некая детскость очень похожа на благочестие русского человека, какое-то коренное и очень важное. Что если Господь позвал, тогда все по максимуму.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы закончили рассуждения о евангельском отрывке, который прозвучит завтра в храме за Божественной литургией, на такой мысли, которая, мне кажется, очень перекликается, как ни странно, с другим очень важным событием, которое мы будем в это воскресенье праздновать — праздник рождества Иоанна Предтечи. Вы сказали, что эта такая русская святость, характерная тем, что, как у Достоевского Алеша Карамазов, который сказал, что когда он услышал слова Спасителя «Оставь все и следуй за мной», не может ходить только к обедне и давать милостыню в несколько копеек нищему. Но ведь это, насколько я понимаю, любой святости присуще. Иоанн Предтеча это в высшей степени, на сто процентов, выражение именно такой жизни. Там вообще с рождения, с детства вся жизнь построена парадоксальным образом. Казалось бы, так невозможно, но, как выясняется, только так и мог появиться Предтеча Господень.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да. И мы в молитве говорим о нем, как о последнем пророке Ветхого Завета, первомученике Нового Завета, как учителе покаяния и крещения, «ибо обои́х начальник еси». Удивительные такие слова. Нам иногда, может быть, хочется всматриваться и молиться святым, которые нам более близки и понятны, а Иоанн Предтеча настолько велик, сам Господь сказал, что «между рожденных женами нет большего», что мы не смеем ему молиться, боимся ему молиться. Очень часто, например, мать спрашивает у священника, кому молиться, чтобы пришел ко Христу сын или дочь. Я всегда говорю: Иоанну Предтече. У него величайшая харизма приводить людей ко Христу, она разная по отношению к разным людям, но никто как он не умел приводить ко Христу. Иногда он был строг, он мог сказать людям, которые пришли к нему в страшную жару в эту пустыню Иорданскую каменистую, порождения ехидны, то есть змеёныши, что вы пришли? Надо менять вам вашу жизнь. Вот так пришел человек, считающий себя знатоком Писания, а ему говорят: змеёныш. Почему? Потому что это кого-то возмутит, а кого-то приведет ко Христу, когда он снова станет с сокрушенным сердцем человеком. А кому-то он говорил очень мягко, как воинам, например. Он умеет с каждым человеком, поэтому нам к нему обращаться в нашей ситуации, когда каждого из нас окружают сотни людей, которых хорошо бы привести ко Христу, которые крещены, но со Христом не живут. Поэтому Иоанн Предтеча — это святой, которому надо молиться и к которому надо прибегать в наше время постоянно.

Марина Борисова:

— Интересно, что из всех четырех евангелистов именно евангелист Лука подробно рассказывает историю зачатия и рождества Иоанна Предтечи. Что касается этого сюжета, есть масса вполне понятных объяснений, почему для Церкви так важно празднование этого события. Больше всего удивляет, что в сознании богословском в Церкви остался образ очень взрослого человека Пророка и Предтечи, Крестителя Господня Иоанна. А образ ребенка, пожалуй, запечатлелся в христианской культуре только во времена возрождения, где масса сюжетов живописных связана именно с рождением Иоанна Предтечи. Мне кажется, что это может быть незаслуженно отодвинутый сюжет, потому что для меня всегда самым потрясающим в истории Иоанна Крестителя было то, что это жизнь, которая была посвящена служению до того, как человек мог это осознать. Все, что говорит евангелист Лука, свидетельствует о том, что как началось с откровения Захарии и Елизавете, так и продолжалось, начиная с зачатия до кончины страшной в подвале замка Ирода. Мы очень много последнее время рассуждаем о смыслах нашей веры. Это замечательно, на мой взгляд, что мы стараемся не ограничиться просто эстетически эмоциональным восприятием, стараемся дойти до понимания глубоких вещей. Но при этом мы иногда слишком большой акцент делаем именно на рациональном восприятии вероучения, тогда как и Евангелие и вся церковная история проникнута примерами, абсолютно с точки зрения человеческого рацио необъяснимыми жизненными историями. И, мне кажется, что самое главное, стоящее в начале этого списка в христианском сознании — это история рождества Иоанна Предтечи.

Протоиерей Федор Бородин:

— Это история о том, как Господь — может быть, дополняя то, что вы сказали — пребывая вне времени, которое Он сотворил, зная о выборе человека, с детства поручает ему нести это служение. Зная, что это будет тот, на кого Он может его возложить. Еще что очень важно для меня — это то, что Иоанн Предтеча явился плодом супружеской любви, несшей бездетность как поношение, которая была верна Богу, несмотря на то, что греха, о котором наверняка все говорили, показывая на них пальцем, за собой не знали. Но вот любовь к Богу, даже тогда, когда тяжело, любовь к Богу, которая несет в терпении тяжесть того, что Господь благословил тебе нести, того, что мы называем Крестом, и рождает такую святость. И у нее такой плод: любовь, верность и терпение. Иначе он не мог появиться, не мог Иоанн Предтеча появиться как один из многодетной семьи ребенок в молодости. Должно было произойти очищение родителей. Еще, конечно, меня совершенно удивляет то, что его отец Захария, когда беседует с ангелом, слышит слова, которые совершенно непонятны: он придет, чтобы «возвратить сердца отцов детям, непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный». Но «непокоривым образ мыслей праведников» вернуть — это понятно, хотя это огромная задача. Мы должны не только в грехах раскаяться, мы должны изменить образ мыслей на образ мыслей праведников. Вот о чем за нас молится Иоанн Предтеча, и вот что ангел возвещает как волю Божию, то есть перемену образа мыслей. Это возвращение сердца отцов детям — хотя это цитата из одного из ветхозаветных пророков, тем не менее, совершенно не в формате Ветхого Завета. Весь Ветхий Завет о чем? О том, что есть откровение, данное через Моисея, и нужно отформатировать детей под это откровение, под эту традицию, под эти заповеди, под образ жизни, который помогает это откровение сохранить и передать. Не привести сердца детей в соответствие с сердцами отцов, а наоборот — в рамках Ветхого Завета это непонятно. Но поскольку Евангелие написано для всех поколений христиан, и для нас с вами, и для тех поколений, которых мы не знаем, это Господь только один знает, то сейчас это становится понятно. Сейчас, когда мы видим в нашей стране миллионы детей, оставленных отцами, которые растут без отцов — миллионы — и которые отцам не нужны. Я столько раз сталкивался с тем, что женщина, воспитывающая одна детей, даже без алиментов, приходит и говорит, что он сказал, что убьет меня, если подам на алименты. Или он радуется, как будто он в футбол выиграл какой-то матч, что ему удалось сократить алименты, не содержать итак брошенного сына, который вырастет с огромной дырой в сердце на всю жизнь раненым. Вернуть этих людей в нормальное состояние, потому что это беззаконие. Мне кажется, что девственный и безбрачный Иоанн Предтеча тоже может быть нашим молитвенником в этой колоссальной проблеме. Потому что он пришел, в том числе, и для этого. Это Архангел Гавриил сказал, это не мы с вами придумали.

Марина Борисова:

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Мы ненадолго прервемся и вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова:

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Эта неделя начинается дивным воскресеньем, продолжается не менее дивным понедельником и не менее дивным вторником. В понедельник у нас праздник в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских, а во вторник, 9 июля, у нас праздник в честь иконы Божьей Матери Тихвинской. И то и другое очень памятные и очень лично переживаемые большинством из православных верующих праздники. Что касается праздника в честь благоверных Петра и Февронии Муромских, то тут, скорее всего, все-таки символ, потому что личности легендарные и именно в легенде сохраненные. Но мне кажется, здесь еще, раз уже мы говорить начали о русских святых, есть достаточное количество святых, которых мы почитаем и про которых мы почти ничего не знаем. Они относятся к тем средневековым временам, когда далеко не все возможно было сразу зафиксировать, даже если речь шла о жизни высокопоставленных особ. Та же самая история произошла с Петром и Февронией, о которых летопись была составлена через несколько столетий после того, как они скончались. Парадоксальным образом часто в истории русской святости можно найти примеры, когда почитание святых начиналось без знания о их истории. От чудес, которые происходили на могилах, от видений, которые люди начинали видеть по своим молитвам, когда совершенно незнакомые святые вдруг как бы врывались в ткань их жизни. Насколько я права или нет, когда мне кажется, что это достаточно важная тема для размышления православного христианина. Откуда берется это почитание?

Протоиерей Федор Бородин:

— Это почитание, как мне кажется, берется от того, что у Бога все живы, и святые и мы, грешные, живущие на земле, мы все связаны любовью во Христе и составляем одно Тело, Тело Христово —Церковь. Господь, видя, что нам сейчас в назидание, в помощь ко спасению нужен пример и молитва каких-то святых, которые уже оставили свою телесную храмину и находятся у Него, воздвигает их почитание через чудеса. Петр и Феврония — это как раз такой пример. Действительно много легендарного: какой-то змей, какой-то меч, какая-то рубашка — очевидно совершенно, что это не житийная, а сказочная составляющая. Но память народная сохранила самые важные вещи, которые нам очень нужны. Одна из них — это то, насколько они любили друг друга и насколько они были друг другу верны. Феврония простолюдинка, вышедшая замуж за князя. Конечно, ее место за столом одесную князя возмущало боярских жен, необходимость ей воздавать знаки почтения. Вскоре все и бояре были подзуживаемые своими женами благоверными возмущены. Петр оказался перед выбором, ему сказали: или княжеский стол или жена. Человек, который не любит жену, как себя второго, как должен любить христианин, как Христос любит Церковь, скажет, поменяю, что такого. Помните, знаменитая страшная история, как секретарь Сталина Поскребышев возвращается домой после того, как принося расстрельные списки Иосифу Виссарионовичу, видит там фамилию своей жены, спрашивает его, что за ошибка. Тот говорит: а вам что важнее, дело партии или ваша жена? Конечно, дело партии. Возвращаясь домой, он встречает женщину, которую не видел никогда, она показывает паспорт и говорит: теперь я твоя жена, какая-то сотрудница. Петр поступил абсолютно по-другому. Или Михаил Калинин, у которого сидела жена, и он таким образом должен был нести это соучастие во всех преступлениях. Петр сказал: жена, стол княжеский на втором месте. Почему? Потому что я ее люблю. Любовь к жене, которая согласна оставить все земное благополучие, власть, более-менее роскошную жизнь — это пример для нас для всех. У нас сейчас очень часто семьи разваливаются из-за значительно меньших, даже не сопоставимых проблем: а вот мне с ней тяжело, потому что... там какая-то глупость абсолютная, она не хочет меняться и поэтому. Поэтому мы и поклоняемся Петру и Февронии и поэтому у нас день семьи связан с их памятью, что этот пример беззаветной и абсолютно преданной, верной любви.

Марина Борисова:

— Что касается Тихвинской иконы Божией Матери, то эту икону, так же, как Владимирскую или Казанскую давно невозможно воспринимать отдельно от истории государства Российского. Это царская икона, так уж получилось, что именно этой иконой благословляли на царское служение, начиная с Михаила Романова. Традиция почитания этой иконы, как важной святыни для правящего дома, шла еще от Рюриковичей. Начиная с Василия III и особенно Иоанн Грозный, который почитал этот образ, так она и прошла, Тихвин стал местом царского богомолья. И дальше на протяжении всего времени вплоть до Синодального периода и сам Тихвин, и Тихвинский образ Пресвятой Богородицы был особо почитаемый, начиная от правящего дома и заканчивая, естественно, всеми подданными. Интересно, что на Синодальное время эта традиция как бы уходит под спуд, хотя цари на Руси не перевелись, а наоборот стали императорами. Возвращается эта традиция во время, когда уже, казалось бы, ничто нашу жизнь не связывает с этой монархической историей и с монархическими символами. Ровно, когда закончился Советский Союз, вернулось в полном смысле этого слова почитание Тихвинского образа. После Великой Отечественной войны так сложилось, что она вместе с нашими эмигрантами попала сначала в Европу, а потом в Америку в Чикаго. Было завещано вернуть ее на родину только тогда, когда в Тихвине возобновится монастырская молитвенная жизнь. Как только это произошло в середине 90-х, икона вернулась на свою историческую родину, если можно так выразиться. Хотя трудно сказать, был ли первоисточник византийский, был ли более ранний, поздний. Мы не искусствоведы, мы говорим о той части истории святынь, которая непосредственно касается нас. Мне кажется, что история Тихвинской Божией Матери очень важная как раз для понимания того, что с нами происходит.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, ее уход через Ригу в Чикаго, потеря святыни свидетельствует о том, что огромное количество наших соотечественников прошлых поколений отказывалось от веры. Святыня уходит, потому что она не нужна и она в опасности. Сколько прекрасных древних икон погибло в угаре советской борьбы с религией, мы даже узнать никогда не сможем. Эти все костры, в которые молодые комсомольцы должны были, отобрав у своих бабушек и дедушек, приносить иконы. Евангелия, которые рубили топорами на плахе. Тихвинская икона была сохранена промыслом Матери Божией и вернулась, потому что ее хранитель, владыка Рижский Иоанн (Гарклавс) оставил ее своему сыну протоиерею Сергию Гарклавсу, и тот ее привез. Я могу здесь засвидетельствовать о своем личном опыте встречи с этой иконой. Духовенство нашего Богоявленского благочиния, поскольку три вокзала, в том числе Ленинградский, находятся на территории нашего благочиния, эту икону встречали и ее провожали, когда она первый раз приехала в Москву. В Питер она приехала, потом в Москву и из Москвы уже вернулась в Тихвин. Эта икона находилась в так называемом депутатском зале вокзала, мы служили перед ней молебны в течение того времени, пока мы ждали поезд на отправку. Это было около трех часов. Казалось бы, надо куда-то бежать, куда-то спешить, до поезда три часа, давайте молиться. И мы медленно служили этот молебен. Не знаю, как это сказать, но пришел такой покой, такой мир, мое сердце просто растаяло. Такое ощущение, что ты подходишь к этой иконе, как к источнику света и тепла. Как, почему Матерь Божия выбирает именно эту икону, а не другую, мы не знаем. Но действительно это древняя намоленная святыня, воля Матери Божией ею хранить нас и открывать к радости Духа Святого наши сердца. А потом была довольно тяжелая в прямом смысле для меня история, потому что надо было принести ее в вагон, где одно СВ-купе было под это выделено. Она была в тяжелейшем бронированном киоте. Мы вчетвером, четыре священника, еле-еле ее несли, а когда мы занесли ее в вагон, то мы с одним батюшкой, который повыше и покрепче меня значительно, оказались вдвоем в узком проходе, у меня чуть руки не оторвались, было невероятно, как будто я поднял огромный сейф. Ну, так и было. Хоть так послужить Матери Божией, хотя бы так, хоть что-то чуть-чуть потерпеть в ответ на ту радость, которую Она мне щедро дала в тот день в этом депутатском зале. Я был счастлив.

Марина Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. Мы подошли к завершению недели, в пятницу 12 июля мы будем праздновать память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла, а на следующий день в субботу собор 12-ти апостолов. Все, что касается праздника двух Первоверховных апостолов, очень благодатный повод для размышлений на тему разнообразия проявления даров благодати Божией. Помимо того, что они все такие разные, мне кажется, важно понять, почему из всех 12-ти апостолов Первоверховным стал Петр. Мы о многих учениках Христовых знаем из Евангелия, может показаться, а почему не Иоанн, который был любимым учеником и удостоен самого большого с человеческой точки зрения доверия, когда на Кресте Спаситель вручил заботам будущего евангелиста Иоанна Свою собственную Мать. И все-таки изначально Спаситель все время подчеркивал, что Петр — тот камень, на котором будет воздвигнуто здание Церкви. Но именно Петр — фигура с наиболее подробно описанными искушениями, ошибками и падениями из всех учеников Христовых, описанных в Евангелии. На другом полюсе апостол Павел, который вообще кроме недоумения ничего не вызывает, потому что этот человек не только был противником христианства, но активным борцом с этой религией. Это удивительное избранничество двух таких людей кажется утешительным для нас.

Протоиерей Федор Бородин:

— У каждого человека свои дары. Помимо этого, Иоанн не мог быть Первоверховным, потому что он был совсем молодым юношей. В любом мужском коллективе так не бывает, чтобы он становился старшим по такому межличностному выбору. Давайте вспомним, как Петр и Иоанн бегут на Гроб после того, как они услышали весть о Воскресении. Иоанн, как более молодой бежит быстрее, но он не входит внутрь, он ждет Петра, он не может войти без Петра. У него такое смирение, и именно по этому смирению ему и дано будет написать, как когда-то самое высокое Евангелие, Апокалипсис. А Петр имел все дары и горячность и абсолютную цельность, которые необходимы для управления Церковью. При этом Петр во время апостольского собора, который описан в книге Деяний, совершенно спокойно, чего никак не могут признать католики, отодвигается на свое место, не первое, когда решение собора озвучивает Иаков. Но руководство Церковью, учениками, возглавление этой общины Господь доверяет именно Петру, потому что у него этот талант есть, у него есть талант управлять. Нам кажется, когда мы рассуждаем о Церкви, иногда даже слышим такие слова, ну, это система, как нечто пренебрежительное, кто там управляет? Сидят бумажки перекладывают, личные дела подписывают. Это не так. В одном из своих посланий апостол Павел перечисляет дары, которые даны разным людям для того, чтобы Церковь жила, он так и говорит: дар управления. И это не каждому дано. Давайте, возьмем для примера какой-нибудь большой приход, многоклирный, где шесть священников. Там будет духовник, о котором остальные священники, если они не гордые, не тщеславные, говорят: сложная проблема — идти к отцу Иоанну, у него благодать отвечать на такие вопросы. Там будет духовник, у которого будет благодать принимать исповедь за всю жизнь и так задавать вопросы, чтобы вывернуть человека наизнанку, в хорошем смысле слова, чтобы он прошел очищение. А первый духовник может быть, этого и не может, но он умеет принимать сердечно людей и молиться за них. Там будет кто-то, кто блестяще проповедует, но при этом нет дара у него к исповеди такого, не может он ничего сказать. Там будет тот, кто может работать с детьми, но кому трудно работать с пожилыми, и наоборот. Эти все дары разные в Церкви, а над всем этим будет настоятель, который будет обладать смирением, понимая, кто где умеет и может больше, чем он, и кому надо что поручить. И принимая эти дары и в то же время руководя всеми, заботясь о том, чтобы каждый был на своем месте. Например, свое второе послание Петр заканчивал «о брате нашем Павле» — он так и говорит, что он пишет нечто неудобовразумительное. То есть послание апостола Павла, человека книжной учености, знавшего языки и писавшего в этой традиции, для Петра не совсем понятны, потому что это простой рыбак, Но он, тем не менее, не говорит, что не читайте, он просто знает, что у каждого свое место. Такому человеку, который обладает смирением, сокрушенным сердцем, а сердце Петра сокрушено навсегда его отказом от Христа и восстановлением. Христос его не восстанавливает, говоря: ты будешь теперь последним. Он ему дает, снова ставит его руководителем общины христианской. Вот это удивительно совершенно, какие дары были у этих людей. И самое главное, что все эти дары сверкали и сияли благодатью Божией, этого не было бы так, если бы эти люди не умели смиряться. Апостол Павел если бы не говорил, что я не достоин называться апостолом. Петр бы не плакал при каждом пении петуха.

Марина Борисова:

— Удивительно, что Спасителя это, похоже, совершенно не интересовало. Он Петра спрашивал о чем? Любишь ли Меня? Три раза спрашивал. Он не спросил: веришь? готов ли? Он спросил только, любишь или не любишь?

Протоиерей Федор Бородин:

— Потому что вообще это главное. В священном служении, в служении Господу в Церкви это главное, насколько человек умеет любить. Если он не умеет любить и не особенно к этому стремится, тогда он все будет разрушать. А любовь рождает смирение. Если ты любишь Христа, Который взошел на Крест и показал пример смирения, то ты тоже будешь себя к этому понуждать и этого искать. Но вопросы Христа... Вы зря так, Марина. Почему вопросов Христа три? Потому что остановить человека, позвать человека в храме: Марья Ивановна, вы Христа любите? — Конечно, люблю. — Марья Ивановна, помолчите, подумайте, вы Христа любите? Она задумается, как это проявляется в моей жизни? Что я делаю в своей жизни, это подтверждает мою любовь ко Христу? А потом будет третий вопрос, который должен достичь самой глубины души и сердца Петра. И он должен сформулировать для себя ответ на этой глубине, что это, да, самое главное в моей жизни, моя любовь ко Христу. И тогда он будет восстановлен. Не то, что не интересует, но в этом вопросе всё. Если любишь, ну, вот... Как мы об этом уже сегодня говорили, если любишь Петр Февронию, пусть бояре сами собой управляют, я буду с ней.

Марина Борисова:

— Там в том, что нам рассказывает Евангелие о характере апостола Петра, очень много такого... Скажем, когда мы читаем об Иоанне Предтече, мы видим абсолютно целостный образ: пророк-пророк, нет ни одного пятна, ни одного изъяна. Когда мы читаем об апостоле Петре, он, как мы, бросится в воду навстречу Спасителю и тут же подумает: ой, что такое, почему я по воде иду — и начинает тонуть. От избытка эмоций и минимума рефлексий на горе Преображения говорит: а давайте мы все здесь останемся, сейчас три шалаша сделаем.

Протоиерей Федор Бородин:

— Причем, не для себя, ему даже шалаш не нужен.

Марина Борисова:

— Может, это мое личное восприятие, но помимо того, что ему суждено стать краеугольным камнем Церкви, он, этот камень, похож на всех нас. Может быть, в лучших наших проявлениях, когда мы готовы искренне от всей души что-то сделать, потом испугаться, подумать, что я не могу так, вроде, кто я и почему у меня получается. То есть вся гамма чувств и переживаний, которые связаны с нашим восприятием Спасителя личным, все в Евангелии описаны применительно к апостолу Петру.

Протоиерей Федор Бородин:

— Да, и начинается все это со слов: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». То есть покаянное видение себя. Но все, что вы описываете, есть и в Павле. Он себя трижды в своих посланиях называет извергом, то есть выкидышем буквально, недостойным к тому служению, которое он несет. И имеет такие удивительные дары, такие откровения. И Петр и Павел в себе навсегда сохраняют это измерение, которое начинается с нижней точки, с точки своего падения. Они не дают себе об этом забыть, и поэтому они способны не сгореть, принявши огонь таких дарований. Другой человек не может, человек не кающийся не может принять много благодати. Не получится, он просто погибнет, а Петр и Павел могут. Мне кажется, у нас очень мало восприятия Петрова поста, как времени подготовки к встрече с личностью апостола Павла и апостола Петра, к сожалению, нет традиции углубленного чтения и вникновения в их послания, а хорошо бы. Хорошо бы весь Петров пост читать, изучать и исследовать Священное Писание и применять к себе. Например, может быть, то, что я все время себе как вопрос задаю слова из послания коринфянам. Апостол Павел говорит: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное достоинство распространитесь и вы». То есть откройте, расширьте, увеличьте сердца ваши. Это то, о чем вы сегодня вспомнили, когда цитировали Алешу Карамазова. Если я христианин, мое сердце не может быть настолько узкое, что я делаю это, вот эту добродетель, в воскресенье хожу в храм и понуждаю себя вычитывать правило, потому их нельзя не вычитывать. Расширение сердца, чем больше я его расширю, тем больше Господь может дать мне даров и благодати, и тем больше людей я могу вместить туда. Может быть, так нам рассматривать свое путешествие через Петров пост и свое поклонение этим святым?

Марина Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу. В эфире была программа «Седмица». В студии были Марина Борисова и наш сегодняшний гость, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин. Слушайте нас каждую субботу. До свиданья.

Протоиерей Федор Бородин:

— До свиданья.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем