
Деян., 6 зач., II, 38-43.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Нередко у современного человека возникает ощущение, что что-то важное и значимое в жизни он сделал и продолжает делать не так. Иногда с подобными мыслями он приходит к храм и спрашивает, что ему делать? Ответ на подобный вопрос звучит в отрывке из 2-й главы книги Деяний апостольских, который читается в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́чите дар Святаго Духа.
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах.
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме.
Одной из важнейших добродетелей в христианстве считается целомудрие. Сегодня нередко его сводят к некоторой половой дисциплине, хотя на самом деле призыв к целомудрию — это призыв к целостности всей жизни, к тому, чтобы всю её выстроить по воле Божией. Когда люди приходят в храм и обращаются к священнику за советом в разрешении тех или иных проблем, чаще всего они не понимают именно этого, не думают, что всё в их жизни взаимосвязано, и уж если стремиться к разрешению той или иной проблемы, сделать это по-настоящему можно, только исцеляя всю жизнь. На самом деле, подобное непонимание во-многом естественно. Когда мы приходим к обычному врачу, мы не ждём, что он спросит нас, каковы наши отношения с родителями, детьми... Действительно ли мы любим тех, кто нас окружает, или только пользуемся ими. Мы приходим к врачу решить конкретную проблему и считаем, что остальное его попросту не касается. Часто именно так люди приходят в Церковь и удивляются какому-то бессилию священника, который не может на раз-два решить их проблем. Однако священник прекрасно понимает, что всё в духовной жизни человека взаимосвязано — и стремиться к решению отдельных проблем невозможно без исцеления всей жизни.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний святых Апостолов мы слышим, как апостол Пётр отвечает растерянным и расстроенным иудеям, которые вдруг осознали, что Мессия, столько лет ожидаемый ими, уже приходил. И не просто приходил, но был не только не узнан и даже распят по их собственному требованию. «Что же нам делать?» — говорят они Петру и апостол, по примеру которого всю историю призваны действовать пастыри, отвечающие на подобный вопрос, говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа и получите дар Святого Духа»! Он не предлагает никакого другого способа, кроме как целостное возвращение на праведный путь, предполагающее преображение всей жизни. При этом важно увидеть, что апостол не останавливается на общих словах. Мы видим, как в дальнейшем развивается жизнь принявших его благую весть. Во-первых, присоединившись к Церкви, они постоянно пребывают в учении апостолов, что сегодня мы сравнили бы с чтением Священного Писания и святоотеческой литературы. К сожалению, сегодня людей, приходящих в храм для решения конкретных проблем, просьба читать Священное Писание приводит просто в недоумение. Они совершенно не понимают, как какие-то древние тексты могут повлиять на их жизнь. А ведь без примера Христова, без примера апостольского, мы просто не научимся поступать по воле Божьей, а значит, никаких собственных проблем не разрешим. Во-вторых, обращённые апостолом Петром участвуют в таинствах и молитвах, что самым глубоким образом объединяет их со Спасителем и друг с другом. Наконец, в-третьих, может быть, несколько неожиданно, возникает тема страха, который пребывает на всякой христианской душе. Но, судя по контексту, речь совсем не про боязнь или ужас, но про священный трепет перед тайной новой жизни, которая открывается их духовному взору. И когда современный человек приходит в храм с вопросом, — что ему делать, чтобы его жизнь изменилась и наполнилась смыслом, по-настоящему у нас может быть только один ответ — покайся, и начни новую жизнь во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер